Управление культурными ландшафтами и иными объектамиисторико-культурного наследия в национальных пар...
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД “ЦЕНТР ОХРАНЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ”
М. Е. КУЛЕШОВА
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНЫМИ ЛАНДШАФТАМИ И ИНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
К СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПАРКАМИ РОССИИ
Выпуск 6
Москва
Издательство Центра охраны дикой природы
2002
ББК 28.088л6
У67
У67
Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках / М. Е. Кулешова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2002. — ** с. — [Дополнительные материалы к Стратегии управления национальными парками России; Вып. 6.]
ISBN 5-93699-026-5
Издание адресовано руководителям и специалистам охраны природы и заповедного дела, органов власти и управления, а также НГО экологического профиля.
ББК 28.088л6
Научный редактор, канд. биол. наук А. В. Щербаков
Издание подготовлено и выпущено на средства
Министерства международного развития Великобритании
© М. Е. Кулешова, текст, 2002
ISBN 5-93699-026-5 © Центр охраны дикой природы, 2002
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ
ТИПЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ЕГО ПРЕДМЕТНАЯ ЦЕННОСТЬ
Памятники истории и культуры
Культурные ландшафты
Живая традиционная культура
Предметная ценность наследия
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМИ ЛАНДШАФТАМИ И ИНЫМИ ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Великобритания
США
ФРГ
Норвегия
Польша
Международные инициативы
ОХРАНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ РОССИИ
Основные действия по охране и использованию историко-культурного наследия в национальных парках
Охрана памятников истории и культуры
Охрана и использование культурных ландшафтов
Сохранение живой традиционной культуры
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМИ ЛАНДШАФТАМИ И ИНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Выявление и инвентаризация историко-культурного наследия
Мониторинг культурных ландшафтов и иных объектов историко-культурного наследия
Культурно-ландшафтная дифференциация и идентификация территории
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫМИ ЛАНДШАФТАМИ
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ И РЕЖИМЫ СОДЕРЖАНИЯ И ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
УЧАСТИЕ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ РЕСУРСАМИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Национальные парки России занимают исключительное место в системе особо охраняемых природных территорий (ООПТ) во многом благодаря их комплексной ценности — как природной, так и историко-культурной. Сохранение и восстановление историко-культурных объектов относятся к числу основных задач национальных парков, что закреплено в действующих федеральных законах.
Историко-культурное наследие в границах национальных парков в большинстве случаев представлено не только отдельными объектами, но и целостными территориальными комплексами, что определяет приоритетную роль этих ООПТ как организационной формы охраны и сбережения ценных историко-культурных территорий. Это тем более важно, что в правоприменительной практике до настоящего времени отсутствует понятие особо охраняемой историко-культурной территории. Близкие к национальным паркам по целевому назначению учреждения — музеи-заповедники — не имеют такого статуса. Тем не менее для многих национальных парков и музеев-заповедников характерно сочетание природной и историко-культурной исключительности и целостности природно-культурной среды, взаимосвязи природного и культурного разнообразия, что свидетельствует об особом значении российских национальных парков в мировой системе гуманитарных ценностей.
Историко-культурные раритеты и феномены, непосредственно связанные с природными условиями, ресурсами и достоинствами, должны рассматриваться как единое целое в системе культурного ландшафта. Культурный ландшафт должен стать единым объектом охраны и управления, а тактика работы с отдельными его фрагментами и структурами должна подчиняться целям его комплексного сохранения.
Под управлением культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия понимается система мер, направленных на обеспечение сохранности качественного состояния объекта управления и/или целевое развитие (восстановление) его качеств. Система таких мер включает: исследовательские и инвентаризационные работы (информационное обеспечение, включая мониторинг); регламентацию и контроль различных субъектов деятельности (правовое обеспечение и организация охраны); вербальное и графическое моделирование искомых состояний объекта управления, а именно — планирование действий по сохранению или изменению его качественных параметров (разработка концепций, стратегий, проектов, программ, планов, схем) и проведение намеченных работ, включая их материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение (реализация управленческих инициатив и достижение поставленных целей). Нижеизложенные материалы не претендуют на всестороннее рассмотрение всей системы управленческих действий, основное внимание в них уделено наиболее проблемным и не всегда урегулированным аспектам управления историко-культурным наследием и в особенности культурными ландшафтами в границах существующих российских национальных парков.
Территориальные методы охраны историко-культурного наследия, реализуемые через концепцию культурного ландшафта, не имеют адекватного нормативно-правового обеспечения и практически не используются государственными органами охраны объектов культурного наследия, которые ориентируются на отдельные памятники, а не на территориальные комплексы. В то же время, согласно существующему разделению полномочий между органами исполнительной власти, задачи охраны недвижимых культурных ценностей традиционно относились к сфере компетенции государственных органов охраны объектов культурного наследия. Национальные парки как государственные учреждения должны очень тесно взаимодействовать с этими государственными органами. Однако сохранение и использование историко-культурного наследия в национальных парках требует принципиально иной организации работы, не отрицая при этом позитивного опыта существующих организационных структур.
При решении задач сохранения и использования историко-культурного наследия особая роль должна принадлежать местному населению, что далеко не всегда осознается руководством национальных парков. Историко-культурные ценности создаются и воспроизводятся людьми и для людей и не могут рассматриваться вне связи с воспроизводящей их средой (если это не археологические памятники).
Нижеизложенные пояснения и рекомендации предназначены в первую очередь для сотрудников тех национальных парков, которые наряду с природными достоинствами и красотами обладают также и значительной историко-культурной ценностью. В них сохранились образцы культуры, созданные в различном историческом и природном окружении, а земля и люди хранят память о своем прошлом. Такие парки иллюстрируют культурное разнообразие нашей страны и ее богатую событиями древнюю историю.
Предлагаемые вниманию читателей материалы развивают основные положения, зафиксированные в Стратегии управления национальными парками России, разработка которой проходила в творческой обстановке и в обсуждении которой приняли участие коллективы многих национальных парков страны. Автор постаралась учесть их мнения и предложения и выражает им сердечную признательность за проявленный интерес к проблемам сохранения историко-культурного наследия. Основные концептуальные и стратегические позиции основывались на методологии, разработанной в Российском Институте культурного и природного наследия под руководством проф. Ю. А. Веденина и апробируемой во многих регионах страны.
Несмотря на то что национальные парки как природоохранные учреждения ориентированы главным образом на решение природоохранных задач, многие из них вполне готовы также и к выполнению роли учреждений культуры, а руководство этих ООПТ не нуждается в доказательстве актуальности комплексного подхода к управлению ресурсами историко-культурного и природного наследия. Как следствие, коллективы национальных парков с легкостью осваивают, казалось бы, новое для них понятие — “культурный ландшафт”, воспринимая его как необходимый компонент территориальных ресурсов парка и источник дополнительных возможностей наряду с дополнительной ответственностью.
ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ
Сохранение и использование историко-культурного наследия на территории национальных парков должно исходить из следующих принципов:
· признания неразрывности и целостности природного и культурного наследия, учета всего многообразия смешанных форм наследия, сочетающих природные и культурные ценности,
· приоритета культурного ландшафта в сфере управления историко-культурным наследием, подчинения тактики работы с его отдельными фрагментами и структурами (включая отдельные памятники культуры) целям его комплексного сохранения,
· признания коренного местного населения в качестве неотъемлемой составляющей историко-культурной среды, а его участия в воссоздании и воспроизводстве культурных ценностей территории — обязательным условием политики управления,
· дифференцированного подхода к различным типам культурного наследия, специфика и особенности которых определяют выбор стратегии действий и меры охраны,
· тесной взаимосвязи с государственными органами охраны объектов культурного наследия.
Первоочередные задачи, стоящие перед национальными парками в области сохранения и использования культурного наследия и отражающие основные проблемные ситуации в этой сфере, сводятся к следующему:
· выявление и систематизация объектов культурного наследия,
· информационное обеспечение и мониторинг объектов культурного наследия,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15