Контроль над капиталом в большинстве случаев выражается в возможности для юридических и физических лиц официально конвертировать национальную валюту для покупки иностранных активов, запрете для предприятии иметь иностранные активы требованиях обязательной репатриации экспортной выручки ее полной или частичной конвертации в национальную валюту.
B случае введения конвертируемости валюты по счету движения капитала произошел бы неминуемый отток капитала из страны. Расширение возможностей вложения национальных сбережений за границу могло бы привести к сокращению объема ресурсов, инвестируемых в национальное производство.
Кроме того, ограничения по счету движения капитала позволяют не только сохранить внутренние накопления, но и предотвратить чрезмерный переход отечественных предприятии в иностранную собственность, а также мак минимиировать налоговые поступления от внутренних операций капиталом и финансовых сделок.
По всей видимости, с течением времени страны c переходной. экономикой пойдут по пути развивающихся стран. Они, в большинстве, в течение 1990-х гг.. постепенно ослабили или костью отказались от контроля над капиталами. Даже несмотря череду финансовых кризисов, развивающиеся страны в настоящее время продолжают двигаться к полной конвертируемости валюты по этому счету.
Стабилизационные программы на базе валютного курса в 1990-х гг..
Начиная с конца 1980-х гг.. значительное число развивающихся стран осуществило стабилизационную программу на базе какой-либо разновидности фиксированного валютного курса. Основной целью всех этих программ была борьба c высокой инфляцией, а главным инструментом - объявление ограничений ножное изменение номинального валютного курса. B своем большинстве стабилизационные программы на базе валют курса проводились в странах Латинской Америки и государствах c переходной экономикой. Для первой группы этих стран был характерен постоянный и высокий уровень инфляции, порожденный экспансивной бюджетно-налоговой политикой. A во второй группы стран резкое увеличение инфляции произошло сразу после отмены системы централизованного планирования.
Согласно наблюдениям МВФ в 1981 г. в мире насчитывается одиннадцать стран, прибегших к стабилизационной программе на базе валютного курса, где годовая инфляция на начальном этапе стабилизации превышала 100%. К числу этих стран специалисты Фонда относят и Россию, хотя в действительности ЦКБ РФ использует таргетирование не валютного курса, а денежной массы.
Опыт осуществления стабилизационных программ в 1990-х гг.. подтвердил известные из теории преимущества и недостатки использования валютного курса в качестве номинального якоря c инфляцией. К числу преимуществ стабилизационных программ на базе валютного курса следует отнести: снижение инфляции. Основное и бесспорное преимущество данного типа программ состоит в быстром падении высоких темпов инфляции. В ходе реализации программы стабилизационный эффект фиксированного валютного курса позволил быстро остановить рост цен и нивелировать инфляционные ожидания.
В результате к третьему году осуществления программы в зависимости от типа валютного режима инфляция снизилась до однозначной или двузначной цифры. Полученный антиинфляционный импульс сохраняется достаточно долго. Даже если власти отказываются от режима фиксированного курса, инфляция все равно в силу инерции продолжает снижаться, увеличивался экономический рост.
По мнению МВФ, феномен роста объясняется не столько увеличением совокупного спроса и предложения на внутреннем рынке, сколько удачным временем реализации программ. Дело в том, что в большинстве случаев стабилизационные программы стартовали спустя год или после нескольких лет либо рецензии, либо стагнации. Одновременно с этим программы сопровождались или совпали с крупными структурными реформами.
Наряду c преимуществами, программам стабилизации на базе обменного курса сопутствуют и недостатки. По своей сути они связаны с рисками, которые несет с собой режим фиксированного валютного курса. На протяжении трехлетнего периода начала стабилизационной программы во всех странах наблюдалась тенденция увеличения дефицита текущего счёта платежного баланса.
Как показывает опыт 1990-х кг., зависимость страны от международного движения капитала, противоречивость проводимой экономической политики самым непосредственным образом стимулирует кризис. Так произошло в Мексике в декабре 1994 г., в России в августе 1998 r. и в Бразилии в январе 1999 r. B каждом перечисленных случаев негативная комбинация внутренним и внешних факторов привела к спекулятивной атаке на национальную валюту и последующей девальвации.
Однако в большинстве стабилизационных программ, где обменный курс служил в качестве номинального якоря, власти сумели избежать валютного краха. Можно различить два подхода к стабилизации, который использовали "благополучные» государства. В одних странах согласованность экономической политики и валютного режимы гарантировалась валютным правлением, которое, помимо собственно самой фиксации курса, осуществляло денежную эмиссию в строгом соответствии с объемом активов в иностранной валюте. Данный тип денежных властей настоящее время используют Эстония, Литва и Болгария. Они ввели валютное правление не только из соображений кратко срочной стабилизации, но и исходя из невозможности в средне- и досрочной перспективе проведения независимой денежно-кредитной политики. Другая группа стран, избежавших финансового кризиса, придерживалась, ограничено гибкого валютного курса. B Польше, например, власти использовали несколько разновидностей ограничено гибкого валютного курса. Польская стабилизационная программа началась c привязи злотого к доллару США, а затем политика валютного курса начала претерпевать постепенные изменения: фиксация к валютной корзине, ползущая привязка, наконец, валютный коридор с диапазоном колебаний в ±7%.
В различной степени программы Уругвая, Никарагуа и Хорватии также использовали, ограничено гибкий валютный курс, который вводился или c самого начала, или корректировался для осуществления стабилизации. Пересмотр режима валютного курса обычно означал увеличение его гибкости. В Хорватии, однако, замена «потолка» колебаний на «управляемое плавание» не предусматривала повышение волатильности валютного курса. А в Уругвае в апреле 1998 г. диапазон колебаний был заметно сужен. Все эти действия стали ответом на разразившийся среди развивающих стран финансовый кризис. B целом же опыт осуществления стабилизационных программа на базе валютного курса свидетельствует о том, что они могут быть эффективным средством борьбы с инфляцией. Кроме того, дальнейшее проведение программ способствует экономическому росту. Однако использование валютного курса в качестве номинального якоря требует повышенной дисциплины макроэкономической политики. В противном случае непоследовательные действия властей рано или поздно приводят к краху валютного режима (таблица 6.1).
Таблица 6.1 - Основные стабилизационные программы на базе валютного курса, осуществленные в 1990-х годах
Страна |
Время начала программы |
Время окончания программы |
Политика валютного курса |
Годовая инфляция |
Закончилась ли программа валютным кризисом? |
||
На начало программы |
На третий год с начала программы |
В 1998 г. |
|||||
Мексика |
Декабрь 1987 |
Декабрь 1994 |
Привязка, ползущая привязка, широкий коридор |
143,7 |
29,9 |
18,6 |
Да |
Польша |
Январь 1990 |
Апрель 2000 |
Привязка, ползущая привязка, наклонный коридор, управляемое плавание |
639,6 |
39,8 |
8,6 |
Нет |
Уругвай |
Декабрь 1990 |
Июнь 2002 |
Наклонный коридор |
129,8 |
52,9 |
8,6 |
Да |
Никарагуа |
Март 1991 |
Н.в. |
Привязка, ползущая привязка |
20234,3 |
3,4 |
- |
Нет |
Аргентина |
Апрель 1991 |
Январь 2002 |
Валютное правление |
267,0 |
4,3 |
0,7 |
Да |
Эстония |
Июнь 1992 |
Н.в |
Валютное правление |
1085,7 |
29,2 |
4,4 |
Нет |
Хорватия |
Октябрь 1993 |
Н.в |
Ассимитричная привязка, управляемое плавание |
1869,5 |
4,0 |
5,3 |
Нет |
Литва |
Апрель 1994 |
Н.в |
Валютное правление |
188,8 |
8,4 |
2,4 |
Нет |
Бразилия |
Июль 1994 |
Январь 1999 |
Привязка, ползущая привязка |
4922,6 |
6,1 |
0,4 |
Да |
Болгария |
Июль 1997 |
Н.в |
Валютное правление |
1471,9 |
- |
3,2 |
нет |
7. Таргетирование реального валютного курса: теория и возможность применения в России
Под таргетированием реального валютного курса понимается применение инструментов Центрального банка для достижения количественного ориентира соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках. В связи с тем, что политика ЦБ проводится не по собственному усмотрению, а по определенной стационарной процедуре с фиксированной целью, ТРВК означает выполнение правила денежно-кредитной политики. Оно, в свою очередь, представляет собой функцию ответной реакции ЦБ, в соответствии с которой инструмент денежно-кредитной политики отвечает за изменение цен. При ТРВК денежные власти придерживаются одной из разновидностей правил денежно-кредитной политики под названием правило валютного курса. Его смысл заключается в том, что власти ускоряют девальвацию национальной валюты, если ее реальный обменный курс находится ниже долгосрочного значения и замедляют девальвацию национальной валюты, если ее реальный обменный курс находится ниже долгосрочного равновесия. В случае, когда власти стремятся сохранять реальный валютный курс на неизменной отметке, они следуют «правилу паритета покупательной способности», согласно которому Центральный банк удерживает соотношение цен на внутреннем и внешнем рынках на постоянной основе.
Таргетирование реального валютного курса – применение инструментов Центрального банка для достижения количественного ориентира соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках. В связи с тем, что политика ЦБ проводится не по собственному усмотрению, а по определенной стационарной процедуре с фиксированной целью, ТРВК означает выполнение правила денежно-кредитной политики. Оно, в свою очередь, представляет собой функцию ответной реакции ЦБ, в соответствии с которой инструмент денежно-кредитной политики отвечает на изменения цен.
Таргетирование реального валютного курса применяется в нескольких случаях. Во-первых, с его помощью власти обеспечивают конкурентоспособность отечественной экспортной продукции на внешнем рынке. Во-вторых, периодические девальвации, на которых основывается ТРВК, стимулируют замещение дорогой импортной продукции более дешевой отечественной, что способствует экономическому росту. Наконец, в-третьих, при недостаточных скорости и глубине макроэкономической адаптации ТРВК используется для целенаправленной корректировки экономики. Изменение реального валютного курса позволяет поглощать фундаментальные шоки, такие как ухудшение условий внешней торговли или повышение мировой процентной ставки перед собой Банк России в основных направлениях.
Международный опыт таргетирования
Таргетирование реального валютного курса широко использовалось в прошлом и продолжает применяться в настоящем в развивающихся странах. Наибольший опыт ТРВК накоплен в странах Латинской Америки, где с 1970-х активно осуществляют стабилизационные программы на базе валютного курса. Экономисты Дартмутского колледжа (США) Клейн М. и Мэрион Н., изучив шестьдесят один эпизод смены политики фиксированного валютного курса в шестнадцати странах Латинской Америки, обнаружили, что большинство центральных банков при проведении девальваций ориентируются на целевое значение реального валютного курса. Как правило, ТРВК осуществляется в негласном режиме. Официальную политику ТРВК проводили лишь несколько стран: Бразилия, Колумбия, Тунис, Чили и Югославия. Из них ТРВК в Бразилии, Колумбии и Югославии завершилось инфляционным взрывом, в то время как опыт Туниса и Чили оказался вполне успешным.
Бразилия (1968-1983)
Центральный банк ввел ТРВК в августе 1968 г., формально оно носило название «политика минидевальваций». Ее смысл заключался в проведении небольших девальваций на нерегулярной основе. Интервал между девальвациями мог составить от десяти до сорока дней в зависимости от накопленного инфляционного дифференциала между США и Бразилией. Среднее значение междевальвационного интервала времени равнялось 38 дней. Цель политики минидевальваций заключалась в поддержании конкурентоспособности бразильской продукции на мировой арене в контексте высокой хронической инфляции на внутреннем рынке. За весь период таргетирования денежным властям удавалось справляться с поставленной задачей. Однако с точки зрения стабилизации цен действия властей потерпели полный провал: инфляция возросла с 20% в 1969 г. до 40% в 1978 г.
Чили (1985-1992)
Центральный банк Чили выступил пионером в области ТРВК еще в 1965 г., однако первые шаги носили характер эксперимента и не нашли дальнейшего развития. Страна вернулась к ТРВК спустя два десятилетия, в июле 1985 г. Денежные власти объявили о введении симметричного валютного коридора относительно центрального паритета. Значение центрального паритета ежедневно менялось в соответствии с инфляцией за предыдущий месяц за вычетом оценочного прироста мировых цен. В качестве основной цели денежно-кредитной политики использовалась реальная процентная ставка. Внутренние цены неизменно держались Центральным банком Чили на отметке 85% от уровня цен в США. В целом ТРВК оказалось довольно успешным. Примечательно, что с самого начала не было проведено ни одной реальной девальвации чилийского песо. Отсутствие инфляционных шоков позволило ЦБ Чили удерживать реальный валютный курс возле своего долгосрочного равновесного значения.
Тунис (1990-н.в.)
На сегодняшний день тунисский опыт представляет собой успешный пример ТРВК. С 1990 г. валютная политика ЦБ Туниса нацелена на поддержание стабильного валютного курса динара по отношению к корзине валют внешнеторговых партнеров и конкурентов. К началу 2000 годов политика ЦБ Туниса претерпела некоторые изменения. При проведении микродевальваций, совокупный размер которых колеблется от 0,5 до 2,5% в год, аналитики ЦБ стали принимать во внимание широкий спектр показателей конкурентоспособности национального экспорта. Макроэкономическая оценка, проведенная экспертами МВФ, показывает, что весь период таргетирования реальный валютный курс тунисского динара находился близко к равновесному уровню. В целом, успех ТРВК можно объяснить несколькими факторами – отсутствием значительных шоков в течение периода таргетирования; сбалансированной макроэкономической политикой властей; а также жестокостью цен и заработной платы, включая консервативную государственную политику регулирования доходов.
Неформальное таргетирование реального валютного курса
Можно найти и другие примеры ТРВК, однако в своем большинстве Таргетирование носило неявный характер. Официально страны придерживались таргетирования номинального валютного курса или даже таргетирования денежного предложения, но в то же время ориентиры целевых переменных денежно-кредитной политики определялись исходя из оценки реального валютного курса. ТРВК неформально придерживались, например, страны с переходной экономикой на начальной стадии рыночных реформ. В Венгрии с марта 1995 г. были введены симметричные ограничения на колебания номинального валютного курса в размере -/+2,25%. Центральный паритет валютного коридора ежемесячно менялся на 0,4%. Схожей политики придерживались центральные банки Румынии и Польши. Национальный банк Румынии с августа 1992 г. опирался на управляемое плавание национальной валюты, курс который корректировался исходя из оценки равновесного значения реального валютного курса, а Национальный банк Польши с мая 1995 г. использовал симметричный валютный коридор с ежемесячными девальвациями в 0,3%. К началу двадцать первого столетия все перечисленные страны перешли к таргетированию инфляции. По оценкам экспертов частного сектора, центральные банки таких стран, как Индия, Индонезия, Сингапур и Таиланд, аналогичным образом придерживались неформального ТРВК.
Возможность манипулирования реальным курсом в отечественной экономике
В отечественных и научных кругах неоднократно высказывались предложения по ТРВК. Одни экономисты полагают, что для стимулирования притока иностранных инвестиций и обеспечения ценовой стабильности необходимо повышать реальный валютный курс, другие считают, что для поддержки экономического роста и конкурентоспособности экспорта его следует понижать. В частности, реальный валютный курс российского рубля в настоящее время является завышенным. Его рост в 1999- 2003 гг. происходил темпами, существенно опережавшими темпы прироста производительности труда. Сохранение в дальнейшем подобных темпов повышения реального курса российского рубля, может привести к замедлению роста и в конечном счете - к его прекращению.
Для улучшения ситуации необходимо минимизировать отклонения реального валютного курса от некого расчетного значения курса, определенного исходя из соотношения уровня экономического развития и уровня цен в выборке из ста пятидесяти двух стран.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13