Вспомогательный справочный аппарат периодических изданий

                         

1.5. Справочно-пояснительный аппарат

1.5.1. Предисловие и Вступительная статья

Эти элементы ВСА очень похожи, и их часто путают. Но для правильного анализа литературы необходимо разобраться, в чем же разница между ними.

Итак: «Предисловие – элемент предтекстового аппарата издания, характеризующий публикуемое в издании произведение (произведения) для того, чтобы у читателя возник интерес к его теме и (или) содержанию, чтобы он сумел лучше подготовиться к чтению, смог эффективно, с учетом особенностей произведения и издания работать с ним. Это предуведомление читателя об издании, особенностях его содержания, построения, назначения, отличиях от других близких по теме и содержанию изданий. <…>

Шаблона, впрочем, тут быть не должно. Каждое издание и его читатель требуют индивидуального решения, хотя в ряде случаев эти решения могут в чем-то совпадать» [I, 8; 480].

Важное место отводит вопросу о предисловии Э.Л. Призмент в книге «Предметизационные системы и аппарат книги: Теория и практика»: «Редактор должен понимать, что большая информационная нагрузка ложится на сопроводительные статьи, прежде всего на предисловие. Предисловие расширяет сведения читателя о задачах издания (первая и весьма важная информация о книге содержится в видовом определении). Концепция издания, помимо того, что она реализуется в самой структуре издания, разъясняется в предисловии» [I, 11; 242].

По поводу вступительной статьи и предисловия А.Э. Мильчин отмечает: «Вступительная статья должна помочь читателям лучше, глубже, точнее, тоньше, с учетом современных достижений науч. мысли воспринять художественное или науч. творчество писателя или ученого, чье произведение (произведения) публикуется в издании. Цель вступительной статьи, таким образом, шире, чем цель предисловия» [I, 8; 483]. И далее: «Нередко вступительную статью называют предисловием. Конечно, у предисловия и вступительной статьи есть нечто общее: они предваряют основной текст, они части предтекстового аппарата, они могут раскрывать достоинства произведения (издания). Но на этом сходство кончается. Предисловие может быть авторским, вступительная статья – нет. Предисловие не назовешь вступительной статьей и тематически его не озаглавишь: у него, как правило, единой темы нет. Тематическое же заглавие у вступительной статьи совсем не редкость» [I, 8; 484].

Таким образом, налицо принципиальное различие между предисловием и вступительной статьей. Редактору не следует их путать.


1.5.2. Послесловие

О назначении и месте расположения послесловия читаем в книге
А.Э. Мильчина «Справочник издателя и автора»: «Послесловие очень близко по назначению к вступительной статье с той лишь разницей, что автор послесловия в большей степени оперирует материалом произведения в расчете на знакомство с ним читателя. Послесловие, однако, не только анализирует и осмысляет с современных позиций произведение автора, но и часто дополняет его современным материалом. <…> Послесловие помещают после приложения (приложений), перед всеми другими частями затекстового аппарата: библиогр. списками, вспом. указателями и т. п. – к этим частям затекстового аппарата читатель обращается многократно и по ходу чтения, и после, что и вынуждает их ставить ближе к концу издания, чтобы облегчить их розыск» [I, 8; 485].

1.6. Библиографический список


Э.Л. Призмент в книге «Предметизационные системы и аппарат книги» отмечал следующее: «Библиографические списки в разных типах изданий выполняют разную роль, их основные функции – аргументирующая и рекомендательная. В особых случаях, независимо от того, приводятся ли ссылки на литературу как на использованную или как на рекомендуемую, библиографическое обеспечение издания дает возможность выйти за пределы данной книги с тем, чтобы получить расширяющееся знание. С учетом этого редактор должен анализировать отбор источников в библиографические списки» [I, 11; 243].

ГЛАВА 2. Вспомогательный справочный

    аппарат В ПЕРИОДИЧЕСКИХ изданиЯХ


В главе 1 были рассмотрены все теоретические вопросы, связанные с элементами аппарата издания вообще. Однако следует отметить, что не все эти элементы необходимы в периодических изданиях. Кроме того, в современной издательской практике принято различать аппарат материала, публикуемого в журнале, и аппарат собственно журнала. Чтобы получить ответ на вопрос, какие именно элементы являются обязательными в периодическом издании, а какие нет, обратимся к учебнику «Редакторская подготовка изданий»: «К обязательным элементам аппарата материала, публикуемого в журнале, относятся сведения об авторах, составителях (например, обзорных статей) и других лицах, участвовавших в работе над материалом; заглавие публикуемого материала; подзаголовочные данные; индекс Универсальной десятичной классификации; аннотация; пристатейный библиографический список; дата поступления рукописи в редакцию; сведения о продолжении или окончании публикации материала; приложения; примечания; название раздела, подраздела, цикла, подборки; колонтитул» [I, 1; 399]. И далее: «Аппарат журнала имеет свою специфику, хотя, как и в книге выполняет справочно-вспомогательные (содержание, указатели, колонтитул) и научно-справочные (аннотация, примечание и т.д.) функции. К основным элементам аппарата журнального издания относятся: выходные сведения; заглавие; подзаголовочные и надзаголовочные данные; сведения о редакторах, редакционной коллегии, составителях и т.д.; выпускные данные; знак охраны авторского права; содержание; рубрикация; указатели» [I, 1; 403-406].

Таким образом, рассмотрев теоретические вопросы относительно элементов ВСА издания, перейдем непосредственно к анализу выбранных 4 литературно-художественных журналов.

2.1. Журнал «Березіль» [II, 1]

Этот журнал среднего формата, имеет красочную мягкую обложку и качественную бумагу. Из ВСА всего издания представлены:

1. Заглавие (см. Приложение 1а)

2. Подзаголовочные данные – вид издания; название организации, органом которого оно является; дата основания журнала (см. там же).

3. Нумерация (см. там же).

4. Содержание (см. там же).

5. Рубрикация (см. там же). В самом журнале рубрики обозначены боковым колонтитулом крупного начертания и другой гарнитуры шрифта, чем для основного текста (см. Приложения 1б и 1в). Это очень удобно, поскольку позволяет довольно быстро найти нужную рубрику, а, кроме того, выполняет и эстетическую функцию.

6. Сведения о редакторе и редакционной коллегии (см. там же).

7. Знак охраны авторского права (см. там же).

8. «Мертвый» колонтитул (см. Приложения 1б и 1в). Многие ученые (в частности, А.Э. Мильчин) высказывали мысль о практической бесполезности таких колонтитулов. То, что в данном журнале использован именно этот тип колонтитулов, не является упущением, однако пользы от него немного.

9. Раз в год, в последнем выпуске журнала появляется годовой указатель опубликованных материалов.

10. В конце журнала находятся выходные и выпускные сведения (см. Приложение 1г).

Что касается аппарата материалов, публикуемых в журнале «Березіль», то он не отличается разнообразием. Итак:

1. Сведения об авторе перед публикацией его произведений (см. приложение 1б). Однако это не является традицией журнала – этот элемент аппарата бывает представлен всего лишь один раз в одном номере. Это, безусловно, минус.

2. Подстрочные примечания, зачастую содержащие перевод иноязычных выражений, встречающихся в основном тексте (см. Приложение 1в).

В целом журнал неплохой, однако к нему с редакторской и издательской точки зрения есть три замечания: во-первых, необходимо определиться с видом издания. На титульном листе (см. Приложение 1а) написано: «Літературно-художній та громадсько-політичний журнал Національної Спілки письменників України», а в конце – «Літературно-художній та громадсько-політичний щомісячний часопис» (см. Приложение 1г). Вообще сведения о периодичности издания должны быть в подзаголовочных данных, тогда бы ни было такой путаницы.

Во-вторых, с точки зрения обычного читателя, необходимо помещать хотя бы краткие основные сведения об авторе и его работах. Суть этих статей, предшествующих произведениям, состоит в привлечении читательского внимания к проблеме. Особенно это важно, если произведение – автобиографичное, в таком случае скрытый подтекст останется неведом читателю, если он не ознакомится с биографией автора.

И в-третьих, для читателя гораздо полезнее знать имя и фамилию автора и название произведения, чем название и номер журнала на каждой странице. Как уже отмечалось, использование «мертвого» колонтитула не является нарушением правил. Однако, учитывая, что основная задача ВСА – помогать читателю, тип колонтитула можно поменять.

Итак, литературно-художественный журнал «Березіль» имеет всего три замечания к качеству ВСА.


2.2. Журнал «Вітчизна» [II, 2]


Журнал «Вітчизна» имеет красочную цветную мягкую обложку и хорошую белую бумагу. С этой стороны к изданию замечаний нет.

Сразу следует сказать, что ВСА статей не представлен вообще: в журнале нет примечаний к статьям, нет сведений об авторе и его работах. Это является достаточно серьезным упущением.

ВСА всего журнала представлен:

1. Заглавием (см. Примечание 2а).

2. Подзаголовочными данными (см. там же).

3. Содержанием (которое обозначено «У номері») (см. там же).

4. Рубрикацией, которая не распространяется на весь журнал, т.е. существуют только 3 постоянных рубрики: «XX сторіччя української поезії. Антологія “Вітчизни”», «Зенітка» и «Наш виставковий стенд». Расположение всех остальных произведений не подчинено какому-либо определенному порядку. А некоторые произведения даже не определены по своему жанру, например, «Хоменко Валентин. Реванш історії» (см. там же). Т.е. непонятно, это стихотворения В. Хоменко, или проза, или критика, или публицистика.

5. Списком редакционной коллегии (см. там же).

6. В конце журнала помещены выпускные сведения.

На этом элементы справочного аппарата заканчиваются. Аппарат статей не разработан вообще: отсутствуют какие-либо указатели, примечания, нет колонтитулов (см. Приложения 2б, 2в). В этом журнале также не заметна хорошая традиция давать сведения об авторах перед опубликованным материалом (ср. Приложения 2б и 2в). Это, безусловно, не добавляет плюсов изданию, поскольку получить нужные дополнительные сведения или об авторе, или о произведении не представляется возможным.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать