- интеграцию отдельных работ в соответствующих подразделениях, которые могли бы их координировать различными средствами, включая сюда и формальную иерархическую структуру;
- мотивацию, взаимодействие, поведение, взгляды персонала, которые отчасти определяются мероприятиями, направленными на реализацию поставленных целей, а отчасти же носят личный, случайный характер;
- принятие решений, коммуникации, информационные -потоки, контроль, поощрение и наказание, имеющие решающее значение для обеспечения выполнения поставленных целей;
- единую организационную систему, которая понимается не как особый, дополнительный признак, а как внутренняя согласованность, которая должна быть достигнута между всеми перечисленными элементами.
Представленное раскрытие содержания организации как деятельности весьма широко и неявно содержит компоненты организации как результата деятельности. Поэтому необходима определенная конкретизация с точки зрения организации офисной деятельности.
Определение цели, задачи (или задач) офисной деятельности определяется ее содержанием как процесса, обеспечивающего эффективную реализацию управленческой деятельности в рамках конкретной системы управления. Как это было показано выше, в основном это информационное обеспечение управленческой деятельности и обеспечение реализации принятых решений.
Разработка системы мероприятий для реализации цели и разделения задач на отдельные виды работ применительно к только что определенным целям и задачам офисной деятельности предполагает определение всего состава конкретных функций информационного обслуживания управленческой деятельности в рамках ее конкретных пространственных и временных характеристик, выделения соответствующих задач, работ, процедур и операций с учетом последовательности их выполнения и взаимосвязей.
Интеграция отдельных работ в соответствующих подразделениях осуществляется с учетом прежде всего пространственных характеристик управленческой деятельности и предполагает распределение выявленной совокупности задач, работ, процедур и операций по соответствующим пространственным компонентам (структурным подразделениям) с последующей их концентрацией и интеграцией с целью эффективной реализации.
Мотивация, взаимодействие, поведение, взгляды персонала определяются в соответствии с кадровыми характеристиками требуемой офисной деятельности и во многом зависят от необходимой квалификационной поддержки выявленного состава задач, работ, процедур и операций информационного обслуживания управленческой деятельности.
Принятие решений, коммуникации, информационные потоки, контроль, поощрение и наказание - эта составляющая, на первый взгляд, относится к собственно процессу принятия управленческих решений для воздействия на управляемый процесс, но поскольку мы приняли положение о том, что офисная деятельность есть во многом процесс управления управленческой деятельностью, то перечисленные элементы организации должны иметь место и разрабатываться соответствующим образом.
Единая организационная система офисной деятельности предполагает сведение воедино всех перечисленных компонентов ее организации в рамках функционирования офиса во всех его проявлениях.
1.4. Понятие и функции офисных технологий
Как мы уже определили выше, офисная деятельность - это определенным образом организованная в пространстве и времени совокупность действий множества людей (персонала), реализация которых обеспечивает условия эффективного выполнения управленческой деятельности для конкретной системы управления. Поскольку во многом ее организация связана с определением и реализацией задач, работ, процедур и операций информационного обслуживания управленческой деятельности, постольку основная часть ее функций реализуется через соответствующие информационные технологии, структура, свойства и возможности которых определяются особенностями функционирования офиса - материально-технической и организационной формы осуществления офисной деятельности.
Таким образом, под офисной технологией понимается информационная технология, объект и результат которой определяются потребностями реализации управленческой деятельности в рамках конкретной формы осуществления офисной деятельности (офиса).
Объектом офисной технологии является тот или иной вид информационных ресурсов, используемых при реализации задач, работ, процедур и операций информационного обслуживания управленческой деятельности.
Результаты преобразования информационных ресурсов в рамках офисных технологий должны рассматриваться как соответствующие компоненты информационных технологий вообще с учетом специфики офисной деятельности как обеспечения эффективности функционирования управляющей системы, сводимого в конечном итоге, как это было показано, к процессу подготовки и принятия управленческих решений.
Указанный процесс имеет сложную последовательно-итеративную структуру (рис. 3) и реализуется в рамках замкнутого информационного контура (рис. 2) через совокупность различных процедур и операций работы с данными. Содержание этих процедур и операций определяется информационными потребностями, возникающими в процессе подготовки и принятия решений, которые выражаются в результатах необходимых преобразований тех или иных данных.
Отдельная итерация управленческого цикла начинается с оценки состояния управляемого процесса, осуществляемой теми компонентами управляющей системы, которые в обобщенном виде представлены как измерительный элемент (рис. 2).
Результат оценки состояния управляемого процесса -• это совокупность данных о значениях тех его параметров, которые являются существенными для выработки решений об управляющих воздействиях, обеспечивающих достижение целей системы управления в целом. Получение такого результата достигается структуризацией всей совокупности данных, поступающих от управляемого процесса, с идентификацией составляющих ее информационных объектов и выделением из полученного таким образом множества тех его компонентов, которые содержат информацию об искомых параметрах. Данные процессы (идентификация информационных объектов и выделение тех из них, которые необходимы управляющей системе) в целом реализуются технологиями сбора данных.
Для дискретных управляемых процессов моменты использования собранных данных могут разделяться существенно длительными интервалами, в течение которых возникает необходимость сохранения отобранных информационных объектов при продолжении сбора данных. Результатом реализации этого процесса в конце каждого указанного интервала времени будут аккумулированные данные о значениях существенных параметров управляемого процесса. Достижение этого результата в целом обеспечивается технологиями накопления данных.
Итоговым результатом деятельности измерительного элемента управляющей системы должны быть собранные (и накопленные) данные об управляемом процессе, зафиксированные на каком-либо носителе. Достижение этого результата в целом обеспечивается технологиями регистрации данных.
Рассмотренные функции офисных технологий по целенаправленному изменению свойств всей совокупности данных, поступающих от управляемого процесса, реализуются, как правило, в месте его протекания (в измерительном элементе), а подготовка и принятие управленческих решений осуществляются решающим элементом, действия которого локализованы в рамках офиса. В подавляющем большинстве случаев измерительный и решающий элементы пространственно разделены (исключение - элементарные управляемые процессы), что приводит к необходимости изменения пространственных координат собранных, накопленных и зарегистрированных данных. Достижение этого результата обеспечивается технологиями передачи данных.
Переданные в решающий элемент сведения в зависимости от пространственной сложности и временного характера управляемого процесса предназначены для различных этапов и процедур подготовки и принятия решений, требующих для своей реализации определенного времени, в связи с чем моменты поступления информации и моменты ее реального использования не совпадают, что вызывает необходимость изменения временных координат данных. Достижение такого результата обеспечивается технологиями хранения данных.
Хранимые данные могут быть затребованы для использования различными структурными компонентами управляющей системы, действующими в составе решающего элемента, причем зачастую одновременно, что приводит к необходимости дублирования информации, создания соответствующих дубликатов. В данном случае результат достигается за счет технологий копирования данных.
При сборе, накоплении, регистрации и хранении данных возникает необходимость приведения получаемых и формируемых множеств информационных объектов к структуре, в рамках которой они (объекты) определенным образом соотносятся друг с другом, что позволяет рационально организовать выполнение тех или иных операций над ними. Такое преобразование обеспечивается технологиями упорядочивания данных.
В конкретных ситуациях подготовка и принятие решений на отдельных этапах требуют не всей совокупности имеющейся информации, а лишь вполне определенной ее части, отвечающей некоторым требованиям, критериям, формируемым в виде запроса. Выборка таких сведений из хранимых информационных массивов реализуется технологиями поиска данных.
Процесс подготовки и принятия решений не является однозначно определенным и в разных проблемных ситуациях требует для получения итогового результата различных инструментальных средств (типовых процедур, экономико-математических моделей, экспертных систем, систем поддержки решений и т. п.), использование которых реализуется через соответствующие преобразования необходимой (хранимой и найденной) информации. Искомый результат в виде выработанных управленческих решений (должным образом содержательно определенной и формально структурированной информации) достигается технологиями содержательной обработки данных. С точки зрения места реализации этих технологий и непосредственной их сопряженности с уже рассмотренными видами технологий можно было бы отнести их к офисным. Но принципиальным здесь является то обстоятельство, что они реализуют процессы подготовки и принятия решений, т. е. собственно деятельность по управлению определенным процессом или объектом, в то время как офисные технологии эту деятельность обеспечивают. Именно поэтому введенные в рассмотрение в соответствии с логикой реализации управленческого цикла технологии содержательной обработки данных к офисным не относятся.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13