Валютный курс и факторы на него влияющие

Валютный курс и факторы на него влияющие

РЕФЕРАТ

ВАЛЮТНЫЙ КУРС И ФАКТОРЫ НА НЕГО ВЛИЯЮЩИЕ

ВАЛЮТНЫЙ КУРС И ФАКТОРЫ НА НЕГО ВЛИЯЮЩИЕ


1.                Валютный курс как экономическая категория.

Его историческая эволюция

     

В результате торговых и других экономических и неэкономических связей между фирмами, организациями, физическими лицами у одних сторон возникают денежные требования, а у других - денежные обязательства. Если это имеет место в национальных границах, то денежные расчеты между ними осуществляются, как правило, в  национальных валютах. При исполнении денежных обязательств, связанных с торговыми и другими операциями как между юридическими, так и физическими лицами разных стран, возникает вопрос, в какой валюте будет осуществляется платеж: в валюте одной из договаривающихся сторон или же в валюте третьей стороны. Международные расчеты по торговым и другим операциям производятся не наличными денежными купюрами, а различными платежными документами - телеграфными и почтовыми переводами, срочными траттами (векселями), банковскими поручениями, чеками и с помощью других средств. Эти платежные документы (поручения) выражаются в каких-то валютах, преимущественно (60 - 70 %) в американских долларах, а также в евро, английских фунтах стерлингов, швейцарских франках, японских иенах и других (примерно в 8 - 10) валютах.

В связи с  тем, что фирмы - экспортеры и другие юридические и физические лица, получившие по произведенной ими экспортной или какой-то другой операции платеж в иностранной валюте, нуждаются для выполнения своих денежных обязательств в своей стране в национальной валюте, они должны "обменять" полученную иностранную валюту на национальную валюту.  В то же время фирмы-импортеры  и другие юридические и физические лица для осуществления платежей в какой-то не национальной валюте иностранным фирмам-контрагентам должны "обменять" свою национальную валюту на соответствующую иностранную валюту.

Как платежные документы, выраженные в иностранной валюте, так и иностранные денежные знаки покупаются и продаются на особом валютном или девизном рынке, участниками которого являются физические лица, фирмы, организации, банки, покупающие и продающие иностранную валюту за национальную (и наоборот). Поскольку подавляющая часть этих операций осуществляется крупными коммерческими банками, то эти банки, действующие под руководством национальных (государственных) банков, и составляют "основу" валютного рынка страны.

Как платежные документы, выраженные в иностранной валюте, так  и денежные знаки в иностранной валюте покупаются и продаются на валютном рынке за местную валюту соответствующей страны, и подобно товарам, они  имеют на каждый момент какую - то «цену»  в зависимости от спроса и предложения. «Цена» (отношение) денежной единицы (иногда 10, 100 или 1000) одной страны, выраженная в денежных  единицах других стран (или в «коллективных» валютах - СДР, евро), называется  валютным курсом. 

 Валютный курс является важным элементом международных валютных отношений, как измеритель стоимостного содержания валют.  Он представляет собой соотношение между денежными единицами розных стран, определяемое их покупательной способностью и рядом других факторов. Валютный курс необходим для международных валютных, расчетных кредитно-финансовых операций.

Валютный курс – это соотношение обмена двух денежных единиц на валютном рынке, формирующееся в зависимости от спроса и предложения той или иной валюты, а также от ряда других факторов.

Валютный курс представляет собой цену национальной валюты, выраженную в иностранной валюте.  Валютный курс оказывает огромное влияние на валютнобменные операции, международную торговлю и инвестиции – словом, все то, что связывает национальную экономику с общемировым рынком. Валютный курс занимает центральное место в денежно-кредитной политике: он может использоваться как целевой ориентир, инструмент политики или просто экономический показатель. Роль валютного курса во многом определяется типом выбранной денежно-кредитной политики.

Валютный курс – цена единицы валюты одной страны, выраженная в единицах валюты другой страны.

В одних случаях валютный курс показывает цену единицы иностранной валюты, выраженную в единицах отечественной валюты. Например, 30 рублей за доллар. В других случаях могут пользоваться обратной величиной – ценой единицы национальной валюты, выраженной в единицах иностранной валюты. Например, 0,03 доллара за рубль. Такой показатель в русскоязычной литературе называют девизным курсом. И ту, и другую величину называют номинальным курсом.

    Валютный  курс определяется:

Ø                покупательской способностью каждой из валют, которая зависит от спроса и предложения товара;

Ø                их качественных признаков;

Ø                спроса и предложения национальной валюты на валютном рынке;

Ø                о6еспеченности валюты национальным богатством страны;

Ø                устойчивости валюты;

  Определение курса национальной денежной единицы в иностранной валюте на определенный момент времени называется котировкой. Котировку  валют осуществляют центральные и крупнейшие мировые коммерческие банки.

В большинстве стран при установлении валютного курса применяется прямая котировка – определенная сумма иностранной валюты используется для выражения изменяющейся величины соответствующей суммы национальной валюты. Реже применяется косвенная (обратная) котировка – основой ее служит единица национальной валюты, сравниваемая с тем же долларом США. Эта котировка использовалась чаще всего в Великобритании, где все валюты приравнивались к фунту стерлингов. Кросс-котировка – выражение курсов двух валют  друг к другу через курс каждой из них по отношению к третьей валюте, обычно доллару США. 

В котировальных таблицах в зарубежных странах показываются курсы наличных или кассовых сделок (спот), т. е. когда операция осуществляется без отсрочки, а также приводятся курсы по срочным сделкам (форвард), т. е. когда обмен валюты будет произведен через какое - то время по курсу, который заранее зафиксирован.

Валютный курс как экономический показатель. Валютный курс позволяет рассчитать цену экспорта и импорта, а также объем международных инвестиций во внутренней валюте. На макроэкономическом уровне валютный курс связан с инфляцией и рядом других показателей, например, издержками, которые необходимо оценить для проведения международных сопоставлений. Тем самым валютный курс может служить индикатором внешней конкурентоспособности и показывать, в каком направлении следует корректировать платежный баланс страны. Но, прежде всего валютный курс является денежным показателем. Он сигнализирует рынку о проводимых мерах денежно-кредитной политики. Так же в отсутствие любых других изменений в экономической среде обесценивание валюты может говорить о слабой денежно-кредитной политики по сравнению с денежно-кредитной политикой других стран.

Валютный курс как целевой ориентир или инструмент. Валютный курс может выступать в качестве целевого ориентира проводимой экономической политики. Государство в состоянии активно управлять валютным курсом, так же как и другими компонентами денежно-кредитной политики для достижения желаемых результатов в области инфляции, реального сектора или платежного баланса. В рыночной экономике валютным курсом невозможно манипулировать напрямую. Это коренным образом отличает его от других денежных показателей таких как денежные агрегаты, ликвидность в банковской системе или про­центные ставки. В краткосрочном периоде валютный курс влия­ет на реальную экономику и платежный баланс страны. А в дол­госрочном периоде его влияние в определенной степени может быть нейтрализовано ответным движением внутренних цен в ответ на изменение валютного курса. Длительность и синхронность обратной связи между валютным курсом и ценами является пред­метом для теоретических дискуссий и прикладных исследований. В идеальном случае, при наличии полной и абсолютной связи между валютным курсом и внутренними ценами, власти не в состоянии управлять реальным валютным курсом. Такой точки зрения придерживаются монетаристы, которые полагают, что денежно-кредитная политика не способна влиять на реальную экономику в долгосрочном периоде. Данный постулат, несмотря на его спорность, оказал серьезное влияние на развитие денеж­но-кредитной политики многих стран в последние десятилетия.


Сущность валютного курса как стоимостной категории.

 Валютный курс - «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иност­ранных денежных единицах или международных валютных единицах. Внешне валютный курс представляется участникам обмена как коэф­фициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотноше­нием спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Эта экономическая (стоимостная) категория присуща то­варному производству и выражает производственные отношения меж­ду товаропроизводителями и мировым рынком. Поскольку стоимость является всеобъемлющим выражением экономических условий товарного производства, то сравнимость национальных денежных единиц разных стран основана на стоимостном отношении, которое склады­вается в процессе производства и обмена. Производители и покупате­ли товаров и услуг с помощью валютного курса сравнивают нацио­нальные цены с ценами других стран. В результате сопоставления выявляется степень выгодности развития какого-либо производства в данной стране или инвестиций за рубежом. Как бы ни искажалось дей­ствие закона стоимости, валютный курс в конечном счете подчиняет­ся его действию, выражает взаимосвязь национальной и мировой эко­номики, где проявляется реальное курсовое соотношение валют.

При продаже товаров на мировом рынке продукт национального труда получает общественное признание на основе интернациональ­ной меры стоимости. Тем самым валютный курс опосредствует абсо­лютную обмениваемость товаров в рамках мирового хозяйства. Сто­имостная основа валютного курса обусловлена тем, что в конечном счете, интернациональная цена производства, лежащая в основе ми­ровых цен, базируется на национальных ценах производства в стра­нах, являющихся основными поставщиками товаров на мировой рынок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать