В конце 1940-х – начале 1950-х годов несколько улучшились отношения Саудовской Аравии с ее арабскими соседями, что явилось следствием создания государства Израиль и ростом враждебности к нему со стороны арабских стран. Решимость президента Египта Гамаля Абдель Насера отстранить от власти любое правительство, стоявшее на пути объединения арабских стран, сделало Саудовскую Аравию после 1960 основным объектом нападок с его стороны. Начиная с 1962 в течение пяти лет Саудовская Аравия оказывала помощь свергнутому имаму Северного Йемена, тогда как Египет направил туда войска и оказывал помощь республиканцам. И хотя угроза со стороны Абдель Насера уменьшилась после вывода египетских войск из Южного Йемена в 1967, как следствие поражения Египта в арабо-израильской войне, Саудовская Аравия столкнулась с другой проблемой, революционным режимом в Народной Республике Южный Йемен. Отношения Саудовской Аравии с Египтом улучшились после того, как Фейсал начал оказывать ему помощь, чтобы компенсировать потери, вызванные закрытием Суэцкого канала. Отношения с Ираком, которые всегда были напряженными, практически прервались после провозглашения здесь республики в 1958. Отношения с Сирией также ухудшились после прихода к власти в марте 1963 радикальной Партии арабского социалистического возрождения (Баас). Симпатии, которые Фейсал мог бы испытывать к королю Иордании Хусейну как своему коллеге-монарху, а также противнику всяких революций, марксизма и республиканских настроений, были омрачены традиционным соперничеством между Саудидами и Хашимитами. Тем не менее в августе 1965 был разрешен 40-летний спор между Саудовской Аравией и Иорданией по поводу границы: Саудовская Аравия признала претензии Иордании на портовый город Акаба. На Аравийском п-ове Фейсал столкнулся с угрозой со стороны подрывных организаций, которые поддерживала Народная Демократическая Республика Йемен (бывш. Южный Йемен). Проблемы Саудовской Аравии обострились после прекращения британского протектората над княжествами Персидского залива в 1971. Прежде чем покинуть этот район, британское правительство пыталось убедить местных правителей объединиться в федерацию и достигнуть соглашения с Саудовской Аравией по вопросу об общей границе.
Договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный между Советским Союзом и Ираком в 1972, усилил опасения Фейсала и подтолкнул его к попыткам объединения соседних стран в антиреволюционную коалицию. Как и правительство Северного Йемена (Йеменской Арабской Республики, ЙАР), где после 1967 к власти пришли умеренные республиканцы, Фейсал оказал поддержку тысячам южных йеменцев, бежавших после 1967 в ЙАР и Саудовскую Аравию. После арабо-израильской войны в октябре 1973 Фейсал стал инициатором арабского нефтяного эмбарго против западных стран, в т.ч. США, с целью заставить их проводить более сбалансированную политику в отношении арабо-израильского конфликта. Арабская солидарность способствовала увеличению цен на нефть в четыре раза и росту благосостояния арабских нефтедобывающих государств. 25 марта 1975 король Фейсал был убит одним из своих племянников во время приема. На престол вступил его брат Халед (1913–1982). Из-за слабого здоровья Халеда значительная часть властных полномочий была передана наследному принцу Фахду (р. 1922).
Новое правительство продолжило консервативную политику Фейсала, увеличив расходы на развитие транспорта, промышленности и образования. После 1974 Саудовская Аравия приложила усилия к снижению роста мировых цен на нефть. Саудовское правительство выступило против египетско-израильских мирных соглашений, заключенных в 1978–1979, придерживаясь общей арабской позиции, что они представляют собой сепаратный мир, уничтоживший надежду на комплексное разрешение арабо-израильских противоречий. Саудовская Аравия не смогла остаться в стороне от поднимающейся волны исламского фундаментализма, последовавшей за исламской революцией в Иране в 1978–1979[29]. Напряжение в саудовском обществе открыто проявилось в ноябре 1979, когда вооруженные мусульманские оппозиционеры захватили главную мечеть Мекки. Мечеть была освобождена саудовскими войсками после двухнедельных боев, в которых погибли более 200 человек. Вооруженный мятеж во главе с Джухайманом аль-Отейба представлял собой первое открытое выступление против монархии в стране, начиная с основания третьего саудовского государства в 1932. Беспорядки также имели место среди шиитов, проживающих в восточных районах (Эль-Хаса). В ответ на эти выступления наследный принц Фахд объявил в начале 1980 о планах создания Консультативного совета, который, однако, был сформирован лишь в 1993. В 1982 скончался король Халед, его место занял его брат Фахд. В августе 1990, вскоре после оккупации Ираком соседнего Кувейта, Фахд санкционировал развертывание в Саудовской Аравии значительных военных сил США для защиты страны от возросшей военной угрозы со стороны Ирака. Многонациональным силам в составе Саудовской Аравии, США, и других западных, арабских и мусульманских стран удалось вытеснить иракские войска из Кувейта в начале 1991 и тем самым устранить непосредственную угрозу Саудовской Аравии. После войны в Персидском заливе правительство Саудовской Аравии подверглось мощному давлению со стороны фундаменталистов, требовавших проведения политических реформ, строгого следования положениям шариата, вывода войск западных стран, особенно американских, со священной земли Аравии. Королю Фахду были направлены петиции, призывавшие к расширению полномочий правительства, более широкому участию общественности в политической жизни и большей экономической справедливости. Вслед за этими акциями последовало создание в мае 1993 Комитета по защите законных прав. Однако вскоре правительство запретило эту организацию, а король Фахд потребовал от фундаменталистов прекратить антиправительственную агитацию.
Королевство Саудовская Аравия относится к числу наиболее развитых стран региона с мощным финансовым и экономическим потенциалом. Основу экономики страны составляет нефтяная промышленность. Королевство является крупнейшим экспортером нефти, которая составляет 90% объема его экспорта. В последние годы предпринимаются шаги по диверсификации экономики. Важная роль в этом отводится частному сектору, который в нефтяной бизнес не допускается. Поощряется создание совместных предприятий. В стране, три четверти которой занимает пустыня, реализованы крупномасштабные проекты в области сельского хозяйства. Огромные средства были выделены государством на закупку сельскохозяйственной техники и оборудования, на ирригацию, строительство дорог. В результате страна превратилась в крупного экспортера пшеницы и другой сельскохозяйственной продукции.
Несмотря на определенные экономические трудности, отчасти вызванные последствиями войны с Ираком (ущерб составил более 50 млрд. долларов), растущими расходами на вооружение и снижением цен на мировом нефтяном рынке, Саудовская Аравия остается одним из наиболее стабильных и благополучных государств мира с высоким уровнем жизни и огромными финансовыми и инвестиционными возможностями. В 1996 году ВВП на душу населения составлял 11 176 долларов, при этом отмечалось его падение на 2%.
Значительно выросшая роль королевства на международной арене в немалой степени обусловлена финансовой помощью, оказываемой развивающимся странам (прежде всего членам Организации Исламская Конференция, которым с 1974 по 1991 годы было выделено 28 млрд. долларов). В обращении короля Фахда и наследного принца Абдаллы к паломникам в 1994 году говорилось: "По воле Аллаха наша страна, обладающая вечной исламской миссией, имеет огромные природные богатства. Плодами этих богатств пользуются не только граждане Королевства. Основываясь на исторической ответственности перед другими мусульманскими народами, мы осуществляем программу помощи во всех точках мира. ... Общий объем помощи в эти дни достиг около 15% доходов Королевства от продажи нефти."[30] С другой стороны, растет авторитет Саудовской Аравии в мусульманском мире как страны, внесшей огромный вклад в сохранение и возрождение главных святынь ислама, последовательно отстаивающей права палестинского народа, известной активной позицией в деле защиты интересов исламских государств, тесными партнерскими отношениями с США и другими ведущими западными державами. После войны в Персидском заливе Саудовская Аравия, ставшая общепризнанным лидером в мусульманском мире, превратилась в реальный фактор стабильности не только в ближневосточном регионе, но и в исламском мире в целом. Королевство выступает сегодня в качестве важнейшего звена во взаимоотношениях между Западом и исламским миром и выдвинулось на центральное место в выработке новой политики арабской консолидации. Все это вместе взятое во многом определяет его важную роль в мировой политической, экономической и финансовой системе.
Основными принципами внешней политики Саудовской Аравии являются поддержка ислама во всем мире, оказание помощи и поддержки мусульманским государствам в защите их национальных интересов, невмешательство во внутренние дела этих государств.
3. Хроника внешней политики независимого Казахстана с Королевством Саудовская Аравия
Путь, пройденный казахстанской дипломатией за первое десятилетие независимости отражает такие ключевые события, как принятие Закона о дипломатической службе Республики Казахстан; в основном завершен процесс создания зарубежной инфраструктуры; возрос международный авторитет страны; далеко за ее пределами известны внешнеполитические инициативы Казахстана, прежде всего, касающиеся вопросов обеспечения глобальной и региональной безопасности и стабильности, стимулирования интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств.
5 марта 1991 года, было опубликовано Заявление Президента РК Н.А.Назарбаева "В связи с событиями в Нагорном Карабахе", в котором было отмечено, что кризисная ситуация вокруг Нагорного Карабаха практически привела к прямому военному конфликту. Посреднические усилия, предпринимаемые Россией, Казахстаном и рядом сопредельных стран, не дали пока должного эффекта. В связи с этим Н.А.Назарбаев предложил в Заявлении систему мер, направленных на прекращение кровопролития и локализации карабахского конфликта.[31]
В это же день 5 марта 1991 года, Президент РК Н.А.Назарбаев принял Шейха Х.А.Алиреза, прибывшего в Алматы в составе группы бизнесменов из Саудовской Аравии. Х.А.Алиреза, возглавляющий компанию по производству кабелей, проявил интерес к казахстанской меди. Он заявил, что готов покупать медь по мировым ценам, а в ответ поставлять республике различные виды технологического оборудования. В ходе беседы была подтверждена заинтересованность Казахстана в создании предприятий с полным циклом производства, от добычи сырья до получения конкурентоспособной на мировом рынке продукции.