В 1997 году покупательная способность заработной платы наемных работников после уплаты налогов и других обязательных выплат возросла на 2,5 % и достигла рекордной отметки за последние 7 лет. Однако 4,5 миллиона человек, или 1 из 6 человек среди экономически активного населения не получает заработной платы и живет за счет социальных выплат : 1,8 миллиона безработных получают пособие по безработице, а 2,7 миллиона человек живут на минимальные социальные выплаты.
Уровень жизни французов различается не только размерами их доходов, но и размерами имущества, большую половину средней оценочной стоимости которого составляет недвижимость и земельные владения (жилые постройки, здания, земельные участки), остальная часть стоимости приходится на финансовые ценности, среди которых стоит отметить возростающую роль страховых полисов и биржевых бумаг : за последние двадцать лет их удельный вес в собственности французов увеличился в пять раз. Средняя номинальная стоимость собственности на семью превышает 1 миллион франков, однако разброс составляет 1 : 8 по различным социально-профессиональным группам - от чуть менее 500 000 франков для семьей рабочих и служащих до примерно 4 миллионов франков для семей представителей свободных профессий.
В декабре 1969 года президент Франции Жорж Помпиду принял решение о создании музея, посвященного современному искусству, желая, чтобы он был доступен как можно большему числу людей. В 1971 году проект центра был утвержден. В результате возникла оригинальная конструкция, где внутренне пространство очень изменчиво, а вся техническая часть вынесена наружу в “трубах”. Внутри этого металлического сооружения храниться коллекция Музея современного искусства, расположилась библиотека, многочисленные залы для представлений и конференций и центр промышленного творчества. Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду - обязательная достопримечательность на туристических маршрутах. Ежегодно его посещают 8 млн человек.
В мае 1994 железнодорожный туннель под Ла-Маншем стоимостью, превышающей сумму в 15 миллиардов долларов, был официально открыт. Туннель под Ла-Маншем, соединяющий Францию и Англию, был закончен на полтора года позже запланированного графика и почти в два раза превысил свою первоначальную смету. Пассажирское сообщение было открыто в ноябре 1994.
Результаты деятельности французских строительных фирм ещё в 1997 г. отразили отчетливую тенденцию к улучшению положения в отрасли после нескольких кризисных лет. Практически все ведущие 10 групп, имевшие в 1996 г. существенные убытки, окончили год с прибылью.
В 1998 году
прирост продаж строительных фирм составил 0,5 - 0,7%.
Наиболее ярко тенденция к оздоровлению проявилась в результатах групп
"Spie" и "Eiffage". Так, первая имела в 1996 году убытки в
сумме 591 миллионов французских франков, которые в 1997 году сменились чистой
прибылью в 91 миллионов. Это улучшение результатов произошло в основном
благодаря активизации электроэнергетического строительства, которая
продолжилась и в 1998 году.
Среди развитых стран мира по объему валового внутреннего продукта (1300 млрд.долл.) Франция продолжает занимать пятое место после США, Японии, Германии и Великобритании. По объему экспорта Франции принадлежит четвертое место в мире. 9 французских фирм входят в сотню крупнейших компаний мира. На протяжении последнего десятилетия этот показатель, характеризующий реальный экономический рост страны, имеет позитивную динамику.
В целом, экономика Франции отличается высокоэффективной диверсифицированностью экономики. В структуре ВВП наиболее важные позиции занимают промышленность и сельское хозяйство[26].
Доминирующими отраслями французской индустрии являются: автомобилестроение; химия и нефтехимия; авиастроение (аэробусы, военные самолеты), электроника, металлургия, железнодорожная техника. Парфюмерно-косметический сектор и «высокая мода» обеспечивают Франции мировое лидерство и постоянно присутствуют в структуре экспорта во все страны мира.
По объему производства сельскохозяйственной продукции, где занято менее 5 % населения, Франция занимает 1-е место в Европе и 2-е место в мире после США. По объему экспорта сельхозпродукции Франция занимает второе место в мире (после США). Ведущая отрасль сельского хозяйства - животноводство (более 50% всей продукции). Франция является крупнейшим производителем зерна на континенте (около 70 млн. т.) Другими основными видами сельскохозяйственной продукции являются: сахарная свекла - второе место в мире и первое место в ЕС; вино - также второе место в мире и в Европе; молоко - 5-ое место в мире и 2-ое место в ЕС; мясо КРС - 6-ое место в мире и 1-ое место в ЕС; зерна масличных культур - первое место в ЕС. По объему экспорта сельхозпродукции Франция занимает второе место в мире (после США).
Современная экономическая ситуация Франции характеризуется сохраняющейся тенденцией роста и позитивными изменениями основных социально-экономических показателей.
В новое тысячелетие Франция вступила в качестве локомотива европейской экономики. Правительство Франции прилагает все усилия для сохранения международной позиции экономического лидера среди развитых стран европейского континента. Кабинет Министров, возглавляемый Ж.П.Раффареном, ориентирован на дальнейшее осуществление последовательной гибкой экономической политики как внутри страны, так и на международной арене.
В 2002 г. экономика Франции находилась под серьезным давлением неблагоприятной мировой конъюнктуры и развивающегося глобального финансового кризиса. В стране произошло новое снижение темпов роста ВВП, который составил лишь 1 % (4,2 % в 2000 г., 1,2 % в 2001 г.), в то время как Правительство предусматривало сохранение показателя на уровне 1,2 %.
Уровень безработицы в 2002 г. превысил 9 %, увеличив ряды безработных примерно до 2,5 млн. Текущее экономическое положение и рост цен на топливо вызвали рост цен примерно на 2,3 % (критической для Франции отметкой является 1,9 %).
Борьба с безработицей определена одной из главных задач Правительства Франции. Залогом для создания новых рабочих мест, особенно в секторе малого и среднего предпринимательства, являются уменьшение ставок НДС, размера налогов, а также более гибкое законодательство.
Промышленность страны обеспечивает 30% занятости, 40% инвестиций и 80% экспорта. Государственный сектор, постепенно сокращающийся в последние годы, дает 20% оборота и около 30% экспорта. Средние и крупные предприятия (с численностью персонала более 500 человек) занимают господствующее положение (46% занятости, 56% рынка и 72% экспорта).
Благоприятно складывается и инвестиционная ситуация, выражающаяся в росте объемов прямых инвестиций, как за рубеж, так и привлекаемых во Францию. Транспарентная и гибкая политика в этой области позволяет занимать Франции 4-ое место в мире по объему притока иностранных инвестиций (после США, Великобритании и Голландии) и второе место (после Великобритании) по объему инвестиций за рубежом в 2001 г.
Важными стимулами, активизирующими приток иностранных инвестиций во Францию являются: выгодное геостратегическое расположение Франции, транспарентность внутреннего рынка, его объем и привлекательная структура, высокое качество и развитость инфраструктуры, производительность рабочей силы. Инвестиционная программа страны предусматривает ориентацию на привлечение капиталов в области высоких технологий сектора информатики, телекоммуникаций, авиа- и приборостроения.
Уровень инфляции за последние 5 лет оставался более умеренным, чем в других государствах ЕС.
Несмотря на состояние экономики, которое можно оценить в мировом масштабе как динамичное, снижение уровня государственного дефицита происходит медленно. В 2002 г. он составил 2,1 % от ВВП (44,6 млрд. евро). В 2001 г. дефицит бюджета составил 1,4 % (32,4 млрд. евро).
Дальнейшее развитие экономической ситуации в стране тесно связано с введением 1 января 2002 г. в наличный оборот единой европейской валюты - евро. Полный переход на евро странами еврозоны рассматривается как новый этап структурных преобразований, которые преследуют цель гармонизации экономической политики и обеспечения экономического процветания.
25 сентября 2002 г. Парламент Франции принял представленный правительством бюджет страны на 2003 г. Документ предусматривает получение государством в будущем году дохода в 228,1 млрд. евро (225,6 млрд. в 2002 г.). Рост ВВП ожидается в размере 2,5% (1,2% - 2002 г.), инфляция – 1,6% (1,8 – 2002 г.). Государственный долг составит 58,8% к ВВП (58,4%), дефицит госрасходов – 2,6% или 44,6 млрд. евро (на уровне 2002 г.).
Франция располагает одной из самых эффективных и дорогих в мире систем социальной защиты (до 30 % ВВП). Эта система отвечает таким фундаментальным социальным потребностям, как здравоохранение, пенсионное обеспечение, семейная политика, страхование по безработице и минимальные выплаты для лиц, не имеющих иных источников дохода.
С 1 июля 2002 г. Правительство Франции приняло решение о поднятии на 2,4% показателя "среднего межпрофессионального уровня заработной платы" (СМИК). Новое значение СМИК равняется 905,4 евро. В конце июня 2002 г. Премьер-Министр Франции Ж.-П.Раффарен объявил, что вместо ожидаемого повышения минимальных зарплат будут приняты меры по гармонизации индексов, которые должны привести к некоторому увеличению среднего показателя СМИК.
1.3. Национальные проблемы и перспективы Франции
Иммиграция и отношение к ней нации приобрела статус серьезной проблемы во Франции в 1990-ых годах. Высокий уровень безработицы и несколько неприятных инцидентов в бедных общинах усилило враждебность к иммигрантам, особенно чернокожим и арабам с севера Африки. В сентябре 1994 как часть подавления мусульманского фундаментализма правительство выпустило предписания, неправленые на ограничение ношения религиозных символов в школах. Много мусульманских школьниц были выгнаны из школ, когда отказывались снять свои паранджи, вызывая массовые протесты. В 1993 были приняты более строгие иммиграционные законы, и в 1995 Франция приступила к высылке из страны незаконных иммигрантов.
В марте 1997 Французское Национальное собрание одобрило законодательство, направленное на борьбу с незаконной иммиграцией. Этот законопроект, который еще больше усилил уже принятый в 1993 закон, ограничивающий иммиграцию, пробудил многотысячные протесты французских граждан в Париже и других городах, включая Лион и Марсель. Противники законодательства утверждали, что, введя законопроект, французское правительство пошло на поводу у крайне правой Национальной Партии Фронта, сделавшей свои недавние избирательные успехи, проведя предвыборую кампанию на платформе антииммиграции[27].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23