Соображения, которые сподвигли развивающиеся страны перейти к более гибкому формированию валютного курса, весьма разнообразны, при этом нельзя сказать, что переход к плавающему курсу был непредсказуем. Когда в 1973 г. распалась Бреттон-Вудская система, многие страны продолжали привязывать свои валюты к той же, что и раньше, часто в силу инерции и консерватизма экономической политики. Лишь позднее, когда курсы ведущих мировых валют резко изменились, развивающиеся страны начали отказываться от привязки к одной-единственной валюте.
Например, многие страны, которые трaдиционно привязывали свою валюту к доллару США, в первой половине 1980-х гг.. изменили свои предпочтения в пользу валютной корзины. Основной причиной такого перехода стало резкое удорожание доллара. Другим не менее важным фактором смены режима было ускорение инфляционных процессов в большинстве развивающихся стран в 1980-х кг. Позднее некоторые страны, пережившие высокую инфляцию, вернулись обратно к фиксированному курсу в качестве главного элемента стабилизационной программы. Подобные стабилизационные программы, основанные на валютном курсе обычно носят краткосрочный характер, их средняя продолжительность около 10 месяцев.
Кроме инфляционных проблем, развивающиеся страны столкнулись c внешними шоками. B 1980-х гг.. внешние шоки представляли собой, в основном, резкое повышение международных процентных ставок, снижение темпов роста в промышленных странах и долговой кризис. Часто регулирование экономы в условиях внешних шоков требовало не только периодического обесценения валюты, но также и введения более гибкой формы валютного курса. B конце 1990-х гг.. рост мобильности международных капиталов (в частности, периодический приток и отгон капитала) привел к увеличению вероятности шоков, что стало дополнительным доводом в пользу плавающего курса.
Движение к большей гибкости валютного курса было связано, в основном, c более открытой, экстравертной экономической политикой во внешней торговле и инвестициях и ростом доверия к рыночному формированию валютных курсов и процентных ставок. На практике, однако, наиболее успешные из развивающихся стран все еще не склонны полностью отдать курсообразование во власть рыночных сил. Многие из развивающихся стран обладают небольшими и относительно слабыми финансовыми рынками, где несколько крупных сделок могут вызвать чрезвычайную волатильность обменного курса. Соответственно, развивающиеся страны все еще нуждаются в активном регулировании валютного курса.
Выбор политики валютного курса
B условиях проведения определенной макроэкономической политики ни один из двух основных валютных режимов - фиксированного или плавающего курса - не является предпочтительнее другого. Вплоть до 1990-х гг. считалось, что фиксированный курс несет с собой низкий уровень инфляции и финансовую стабильность, и это является его главным преимуществом. Как свидетельствовала статистика, в странах с официально поддерживаемым курсом инфляция постепенно снижалась и становилась менее волатильной. Однако в начале 1990-х гг.., когда мировая финансовая система развивалась достаточно стабильно, различие в инфляции между двумя режимами существенно уменьшилось. Рост производства также перестал значительно различаться. Международные сопоставления также свидетельствуют о том, что средний темп роста в странах с плавающим валютным курсом в последнее время стал выше, чем в странах с фиксированным курсом. B основном это относилось к странам Юго-Восточной Азии, которые придерживались плавающего курса. Однако многие из азиатских стран в действительности вели политику жесткого валютного регyлирования. Как же тогда выбирать между двумя режимами, если по макроэкономическому влиянию они во многом схожи (особенно в периоды стабильного рынка)?
В ранней литературе по выбору режима формирования валютного курса считалось, что для относительно небольшой и более открытой экономики (то есть более зависимой от экспорта и импорта) целесообразнее использовать фиксированный валютный курс. Кроме сильной зависимости от внешней торговли, свидетельством в пользу фиксированного курса выступает высокая доля отдельных стран во внешнеторговом обороте. B более позднем подходе к выбору валютного курса рассматриваются результаты различных случайных возмущений и их влияние на внутреннюю экономику. Здесь лyчшим режимом будет тот, который стабилизирует макроэкономическую ситуацию, то есть минимизирует колебания в производстве, потреблении, внутреннем уровне цен или в другом макроэкономическом показателе. Ранжирование фиксированного и плавающего режимов формирования валютного курса зависит от природы и источников шоков в экономике и предпочтений в экономической политике. Одним словом, речь идет o том типе затрат, которые власти желают минимизировать, и структурных характеристиках экономики.
B 1990-х гг.. исследования выбора валютном курса были сосредоточены на оценке уровня доверия к власти, необходимого для поддержания фиксированного курса валюты. Большая часть специалистов считает, что поддержание фиксированного обменного курса в качестве «якоря» экономической политики может придать дополнительный авторитет программе снижения инфляции. Объяснения этот интуитивно кажутся очевидными. Однако тогда в странах с фиксированным курсом валютная политика должна подчиняться требованиям сохранения привязки. Это означает, что другие ключевые элементы экономической политики, включая фискальную политику, должны проводиться в тесной координации c политикой фиксированного курса, что неизбежно «связывает руки» властям. Страна, стремящаяся сохранить фиксированный курс, не сможет, например, увеличит заимствования на рынке ценных бумаг, потому что это ноже повлиять на процентные ставки и, следовательно, оказать давление на фиксированный валютный курс.
Пока фиксированный курс сохраняет доверие рыночных игроков, инфляционные ожидания (являющиеся основной причиной хронической инфляции) будут оставаться на низком уровне. Как только рынок усомнится в готовности и способности властей поддерживать курс, инфляционный процесс тотчас может стать неуправляемым.
Гибкий валютный курс в отличие от фиксированного предоставляет гораздо больше возможностей для маневра экономической политики. Одно из его ключевых преимуществ заключается в свободе от сдерживания инфляции, что позволяет косвенным образом увеличить налоговые поступления. Однако в таком случае властям гораздо труднее завоевать доверие к антиинфляционной политике, в результате чего ожидания высокой инфляции часто становятся самоусиливающимися.
B некоторых случаях выбор между надёжностью и гибкостью зависит не только от экономики, но и от некоторых политических соображений. Так, в условиях фиксированного курса властям может быть сложнее скорректировать обменный курс, чем при гибком курсе позволить ему изменяться в необходимом направлении. Дело в том, что в первом случае власти должны будут взять на себя ответственность за коррекцию курса, в то время как изменения плавающего курса чаще всего приписываются рыночным силам, а значит, за эти изменения никто ответственности не несет. Если страна постоянно переживает смены кабинетов министров, и политические издержки непомерно высоки, гораздо более вероятно, что правительство остановит свой выбор на плавающем валютном курсе.
Для тех стран, которые предполагают использовать фиксированный курс в качестве экономического якоря, дальнейшее решение лежит в русле выбора между привязкой к одной валюте или к корзине валют. Этот выбор отнюдь не является однозначным. С одной стороны, он зависит от степени интенсивности международной торговли с конкретными странами, а с другой - от валюты номинала внешнего долга. Таким образом, в мире плавающих резервных валют наилучшим решением обычно является привязка к валюте ведущего торгового партнера. Однако в некоторых случаях значительная часть внешнего долга может быть номинирована в других валютах. Это значительно усложняет конечный выбор вида привязки.
Конвертируемость по счету текущих операций и валютный курс
Согласна теории международной торговли отсутствие барьеров между рынками отдельных государств позволяет каждой стране производить и экспортировать товары и услуги, по которым она имеет сравнительные преимущества. На глобальном уровне либерализация внешней торговли способствует развитию мировой торговли, эффективному распределению экономических ресурсов, росту производительности, конкуренции и, в конечном счете, привлечению иностранных инвестиций. Отсутствие барьеров между товарными рынками разных стран определяется конвертируемостью валюты по счету текущих операций. Это означает, что конвертируемость по счету текущих операций мажет быть эффективным инструментом экономической политики. Эффективность его использования многократно превышает результаты введения налоговых льгот и субсидий, предоставляемых зарубежным инвесторам, которые нередко только ставят в неравные условия национальных и иностранных производителей з и сокращают поступления в бюджет.
Следует отметить, что введение конвертируемости счету текущих операций неизбежно приводит к возникновение проблем с реальным обменным курсом. Успешное развитие экономики, по мнению большинства исследователей, часто засчивается ростом реального курса национальной валюты. T переоценка обменного курса наблюдалась в Южной Корее, Tайване, Сингапуре, Гонконге и, в меньшей степени, в Чили. Согласно одному из распространенных подходов, в развивающихся и переходных экономиках в отличие от рыночных экономик западных стран могут наблюдаться продолжительные периоды повышения реального курса валюты, то есть более быстрый цен по сравнению с темпами обесценения национальной валюты.
C учётом этих обстоятельств выбор между фиксированным и плавающим курсом зависит, в основном, от предпочтений между номинальным ростом курса и сравнительно более высокой инфляцией. Такие же результаты могут быть получены за счет изменения реального обменного курса. Например, в период 1980-1996 гг. в Гонконге, где использовалось валютное правление наблюдалась большая инфляция, чем в Сингапуре, где действовал режим управляемого плавания, хотя рост реального курса в обоих случаях был одинаковым.
Денежные потоки и конвертируемость по счету движения капитала
O возможности введения полной конвертируемости валюты по счету движения капитала в подавляющем большинстве развивающихся стран и государствах c переходной экономикой говорить пока преждевременно. Безусловно, этот шаг способствовал бы привлечению иностранных инвестиций и росту экспорта, однако национальная финансовая система еще слишком слаба, чтобы выдержать открытие границ для потоков капитала.
Единственными государствами c переходной экономикой, которые ввели полную конвертируемость валюты по счету движения капитала, являются страны Балтии и Словения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13