Наиболее распространен штраф в санкциях за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (97% санкций гл.19); против интересов службы в коммерческих или иных организациях (80% санкций гл. 23); за экологические преступления (69% санкций гл. 26) и за преступления в сфере экономической деятельности (67% санкций гл.22).
На последнем месте по распространенности штрафа – глава 33 (“Преступления против военной службы”) – 7% санкций, глава 34 (“Преступления против мира и безопасности человечества”) – 14% санкций, глава 16 (“Преступления против жизни и здоровья”) – 20% санкций и глава 27 (“Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта”) – 20% санкций.
Удельный вес штрафных санкций в зависимости от их размера весьма различен[67].
Треть санкций (32%) предусматривает штраф до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного до одного года. Максимуму санкции в 300 тысяч рублей соответствует предел заработка или дохода за два года, – доля которых среди всех санкций УК РФ составляет 27%, а в 500 тысяч рублей – обычно три года (14% к общему числу санкций УК РФ). Непонятно, правда, почему в ч.2 ст. 199.1 УК РФ (“Неисполнение обязанностей налогового агента”) наряду с максимальным размером штрафа в абсолютном исчислении в 500 тысяч рублей закреплен штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного на срок от двух до пяти лет. Последний вариант более свойствен штрафу в его абсолютном исчислении в размере до миллиона рублей.
В литературе уже обращалось внимание на отдельные погрешности технико-юридического конструирования “штрафных” санкций применительно к отдельным видам преступлений[68]. Например, почему в статье 319 УК РФ (“Оскорбление представителя власти”) штраф до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев – такой же, как и за простое оскорбление (ч.1 ст. 130 УК РФ), причем в ст. 319 такое оскорбление – публичное, а за оскорбление обычного гражданина в публичном выступлении штраф – в два раза выше? Почему сокрытие или искажение информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, независимо от последствий наказываются штрафом до 300 тысяч рублей (ч. 1 ст. 237 УК РФ), а нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, штрафом всего в 80 тысяч рублей (ч. 1 ст. 236 УК РФ).
Подобные примеры можно продолжить, однако мы остановимся на тех санкциях УК РФ, где штраф предусмотрен в качестве альтернативы лишению свободы. Это 166 из 260 санкций Особенной части, содержащих штраф в качестве основного наказания.
“Разброс” санкций в виде лишения свободы, содержащих штраф в качестве альтернативы, довольно велик (от одного года до восьми лет лишения свободы).
В 11 статьях Уголовного кодекса Российской Федерации (11 санкциях) штраф является не только альтернативой лишению свободы, но и альтернативой лишению свободы со штрафом. Средняя максимальная сумма штрафа (в рублях) в целом растет пропорционально сроку корреспондирующей ей санкции в виде лишения свободы. Однако это соблюдается не всегда.
Рост средней максимальной суммы штрафа происходит при повышении срока лишения свободы до шести лет (до 4 лет – 266 тысяч рублей; до 5 лет – 297 тысяч рублей; до 6 лет – 420 тысяч рублей). После, сумма среднего максимального штрафа снижается (до 7 лет – 244 тысячи рублей; до 8 лет – 310 тысяч рублей)[69].
При санкции до одного года лишения свободы “разброс” санкций в виде штрафа – от 100 до 300 тысяч рублей (по ч.1 ст. 198 УК РФ). Лишение свободы от двух до трех лет предусматривает альтернативный штраф во всем спектре его сумм: от 40 до 500 тысяч рублей. Наиболее часто здесь встречаются санкции в 200 и 300 тысяч рублей. Есть и неоправданные крайности. Так, например, ч.1 ст. 175 и ч.1 ст. 225 УК РФ наряду с лишением свободы до двух лет допускает штраф до 40 тысяч рублей, а ч.2 ст.141.1 УК РФ при таком же сроке лишения свободы – штраф до 500 тысяч рублей.
С другой стороны, при лишении свободы до пяти лет наиболее распространенной альтернативой выступает штраф в 300 тысяч рублей (13 из 29 таких альтернативных санкций). Но едва ли можно рационально объяснить, почему наряду с лишением свободы до пяти лет в ч.2 ст. 234 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тысяч рублей, а в шести санкциях – до 500 тысяч рублей.
“Разброс” штрафных санкций неоправданно широк также при 4-летнем сроке лишения свободы (от 80 до 500 тысяч рублей) и при лишении свободы до 8 лет (120 тысяч рублей по ч.3 ст. 234 и 500 тысяч рублей по ч.2 ст. 291 УК РФ).
Наиболее часто предусмотрен в качестве альтернативы лишению свободы штраф до 300 тысяч рублей. Он встречается практически во всех санкциях, где есть лишение свободы (причем, дважды при санкциях до года и трижды – до семи лет лишения свободы). С другой стороны, альтернативный штраф до 120 тысяч рублей встречается в санкциях с лишением свободы и до 1 года, и до 8 лет. Наконец, альтернативный штраф в полмиллиона рублей можно обнаружить и в санкциях с максимальным двухлетним сроком лишения свободы (ч.2 ст. 141.1 УК РФ), и при лишении свободы до восьми лет.
В ч.2 ст. 198 УК РФ штрафу от 200 до 500 тысяч рублей корреспондирует лишение свободы от двух месяцев до трех лет, а в ч.2 ст. 199 УК РФ такому же штрафу соответствует санкция до шести лет лишения свободы.
Как видно, придерживаясь в целом пропорционального подхода при установлении размера штрафа как альтернативы лишению свободы, законодатель зачастую действует бессистемно, без должного учета взаимосвязи санкций[70].
В предусмотренном статьей 44 УК РФ системе (“лестнице”) наказаний штраф находится на первой ее ступени, следовательно, расценивается как наименее строгое наказание[71]. Об этом же говорит установленная в ч.5 ст. 46 УК РФ возможность замены штрафа при злостном уклонении от его уплаты любым иным наказанием “в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса”.
Тем не менее, уже в первые годы после принятия УК РФ 1996 г. обращалось внимание на то, что фактически штраф далеко не всегда выступает наименее строгим наказанием. Ю.М. Ткачевский, например, сравнивал строгость штрафа в размере 100 МРОТ и обязательные работы в 60 часов[72]. О меньшей строгости штрафа по отношению к исправительным работам писала Б. Карганова[73]. На наш взгляд, последние изменения в УК РФ, и, прежде всего, увеличение сумм штрафа, дают еще больше оснований для вывода, что ныне фактически штраф утратил роль наименее строгого наказания и занял в системе наказаний место между ограничением по военной службе и ограничением свободы, то есть место, которое ранее занимала конфискация имущества.
Для подтверждения этого вывода обратимся к соотношению штрафа и конфискации имущества[74].
Остановимся вначале на сходстве штрафа и конфискации имущества. Все авторы, затрагивающие этот вопрос, обоснованно отмечают, что общим для данных наказаний является то, что как конфискация, так и штраф – наказания имущественного характера[75]. Вместе с тем от иных наказаний, сопряженных с имущественными ограничениями, и штраф, и конфискацию отличает то, что они являются исключительно имущественными наказаниями. Этого нет, например, при исправительных работах, где также имеются существенные ограничения имущественного характера, связанные с установленными судом удержаниями из заработной платы осужденного.
Следовательно, общим объектом штрафа и конфискации выступает имущество осужденного. Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав, а соответственно, к объектам возможных правопоражений относит “вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права…”. В ч.2 ст. 130 ГК РФ признаются движимым имуществом, “вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги”.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации также определял круг имущества, подлежащего конфискации, достаточно широко. Это имущество осужденного, включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций, деньги, ценные бумаги, иные ценности, в том числе находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях и банках, а также имущество, переданное осужденным в доверительное управление (ч.1 ст.63 УИК РФ)[76].
Хотя штраф является денежным взысканием, при его принудительном исполнении как дополнительного наказания допускается обращение взыскания на имущество осужденного, как и ранее при наказании в виде конфискации имущества[77]. Перечень имущества, не подлежащего конфискации, по приговору суда, был дан в Приложении 1 к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (еще ранее это было Приложение к УК РСФСР). При принудительном взыскании штрафа ныне взыскание не может быть обращено на имущество, предусмотренное статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как штраф, так и конфискация имущества не являются компенсационными мерами. Средства, взыскиваемые с виновного, поступают в собственность государства, а не потерпевшего, какого-либо иного физического или юридического лица[78].
Есть мнение, что общим для штрафа и конфискации имущества служит то, что они не связаны с лишением свободы[79]. С этим можно согласиться, хотя данная черта свойственна и другим альтернативным наказаниям.
Частично совпадает порядок исполнения конфискации имущества и штрафа, если последний реализуется путем обращения взыскания на имущество осужденного. В этом случае применяются не только нормы УИК РФ, но и положения Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”.
Обратимся теперь к отличительным свойствам штрафа и конфискации имущества.
Меньшая степень репрессивности как черта, отличающая штраф от конфискации имущества, указывалась И.В. Смольковой: “…по объему карательных элементов, – писала она, – конфискация имущества является более репрессивным наказанием, чем штраф”[80]. Надо полагать, что под “объемом карательных элементов” следует понимать количество имущества (в денежном либо натуральном выражении, но всегда – в денежном эквиваленте), которое может быть изъято у осужденного при конфискации и штрафе. Учтем, что эти суждения были высказаны в период действия УК РСФСР 1960 г. По УК РСФСР 1960 г. на начало 1960-х гг. средний размер максимального штрафа по всем санкциям составлял 187 рублей, при этом около 70% санкций имели штраф до 100 рублей, а среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в 1960 г. составляла 70,6 рублей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15