по погашению задолженности по судебным решениям, вступившим в законную силу.
Результатом реализации данной задачи будет полный охват этими выплатами всех граждан, имеющих право на их получение.
5. Цель - содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) предусмотрено принять конкретные меры для того, чтобы:
- создать условия для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
- развивать эффективную занятость населения, создать условия для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
- повысить мобильность рабочей силы и обеспечить регулирование миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда.
- обеспечивать доступность и качество услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции, урегулирования коллективных трудовых споров;
- модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала;
- создать условия для привлечения квалифицированных, легальных трудовых иммигрантов.
В рамках реализации указанной цели решаются следующие тактические задачи:
- содействие эффективной занятости населения;
- сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда;
- обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда;
- содействие развитию социального партнерства;
- обеспечение реализации права граждан на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.
5.1. Содействие эффективной занятости населения.
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, по регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан, оказанию в соответствии с законодательством о занятости населения ряда государственных услуг, по реализации территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Министерство с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет реализовывать следующие мероприятия:
- мониторинг ситуации на рынке труда, разработка прогноза потребности в трудовых ресурсах;
- регулирование распределения трудовых ресурсов, разработка и реализация программ повышения территориальной мобильности рабочей силы, регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;
- разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда, профессиональной ориентации молодежи, проектов, направленных на популяризацию рабочих профессий;
- разработка и реализация адресных программ содействия занятости работников, высвобождаемых при реструктуризации градообразующих предприятий, включающих меры по опережающему профессиональному обучению и содействию в переезде в другую местность в целях трудоустройства.
5.2. Сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда.
Реализация данной задачи направлена на обеспечение гарантий Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации в области трудовых прав граждан, в том числе:
- права граждан на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 Конституции Российской Федерации);
- права работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации);
- права граждан на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Решение указанной задачи предполагает предупреждение, выявление и устранение нарушенных трудовых прав работников, включая сокращение задолженности по выплате заработной плате.
5.3. Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда.
Данная задача направлена на обеспечение реализации права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В рамках данной задачи Министерство устанавливает правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Предполагается проведение следующих мероприятий:
- совершенствование механизмов экономического стимулирования работодателей по созданию безопасных условий труда;
- создание эффективного механизма проведения государственной экспертизы условий труда;
- осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и государственных нормативных требований охраны труда.
Реализация данной задачи, которая является одной из основных в деятельности Федеральной службы по труду и занятости, способствует профилактике профессиональных отравлений и заболеваний, улучшению гигиены труда.
5.4. Содействие развитию социального партнерства.
Данная задача реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
В рамках данной задачи реализуются следующие мероприятия:
- содействие развитию принципов социального партнерства и формированию института досудебного разрешения трудовых конфликтов;
- формирование эффективного механизма разрешения коллективных трудовых споров, оказание консультативной и правовой помощи и информирование работников и работодателей.
5.5. Обеспечение реализации права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
осуществление проверок исполнения законодательства об альтернативной гражданской службе работодателями и гражданами.
Данная задача является одним из направлений деятельности Федеральной службы по труду и занятости, которая:
- осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
- принимает решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
- осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу.
Реализуемые мероприятия направлены на:
- совершенствование системы контроля за соблюдением законодательства об альтернативной гражданской службе, включая:
- организацию контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнения с нее;
- организацию учета граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населения.
Министерство планирует в 2007-2008 годах улучшить систему прогнозирования, оценки и учета показателей работы отрасли.
Министерством решается задача улучшения показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, включение в них социальных параметров, влияющих на повышение уровня и качество жизни населения. На среднесрочную перспективу предлагается прогнозировать показатели денежных доходов населения, оплаты труда работников бюджетной сферы, размеров пенсий и важнейших социальных пособий, минимального размера оплаты труда, соотношения заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума.
Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются:[12]
Показатель
Год
Значение
Цель 1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Число родившихся, чел. на 1000 человек населения
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое значение
10,4
10,2
10,3
10,5-10,6
10,8 -11,0
11,0 -11,4
17,0
Число умерших, чел. на 1000 человек населения
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое значение
16,0
16,1
16,3-16,0
16,3 -15,8
16,3 -15,6
16,4 -15,4
10,0
Цель 2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности населения)
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое значение
17,6%
18,4%
15,8%
14,3%
12,4%
11,2%
8-10%
Цель 3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое значение
65,3
65,3
66,0
66,1
66,2
66,3
70
Средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания, лет
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое значение
8,5
10
11,5
12,5
13,5
14
15
Цель 4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов, %
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое значение
67,2%
70,6%
75,9%
81%
85%
88%
100%
Цель 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
целевое значение
8,3%
7,7%
7,6%
7,4%
7,3%
7,0%
6-7%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.
Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется.
На основании изложенного сделаем ряд выводов:
Во-первых, доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.
Во-вторых, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.
В-последних, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения.
Список используемой литературы.
1. И.Трунин, С.Четвериков. Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России.// Вопросы экономики. – 2004. – №10 – с.77.
2. Экономическая теория. Учебник./Под ред. В.Д.Камаева. – 8-е изд. – М., 2002.
3. Р.Капелюшников. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности.// Вопросы экономики. – 2005. - №4 – с.66.
4. А.Емельянов. Продовольственная бедность населения России: истоки и пути преодоления.// Экономист. – 2005. - №10 – с.78.
5. З.Биктимирова. Качество жизни: продовольственная безопасность.// Экономист. – 2005. - №2 – с.78.
6. А.Колганов, Г.Ю.Дубянская. Экономико-статистический анализ заработной платы в России.// Российский экономический журнал. – 2005. - №11-12 – с.76.
7. Е.Румянцева. Бедность как глобальная проблема.// Мировая экономика и международные отношения. – 2004. - №2 – с.65.
8. М.Кучма. Исчисление среднего заработка.// Человек и труд. – 2004. - №9 – с.75.
9. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера Госкомстата РФ от 10 июля 1995 г. N 89.
10. www.gks.ru
11. www.mzsrrf.ru
[1] www.gks.ru (эта и последующие таблицы взяты с сайта Госкомстата)
[2] www.gks.ru
[3] Р.Капелюшников. Механизмы формирования заработной платы в российской промышленности.// Вопросы экономики. – 2005. - №4 – с.66.
[4] Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера Госкомстата РФ от 10 июля 1995 г. N 89.
[5] М.Кучма. Исчисление среднего заработка.// Человек и труд. – 2005. - №9 – с.75.
[6] А.Колганов, Г.Ю.Дубянская. Экономико-статистический анализ заработной платы в России.// Российский экономический журнал. – 2003. - №11-12 – с.76.
[8] www.gks.ru
[9] www.gks.ru
[10] З.Биктимирова. Качество жизни: продовольственная безопасность.// Экономист. – 2005. - №2 – с.78.
12 Е.Румянцева. Бедность как глобальная проблема.// Мировая экономика и международные отношения. – 2005. - №2 – с.65.
13 М.Кучма. Исчисление среднего заработка.// Человек и труд. – 2004. - №9 – с.75.
[11] А.Емельянов. Продовольственная бедность населения России: истоки и пути преодоления.// Экономист. – 2005. - №10 – с.78.
[12] www.mzsrrf.ru (использован для написания третьей главы)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17