Особенности квалификации мошенничества

Квалифицированный аферист планирует не только подготовку механизма мошенничества и возможность скрыться, но и последующую жизнь и поведение.

На подготовку к операции уходит не меньше времени, чем у артистов цирка, репетирующих рискованные трюки. Аферист отрабатывает все, вплоть до мельчайших деталей. Однако основой нередко являются талантливые импровизации, способность убаюкать бдительность самого осторожного человека.

Огромное напряжение аферисту редко удается скрыть полностью. Так или иначе, оно проявляется, и внимательному наблюдателю не составит труда уловить те или иные отклонения от нормы в его поведении.

Криминологи утверждают, что основная часть имущественных преступлений совершается лицами в возрасте от 25 до 45 лет, образованными, но без специальных знаний. Чаще всего аферист-это мужчина невысокого роста, неказистый, но страстный. Однако есть и исключения.

Львиная доля афер совершается с октября по февраль.

Следует иметь в виду: если человек блефует (обманывает), он бессознательно стремиться прикрыть рот или касается рукой точек лица; ложь выдает приподнятая бровь, искривление уголка рта, суженые зрачки, усиленное потоотделение, дрожащие руки (тело не умеет лгать).

Существуют и другие виды мошенничества, так называемые “финансовые пирамиды”, которые породили утрату вкладов миллионами граждан России.

Только в Москве в 1993-1995 гг. деньги у населения собирали 800 банков и 2 тыс. фирм под огромные проценты. Обобрано было 3 млн. человек. Из них 2/3 остались в прямом смысле слова у разбитого корыта. Сумма совокупного ущерба – 3 трлн руб. в ценах 1994 года.

На арестованных счетах фирм оказалось 13,5 млрд. руб., описано имущества на 3,5 млрд. руб.

Таким образом, первыми учителями рынка в России стали финансовые мошенники.

Проблема несет в себе целый ряд аспектов: правовой, экономический, социальный, нравственный. Остановимся лишь на правовом.

С юридической точки зрения на лицо доказательство неэффективности отечественного права; законы о банках, рекламе, защите прав потребителей и иные оказались бессильны пред могуществом строителей пирамид.

И результат – неконтролируемый отток денежных средств населения в никуда, беспрецедентный по своим последствиям и масштабам.

Неурегулированным оказалось положение кредитных учреждений с лицензиями на право осуществлять предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг. Пользуясь тем, что законодатель заплутал в трех соснах, учреждения эти учинили правовые конструкции, облекающие истинные отношения сторон в невнятную форму. Появились договоры ''имущественного займа'', договор-обязательство ''с целью получения прав на вступление в состав акционеров'', договор ''совместного инвестирования'' и др., неведомые российскому законодательству.

Приманка – выполнение учреждением своих обязательств перед гражданами в первой части обманывания клиентов.

Кредитное учреждение исполнять, по сути, большинство сделок не собирается с момента заключения. Цель – невыплата процентов, инвестирование и т.п.; гораздо проще – ''взять, чтобы присвоить''. Это притворные (ничтожные) сделки (ст. 167, 170 ГК).

Исполнение же в начальной стадии части из них не меняет сути: учреждение за каждого обманутого получает дюжину обреченных на экспроприацию вкладчиков.

Иски из такого рода учредителям подаются в соответствии с Законом о правах потребителей. Это снимает проблему подсудности – дело может рассматриваться судом по месту жительства истца, последний освобождается от уплаты госпошлины.

Представители ответчиков в суд, как правило, не являются; в деле фигурирует единственное доказательство – договор.

Несмотря на это, суды обычно удовлетворяют иски вкладчиков к уже распавшимся кредитным учреждениям. Исполнить же решение обычно не удается из-за отсутствия средств на счете. В 1994-1995гг. работа судов общей юрисдикции была практически парализована из-за огромного числа исков. Результат же практически нулевой. Мало кому удалось вернуть свои средства.

Вывод: необходимо, наконец, конкретизировать правовой статус кредитных учреждений. В любом случае массовое привлечение средств населения, в какую бы форму оно не облекалось, должно лицензироваться, причем критерии выдачи лицензии должны быть сформулированы предельно четко.

Один из возможных вариантов: все подобные учреждения должны быть преобразованы в банки или ликвидированы. В противном случае не исключены рецидивы и развитие событий по ''албанскому сценарию''.

Несомненно, что государство несет часть ответственности за тот законодательный хаос и бездействие, которые привели к тихому ограблению миллионов. Было бы справедливо всеми возможными способами позаботиться о компенсации хотя бы части потерь.

Слово здесь за Минфином России, Центробанком, а также Государственной Думой Федерального Собрания.

Организаторы ''пирамид'', где бы они не скрывались, должны быть найдены и привлечены к ответственности, прежде всего материальной.

2.3 Квалификация мошенничества

Нередко органы налоговой полиции при работе по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых и иных экономических правонарушений и преступлений пресекают факты реализации фальсифицированной продукции (в основном алкогольной, промышленных товаров, продуктов питания, лекарственных средств и т.д.).

При этом следует отметить, что понятие "фальсифицированная продукция" не определено ни в одном нормативном акте. Лишь Всемирная организация здравоохранения дала определение фальсифицированного лекарственного средства: "лекарство, действительное наименование и (или) происхождение которого преднамеренно скрыто. Вместо этого незаконно использовано обозначение существующего продукта с его торговой маркой, упаковкой, логотипом и другими признаками"[2]

Представляется, что такое определение не совсем правильно. Фальсифицированное лекарственное средство не всегда является лекарством, а действительное наименование подложного продукта не всегда скрывается (просто этого наименования может не быть вообще, или используется сходное название с известным препаратом, или в данном товаре могут быть использованы те же ингредиенты, что и настоящем лекарственном средстве, но в иных пропорциях).

С моей точки зрения, фальсифицированная продукция - это продукция, реализуемая под видом известных потребителям торговых марок, вводящая потребителя в заблуждение относительно ее качества и потребительских свойств, произведенная с нарушением технологии производства и (или) установленных санитарных норм, наносящая ущерб добросовестному производителю и потребителям.

В данном случае следует четко различать составы незаконного предпринимательства и мошенничества. Если для производства и (или) реализации какой-либо продукции (например алкоголя) требуется лицензия, а производители или продавцы данной заведомо фальсифицированной продукции сбывали продукцию, не вводя покупателей в заблуждение и не подделывая сертификаты, то они могут быть привлечены к ответственности согласно ст. 171 "Незаконное предпринимательство" УК РФ. Любопытный пример привел в своей работе П. Яни: "Правоохранительные органы Брянской области прекратили на основании п. 2 ст. 5 УПК РСФСР уголовное дело, возбужденное по ст. 159 УК РФ в отношении М., который неоднократно продавал поддельную водку Л. Прекращение дела вполне обоснованно, так как Л. показал, что, приобретая алкоголь по заведомо низкой цене, ясно представлял себе, что это - спиртное низкого качества. Таким образом, порой заведомо низкие цены свидетельствуют о потенциальной готовности гражданина к тому, что товар, возможно, окажется подделкой. При таком допущении покупателя вряд ли стоит говорить о его обмане продавцом.

И, напротив, состав хищения имеется, скажем, в случае если лицо продает явно не пригодный для употребления спиртной напиток, не ставя в известность приобретателя о качестве напитка. Так, ГУВД г. Москвы направило в суд уголовное дело по ст. 159 УК РФ по обвинению Я., который, будучи генеральным директором коммерческой организации, реализовывал поддельную водку, изготовленную на основе спирта, запрещенного к применению в пищевой промышленности и не соответствующего требованиям и санитарным нормам качества пищевых продуктов. В подобных случаях сами обстоятельства заставляют сделать вывод о том, что лицо, покупая алкогольный напиток, действует под влиянием обмана. Он заключается, в частности, в том, что на типографским способом изготовленной этикетке бутылки помещено слово "водка" и др."[3]

Подпольные бутлегеры подделывают не только водку, но также и элитные напитки. Сотрудникам налоговой полиции запомнилась фирма "DK групп", занимавшаяся изготовлением "французских коньяков и коллекционных вин", офис которой располагался в центре столицы.

Для изготовления эскизов этикеток преступники привлекали студентов художественного училища, которые не знали о бизнесе заказчиков, а с помощью высококлассной техники готовили этикетки, которые было невозможно отличить от оригинала. Сотрудники фирмы научились подделывать даже бутылки редкой формы и пробки к ним.

Оперативники обнаружили и изъяли также заготовки для изготовления тары для дорогих марок "Remy Martin", "Hennessy" и др. Вся поддельная продукция распространялась по оптовым базам и дорогим супермаркетам, где "коньяк" производства фирмы "DK групп" стоил около 50 долл. Обороты фирмы по подделке алкогольной продукции были весьма внушительными. Лицензия на производство и реализацию алкоголя у фирмы имелась, поэтому действия ее хозяев были правильно квалифицированы по ст. 159 УК РФ.

Встречаются также случаи, когда разлив подделок осуществляется и на легальных предприятиях винно-водочной отрасли.

Так, подпольный цех по производству фальшивого "Советского шампанского" был ликвидирован на территории одного из московских заводов, который известен своими шипучими и игристыми винами. Для осуществления незаконной деятельности один из цехов завода был переоборудован, с целью выпуска игристого вина, но с этикетками "Советское шампанское". Технологии изготовления игристого вина и шампанского различаются по продолжительности, сложности и цене.
Данные действия, с нашей точки зрения, также должны квалифицироваться по статье 159 УК РФ.


3. ВЫЯВЛЕНИЕ МОШЕННИЧЕСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ


Экономические преступления в своем значительном числе - это деяния мошеннического характера. Мошенники же в криминальном мире всегда считались высшей кастой, что можно объяснить особой специфичностью как самих преступных акций, так и теми качествами, которыми должен обладать делинквент для их совершения. Преступления в сфере бизнеса являются наиболее развитыми формами мошенничества - с использованием современных и совершенных инструментов и "тонких" технологий рыночной системы хозяйствования, с применением достижений НТР (компьютеров, информационных технологий и т.д.). Совершают эти мошеннические преступления лица, входящие в особую социальную группу: ее "особость" состоит в высоком положении, занимаемом представителями бизнеса в иерархии общества, в значительной степени доверия и уважения, которыми они пользуются со стороны государства и населения. Сама специфика сложной и динамичной хозяйственной жизни заставляет потребителей или партнеров по сделкам доверять, например, пригодности и качеству товаров и услуг, не осуществляя их предварительной проверки, либо доверять свои денежные средства и ценные бумаги посредническим и иным фирмам и финансовым учреждениям, не проводя сколь-нибудь серьезного анализа их надежности и финансово-хозяйственной состоятельности, и т.д. Иными словами, современная экономика криминологически является далеко не совершенным социальным организмом: рассчитанная на честных и законопослушных участников рыночных отношений она остается уязвимой от посягательств со стороны различного рода мошенников, какой бы статус они не занимали в социальном и профессиональном отношении. В итоге мошенники в белых воротничках с большей легкостью по сравнению со своими "коллегами", специализирующимися на ниве общеуголовных деяний, могут осуществлять свои преступные замыслы, беззастенчиво злоупотребляя существующим по отношению к предпринимателям кредитом доверия со стороны общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать