Одной из главных проблем, которые намерено решать правительство Раффарена, является проблема обеспечения безопасности граждан. Для этого предусматривается численно усилить силы полиции и жандармерии, а также принять меры по снижению преступности среди несовершеннолетних. В рамках продолжающегося процесса децентрализации будут конституционно закреплены статус и полномочия регионов.
С начала 2003 года, в соответствии с основными направлениями, опре-деленными Президентом Франции, Правительство приступило к проведению пенсионной реформы, имеющей целью сохранение существующей распреде-лительной системы пенсионного обеспечения с одновременным предостав-лением права свободного выбора возраста ухода на пенсию.
Предусматривается также усиление борьбы за безопасность на дорогах страны. В рамках деятельности на данном направлении силы правопорядка получат новое, более совершенное снаряжение, будут установлены автомати-зированные системы контроля за движением, введены более строгие меры наказания за нарушения, модифицированы правила получения водительских удостоверений, усилен медицинский контроль за состоянием здоровья води-телей. Эти меры, по мнению Правительства, должны на долгое время снизить число дорожно-транспортных происшествий. В 2002 году произошли изменения в составе ведущих политических партий страны. 17 ноября состоялся учредительный съезд новой правой пар-тии под названием "Союз за народное движение" (Union pour un mouvement populaire) (СНД). Съезд завершил начатый в 2001 году по инициативе Ж.Ширака процесс формирования новой мощной правой партии, в которую объединились партии "Объединение в поддержку Республики" (ОПР), "Либеральная демократия (ЛД), а также большинство членов правоцентристского "Союза за французскую демократию" (СФД), являющихся сторонниками взглядов Президента страны. Создание СНД имело ключевое значение для развития политической жизни Франции. Впервые в политической истории Пятой Республики про-изошло реальное слияние трех крупных партий, к которому правые стреми-лись последние двадцать пять лет. Наличие единой мощной партии даст пра-вым в будущем возможность более согласованно проводить свою политику, а также будет способствовать обеспечению побед на выборах.
Глава II. Геополитика Франции: история и современность
2.1. Франция и Европа: на пути к интеграции
История формирования и развития ЕС - это этапы интеграции западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Процесс интеграции продолжается и сегодня. С точки зрения экономического развития, выделяют 4 этапа интеграции:
Первый этап (1945-1957 гг.) характеризовался восстановлением разрушенного во время войны хозяйства.
На втором этапе (1957-1974 гг.), начавшемся с Римского договора, проявилась центростремительная тенденция в западноевропейской группировке.
В ходе третьего этапа (1974-1985 гг.) Западную Европу потрясли два мировых экономических кризиса: 1974 - 1975 г., 1980 - 1982 г. и произошло ослабление интеграционных процессов, они начали развиваться вширь, а не внутрь.
На четвертом этапе развития интеграционных процессов (1985-1992 гг.) имели место длительный экономический подъем, усиление интеграции вглубь, укрепление позиций Западной Европы в мире. Стали укрепляться позиции ЕЭС в мировой экономике.
Пятый этап, начавшийся в 1992 г., демонстрирует углубление регулирующих межгосударственных и наднациональных мероприятий в денежно-кредитной, финансовой и валютной сферах после Маастрихтского договора[30]. Договор, подписанный 7 февраля 1992 г. министрами иностранных дел и финансов государств-членов Европейского Сообщества в нидерландском городе Маастрихт, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз, является одним из крупнейших политических и правовых актов в истории европейской интеграции. Он открыл новый этап в развитии интеграции, позволяя, в случае ее реализации, превратить Европейский Союз в экономическую “сверхдержаву, равную США и значительно превосходящую Японию”.
Очевидно, для современной Франции основополагающим является процесс западноевропейской интеграции. Утверждение этого направления в качестве базового для Франции, рост взаимозависимости западноевропейских стран находят выражение в идее "западноевропейской общности".
Между тем процессы европейской интеграции приближаются к качественно новому рубежу: созданию валютно-экономического союза стран-участниц ЕС (число которых увеличилось с 6 до 15 и имеет шансы достигнуть в начале будущего столетия 22, если не более), выработке ими новых организационных структур, проведению общей внешней политики и политики безопасности. Данная перспектива воспринимается французами неоднозначно.
“L' intendance suit”, говорил Шарль де Голль, “обоз идёт за армией”, а не впереди нее. Многие исследователи и политики полагают, что односторонний акцент на экономике был недостатком прежнего ЕС, исправлением которого Европа занимается со времен Маастрихта.
Но сейчас валютные рынки вновь демонстрируют, сколько серьезно нужно относиться к “обозу” в интересах граждан ЕС. Президент Германии Херцог полагает, что "времена национальных экономик давно миновали. Стабильность национальных валют зависит от открытости рынков для экспорта".[31]
Во Франции социалист Лионель Жоспен стал премьер-министром, обещая снижение безработицы и сокращение рабочей недели. С тех пор он несколько пересмотрел свои цели. Но до сих пор остается неясным, возможно ли вообще проводить политику без повышения государственных расходов и долга. Это, в свою очередь, означает забвение идеи низкой инфляции, которая была краеугольным камнем французской экономики с тех пор, как Миттеран отказался от "социалистических экспериментов" в самом начале своего выборного срока.
Европейский Союз - это практическое воплощение в жизнь идеи европейской интеграции. Идея европейской интеграции имеет длительную историю. С древних времен Европа предпринимала попытки объединиться и создать нечто единое целое. В античную эпоху такую попытку предпринял Юлий Цезарь и неудачно. В средние века попытался объединить европейский континент Карл Великий. Ничего не вышло. В новое время решил испытать удачу Наполеон. Но потерпел полный провал. В двадцатом веке А.Гитлер ставил перед собой цель - не только завоевание всей Европы, но и установление мирового порядка. Попытка закончилась полным крахом[32].
Провал всех прежних попыток объединения Европы объясняется лишь одним, а именно: все попытки объединения основывались на насилии, т.е. на завоеваниях. А такой путь всегда ведет к неудаче.
Однако идея европейского объединения или интеграции жила и развивалась, влияя все больше на умы европейцев. Она стала все более материализовываться, когда ее стали поддерживать народные массы, особенно тогда, когда в Европе все чаще, все больше стали вспыхивать войны, принимавшие все более грандиозные размеры. В первой половине XIX в. на Всемирном конгрессе сторонников мира, созванном по инициативе выдающегося французского писателя Виктора Гюго, была выдвинута идея создания Соединенных Штатов Европы (СШЕ).
Идея Соединенных Штатов Европы понравилась всем, поскольку выражала желание и мнение европейских народов. Ни государи, ни политики, ни политические партии не могли отмахнуться от этой навязчивой идеи, какой стала идея создания Соединенных Штатов Европы. Все они вынуждены были определить свое отношение к этой идее. Правда, надо отметить, что интерес к ней то утихал, то вспыхивал с новой силой накануне или в ходе военных конфликтов. В самый разгар первой мировой войны идея СШЕ, уже трансформировавшись в лозунг, стала предметом всеобщего обсуждения во всех странах Европы и за ее пределами. После окончания первой мировой войны были предприняты первые попытки практического ее претворения в жизнь. Но все они окончились неудачно, скорее всего, из-за того, что фашистская Германия, как было сказано, развязав вторую мировую войну, пыталась военным путем объединить Европу.
После второй мировой войны идея европейской интеграции стала все более актуальной. Об этом можно судить по речи У.Черчилля, в которой он призвал к объединению Европы, правда, с определенной целью, а именно: не допустить распространения коммунизма.
Между тем известно, что поводом большинства европейских военных конфликтов служили противоречия между двумя крупными европейскими государствами - Францией и Германией. Всем было ясно, что без устранения этих противоречий невозможно вести речь об интеграции Европы. Как сделать так, чтобы устранить противоречия между этими двумя европейскими государствами? Многие государственные и общественные деятели европейских стран ломали свои головы над этим вопросом. И здесь возникает идея объединить Германию и Францию не на военно-политической основе, а на экономической. Два выдающихся француза, экономист Жан Монне и политик Робер Шуман, предложили объединить две основные отрасли промышленности Германии и Франции, а именно угольную и сталелитейную, рассчитывая, что со временем к этому объединению могут присоединиться соседние государства. Так оно и произошло.
9 мая 1950 г. Р.Шуман, министр иностранных дел Франции, от имени правительства своей страны опубликовал декларацию, которая здесь же получила название "Декларация 9 Мая 1950 года", в которой он открыто изложил идею объединения ведущих отраслей промышленности Германии и Франции в объединение угля и стали. Правительство Франции обратилось с этой идеей к правительству ФРГ.
Правительство Конрада Аденауэра поддержало эту идею. Вскоре ее поддержали правительства Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга. Таким образом, шесть европейских государств, а именно Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург, создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС).
День 9 Мая был объявлен "Днем Европы", и с этой даты официально начинается отсчет начала европейской интеграции. И термин "интеграция" активно включается в политический и научный оборот.
И здесь мимоходом следует отметить, что понятие "интеграция" означает объединение частей, участвующих в интеграционном процессе, в единое целое при сохранении их самостоятельности. Но при этом, участвуя в интеграции, страны должны делегировать частью своего суверенитета в пользу наднациональных институтов, то есть вопросы внешней политики, обороны и безопасности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23