Юридическая помощь, оказываемая адвокатами

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КоАП РСФСР. К ним относятся:  отсутствие события или состава административного право­нарушения; недостижение лицом на момент совершения администра­тивного правонарушения шестнадцатилетнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное дей­ствие либо бездействие; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;  отмена акта, устанавливающего административную ответ­ственность; истечение к моменту рассмотрения дела об администра­тивном правонарушении сроков, предусмотренных ст. 38 КоАП РСФСР; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекае­мого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении адми­нистративного взыскания либо неотмененного решения товари­щеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотменен­ного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела; смерть лица, в отношении которого было начато производ­ство по делу.[16]

Доказательствами по делу об административном правонару­шении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами: про­токолом об административном правонарушении, объяснениями Лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами.

Не могут быть признаны и использованы доказательства, полученные с нарушением федерального закона. Это правило сформулировано в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и относится не только к уголовному судопроизводству, но и к производству по делам об административных правонарушениях.

О совершении административного правонарушения состав­ляется протокол (постановление) уполномоченным на то лицом, который направляется органу (должностному лицу), уполномо­ченному рассматривать дело об административном правонару­шении. Требования к содержанию протокола (постановления) изложены в ст. 235 КоАП РСФСР.

Административное взыскание может быть наложено не позд­нее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаруже­ния (ст. 38 КоАП РСФСР).

Однако следует учитывать, что закон не распространил ука­занные положения о сроках на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса Российской Федерации.

Однако возможность и правомочность применения данных мер принуждения ставится в зависимость от следующих обсто­ятельств: 1) наличия прямого указания такой возможности в федераль­ном законодательном акте; 2) необходимости как минимум одного из следующих действий: пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности; составления протокола об административном правона­рушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным; обеспечение своевременного и правильного рассмотре­ния дел и исполнения постановлений по делам об адми­нистративных правонарушениях. Кроме того, закон (ст. 238 КоАП РСФСР) предусматривает возможность доставления нарушителя (орудий совершения правонарушения) в целях обеспечения возможности составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить ее на месте, установления личности и пр.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, адвокатом, представляющим его интересы, а также потерпевшим или его представителем.

Жалоба на постановление по делу об административном пра­вонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления (ст. 266 КоАП РСФСР). В случае про­пуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постанов­ление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Органы, которым может быть адресована жалоба, определя­ются в зависимости от того, кем вынесено постановление, и перечислены в ст. 267 КоАП РСФСР. Постановление районного (городского) суда или судьи о наложении административного взыскания является окончатель­ным и обжалованию в порядке производства по делам об адми­нистративных правонарушениях не подлежит, за исключением случаев, прямо оговоренных в федеральных нормативных актах. Для протеста прокурора таких ограничений не предусмотрено. Должностные лица, управомоченные на пересмотр постановле­ния судьи либо начальника органа внутренних дел по протесту прокурора, перечислены в ст. 274 КоАП РСФСР. По общему правилу жалоба подается в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) и приносится через орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу об адми­нистративном правонарушении (ст. 267 КоАП РСФСР) или в районный (городской) суд по месту жительства заявителя.

Жалобы на действия административных органов или долж­ностных лиц в судах рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 236-239 ГПК РСФСР. Подача жалобы приостанав­ливает исполнение постановления о наложении администра­тивного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении мер взыскания в виде предупреж­дения, административного ареста (статьи 26 и 32 КоАП РСФСР), а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 270 КоАП РСФСР, ст. 237 ГПК РСФСР).[17]

Постановление по делу об административном правонаруше­нии может быть опротестовано прокурором. Принесение протеста также приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста (статьи 269, 270 КоАП РСФСР). Рассматривая жалобу или протест прокурора на постановле­ние по делу об административном правонарушении, орган (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает одно из следующих решений: оставляет постановление без изменения, а жалобу или про­тест без удовлетворения; отменяет постановление и направляет дело на новое рас­смотрение; отменяет постановление и прекращает дело; изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нор­мативным актом об ответственности за административное пра­вонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено. Копия решения по жалобе или протесту прокурора на по­становление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рас­смотрения протеста сообщается прокурору.

Решение по жалобе на постановление по делу об админист­ративном правонарушении также может быть опротестовано прокурором. Протест вносится в вышестоящий орган (должно­стному лицу) по отношении к органу (должностному лицу), принявшему решение по жалобе (ст. 275 КоАП РСФСР).

Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат (ст. 250 КоАП РСФСР), который вправе: знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на поста­новления по делу. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Адвокатами, при производстве по делам об административ­ных правонарушениях, может также оказываться юридическая помощь и потерпевшему.

В административном производстве (и административном судопроизводстве как составной его части) обеспечивается прокурорский надзор за законностью действий и решений должностных лиц. Отстаивая права лиц, привлекаемых к административной ответственности, адвокат во многих случаях может прибегать к помощи прокурора.

Учитывая, что административное производство осуществ­ляется широким кругом органов и должностных лиц, не все­гда имеющих необходимую юридическую подготовку, права и полномочия прокурора в этом процессе значительно шире, чем в гражданском, арбитражном и даже уголовном судопро­изводстве.

Прокурор вправе: «возбудить производство об администра­тивном правонарушении; знакомиться с материалами дела; проверять законность действий органов (должностных лиц) при производстве по делу; участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; проверять правильность применения соответствующими органами (должностными лицами) мер воз­действия за административные правонарушения; опротестовывать постановление и решение по жалобе по делу об административ­ном правонарушении; приостанавливать исполнение постанов­ления, а также совершать другие предусмотренные законом действия (ст. 230 КоАП РСФСР).

Административное судопроизводство является лишь частью административного процесса. Но оно имеет явную тенденцию расширения в связи с декриминализацией отдельных составов преступлений и перевода их в разряд административных право­нарушений. В перспективе с завершением реформы судебной системы не исключена передача большей части административ­ных дел в подведомственность мировым судьям.


2.3 Адвокат в уголовном судопроизводстве


Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве в основном связана с осуществлением функции защиты обвиняемых (подозреваемых, подсудимых). Его профессиональный опыт и правовые знания позволяют оказать подзащитным наиболее квалифицированную помощь.

Защитник - это лицо, которое в установленном законом порядке допущено к участию в деле для защиты прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а также осужденного или оправданного и для оказания им юридической помощи. Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания подозреваемого или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или постановления об избрании этой меры пресечения.[18]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать