По содержанию штраф относится к подсистеме наказаний, ограничивающих имущественные права осужденного. По самостоятельности назначения его следует отнести к подсистеме наказаний, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов[47].
В соответствии с другой классификацией штраф относится к группе наказаний, не связанных с лишением свободы. Наказания этой группы объединяет то, что, несмотря на различный характер, они не связаны с изоляцией осужденного от общества. Осужденные к этим видам наказаний не лишаются такого фундаментального блага, как свобода, они не отрываются от семьи, работы, учебы или иной социально полезной деятельности. Объем правоограничений здесь относительно невелик[48].
Мера штрафа – это конкретный объем ограничений имущественных прав виновного, выраженный в денежной форме.
До декабря 2003 года закон предусматривал, что штраф назначается “в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством России на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период” (ч. 2 ст. 46 УК РФ).
В новой редакции ст. 46 УК РФ законодатель отказался от исчисления штрафа в МРОТ, сохраняя возможность его определения в размере заработной платы или иного дохода осужденного установил размеры штрафа от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет (ч.2 ст. 46 УК РФ). При первом способе исчисления, то есть в виде определенной денежной суммы штраф предназначен в основном для лиц, имеющих небольшие доходы, а также преступников, не имеющих постоянного заработка или дохода. При втором способе исчисления штраф рассчитан, как правило, на хорошо обеспеченные слои населения, имеющие достаточно высокие заработки или иные доходы. Дело в том, что применение первой разновидности штрафа к этим слоям населения в силу его относительно незначительных размеров малоэффективно. Между тем размер заработка или иного дохода осужденного из состоятельных слоев населения может в десятки раз превышать максимальный размер штрафа, определяемого в виде конкретной денежной суммы[49]. Следовательно, штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период в отношении представителей богатых слоев населения наиболее соответствует провозглашенному уголовным законом принципу справедливости (ст. 6 УК РФ)[50]. В то же время Уголовным кодексом предусматриваются и ограничения в применении штрафа. Так, штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Думается, такое ограничение вполне справедливо, так как при назначении наказания, безусловно, следует соотносить его тяжесть и общественную опасность деяния[51].
Известно, что в научной литературе законодательные новеллы 2003 года были оценены неоднозначно. Еще в период обсуждения соответствующих законопроектов отмечалось, что они направлены на либерализацию и гуманизацию карательной политики[52]. В таком ключе, а также в свете международного опыта расценивался отказ законодателя от конфискации имущества как уголовного наказания.
Большая часть поправок, внесенных в Уголовный кодекс Российской Федерации, так или иначе, касается штрафа. Среди них, прежде всего, следующие:
1) изменение законодательной конструкции штрафа (ч.1 ст. 46);
2) изменение принципов исчисления штрафа (переход от МРОТ к абсолютным денежным суммам);
3) увеличение размеров штрафов, как в абсолютных суммах, так и в размере заработной платы или иного дохода осужденного;
4) обстоятельства, учитываемые при назначении штрафа (в части будущей заработной платы или иного дохода);
5) замена конфискации имущества штрафом;
6) возможность рассрочки уплаты штрафа до трех лет (ч.3 ст. 46);
7) новые правовые последствия неуплаты штрафа, причем дифференцированно как к основному и дополнительному наказанию;
8) особенности назначения и взыскания штрафа в отношении несовершеннолетних;
9) конкретные размеры штрафов в числе санкций норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Безусловно, следует приветствовать стремление законодателя к созданию действенных альтернатив реальному лишению свободы, в том числе посредством усиления роли такого имущественного наказания, как штраф. Изменения, внесенные в санкции статей Особенной части УК РФ свидетельствуют о расширении сферы применения штрафа и сокращение сферы применения лишения свободы, особенно это, касается преступлений в сфере экономической деятельности. Таким образом, штраф становится действительно существенной альтернативой лишению свободы[53]. Однако едва ли можно расценивать все принятые законодательные новеллы однозначно как дальнейшую “либерализацию” системы наказаний.
Относительно способа исчисления штрафа в условных единицах (МРОТ), в одном из определений, Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что “использование базовой суммы в качестве единицы расчета при определении размеров штрафа обусловлено необходимостью обеспечения соразмерности данного вида наказания тяжести совершенного преступления в условиях быстро меняющейся покупательной способности денег и …происходящих в стране инфляционных процессов”[54]. Несмотря на это, штраф в Кодексе (по крайней мере, при одном из способов его установления) вновь определяется в рублях. В свою очередь Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 11.01.2007 № 2 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания” дает судам разъяснение о том, что “в соответствии со статьей 46 УК РФ штраф при любом способе его назначения должен быть определен в виде денежного взыскания”[55]. В предыдущем параграфе отмечалось, что современные государства с рыночной экономикой практически не используют такой способ расчета штрафа, предусматривая его в условных единицах (дневные ставки, штрафо-дни и т.п.). Следует согласиться с мнением группы авторитетных российских юристов о том, что “использование абсолютных величин при определении размера штрафа в условиях нестабильной экономики и перманентной инфляции означает, что законодатель регулярно, чуть ли не ежемесячно, должен изменять редакции более 30% статей Уголовного кодекса. Это объективно невозможно”[56].
Безусловно, инфляция ныне не столь велика, как в начале 1990-х гг., однако даже официально зафиксированный ее уровень (~ 10 – 12% в год) ведет к фактическому снижению репрессивности штрафных санкций каждые три года на треть. В итоге либо законодатель будет вынужден постоянно корректировать санкции со штрафом, либо суды вовсе отставят этот способ его расчета в сторону, прибегая к определению штрафа в заработке или ином доходе осужденного.
Особо следует остановиться на законодательных новеллах о штрафе применительно к несовершеннолетним.
Хотя новая редакция ч.2 ст. 88 УК РФ, как и прежняя, содержит указание на необходимость наличия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества, как условий назначения штрафа, но в, то, же время жестко не связывает эту возможность с указанными обстоятельствами. По действующему законодательству назначение штрафа возможно и при отсутствии заработка или имущества у несовершеннолетнего. Такое решение вопроса о назначении штрафа расширяет круг несовершеннолетних, которым может быть назначено самое мягкое наказание. Но вот еще одна новелла, касающаяся уплаты штрафа, вызывает определенные сомнения.
В УК РФ включено положение, согласно которому штраф, назначенный несовершеннолетнему по решению суда, может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. С позиции целесообразности, подобное решение вопроса вполне оправдано. Но целесообразность должна неуклонно сочетаться с законностью. И в этом аспекте возможность переложения бремени уголовного наказания на третьих лиц, пусть и с их согласия, вызывает сомнения. Уголовная ответственность связана с виновностью и должна быть личной. Ясно, что с рассматриваемых позиций о вине родителей и других лиц или о совершении ими соответствующего деяния речь не идет. А ведь по существу им предлагается отбыть уголовное наказание вместо своего ребенка, совершившего преступление. Поэтому, на наш взгляд, очень привлекательное анализируемое новое положение уголовного закона входит в противоречие с обозначенной выше доктриной уголовного права. В свою очередь Пленум Верховного Суда Российской Федерации относительно взыскания штрафа с родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего дал судам следующее разъяснение: “Штраф, назначенный несовершеннолетнему, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Такое решение судом может быть принято по ходатайству родителей или иных законных представителей после вступления приговора в законную силу в порядке, предусмотренном статьей 397 УПК РФ. Если родители или иные представители несовершеннолетнего осужденного уклоняются от уплаты штрафа, то его взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (исполнительный лист передается судебному приставу-исполнителю, который решает вопрос о взыскании штрафа в порядке исполнительного производства)”[57].
Установление возможности уплаты штрафа за несовершеннолетнего, совершившего преступление, следует изучить и с позиций соблюдения принципа равенства граждан перед законом. С этой точки зрения, как представляется, тоже имеют место определенные нюансы. Как известно, в настоящее время произошло существенное расслоение общества в зависимости от имущественного положения. Немалая часть населения живет на грани прожиточного минимума. Другая часть обладает значительными средствами. Поэтому, скажем, в случае, если двое несовершеннолетних совершили аналогичные преступления, а сами принципиально отличаются только по признаку материального положения родителей, правовые последствия для каждого из них могут быть весьма различны. За несовершеннолетнего, относящегося к обеспеченным слоям населения, штраф будет уплачен родителями. Другой же несовершеннолетний, родители которого не в состоянии уплатить штраф, формально может быть лишен свободы, поскольку в соответствии с внесенными в УК РФ изменениями и дополнениями, установлена возможность замены штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты, в том числе и лишением свободы (любое наказание в рамках санкции статьи Особенной части УК РФ). Думается, что рассматриваемое положение еще требует дополнительного осмысления[58]. По этому поводу еще в позапрошлом веке видный российский криминалист Н.С. Таганцев применительно к штрафу писал: “Всякое наказание должно быть страданием для виновного, страданием, им лично отбываемым; закон не может допустить, чтобы назначенное кому-либо наказание отбывалось за него другим лицом. Но по отношению к денежным взысканиям этот принцип не может быть проводим с надлежащей последовательностью, тогда как государство не в состоянии на практике устранить уплату за наказанного пени другим…. Все, что может сделать в этом отношении государство, это воспретить публичные сборы для уплаты назначенной пени”[59]. И уж во всяком случае, закон не должен стимулировать подобные ситуации. Надо сказать, что наш законодатель в последних изменениях ч.2 ст.88 УК РФ демонстрирует прямо противоположный подход. Наконец, в действующей редакции ч.2 ст. 88 УК РФ выражен неприемлемый для уголовного наказания как меры принуждения вариант, когда оно реализуется в отношении невиновного лица с его согласия, а при назначении наказания фактически предполагается элемент торга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15