Особенности назначения и освобождения от наказания несовершеннолетних

В ст.89 УК РФ указано, что суд при назначении наказания несовершеннолетнему должен учитывать условия жизни и воспитания подростка, привлекаемого к уголовной ответственности, уровень его психического развития, влияние на него старших по возрасту лиц. Несовершеннолетние - это еще не сформировавшиеся в полной степени молодые юноши и девушки, которым присущи ошибки в поведении. Формирование личности несовершеннолетнего находится еще в стадии становления, развития, они более взрослых подвержены влиянию со стороны старших по возрасту, пытаются подчас подражать им своими действиями и поведением. Нередко на скамью подсудимых попадают подростки из неблагополучных семей, где они предоставлены сами себе, где отсутствует контроль со стороны родителей, которые к тому же и злоупотребляют спиртными напитками. Такие дети обделены родительской лаской, вниманием и заботой, сами ищут свой, как им кажется, правильный путь в жизни. Их действиями, поведением зачастую в силу различных обстоятельств управляют старшие по возрасту лица, которые нередко вовлекают в наркоманию, алкоголизм, проституцию и в совершение преступлений подростков с еще не окрепшей психикой. При рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, суды должны наиболее тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком и в случае, если в отношении несовершеннолетнего со стороны взрослого лица, под влияние которого он попал либо находился в материальной, моральной зависимости, применялось какое-либо насилие (физическое, психическое), к таким обвиняемым должно, на мой взгляд, применяться менее строгое наказание.[14]

В ст.89 УК РФ также указывается, что при назначении наказания суды должны учитывать в качестве смягчающего наказание обстоятельства - несовершеннолетие виновного. Это говорит о том, что не всегда при совершении преступления несовершеннолетние до конца осознают смысл ими содеянного, последствия своих действий в связи с отсутствием жизненного опыта, достаточных знаний, руководствуясь зачастую лишь удовлетворением каких-то мелких земных удовольствий (не имея личного транспорта и мечтая прокатиться с ветерком несколько часов, совершают угон; желая употребить спиртное, но не имея денег при себе, нападают на людей, применяя порой насилие, тем самым совершая хищение чужого имущества и т.д.).

Принцип справедливости (ст.6 УК РФ) означает, что наказание лицу, совершившему преступление, должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Государство строит свою политику и Закон так, чтобы не отчуждать, не изолировать подростка, совершившего преступление, от семьи, школы без крайней на то необходимости. Однако, к сожалению, суды редко на практике применяют в отношении несовершеннолетних правонарушителей меры воспитательного характера, ограничиваясь чаще всего общепринятыми видами наказаний - лишением свободы, условным осуждением к лишению свободы. Причины такого подхода к вынесению решения, на мой взгляд, различны. Во-первых, подростки, как показывает статистика, совершают больше преступлений, относящихся к категории тяжких (в том числе и в силу имеющихся квалифицирующих признаков - неоднократности, группы лиц и т.д.), за которые может быть назначено лишь наказание; во-вторых, в ряде случаев нецелесообразно применять меру воспитательного воздействия в силу различного рода обстоятельств (например, неблагополучная или неполная семья, где отсутствует надлежащий контроль за подростком; либо та или иная мера воздействия уже заведомо не достигнет своей цели); в-третьих, недостаточно в материалах дела данных, позволяющих суду применить ту или иную меру воспитательного воздействия к несовершеннолетнему; в-четвертых, обстоятельства совершенного несовершеннолетним преступления (дерзость, применение насилие к потерпевшему, отсутствие раскаяния) принципиально не позволяют суду применить к обвиняемому какую-либо из мер воспитательного воздействия и т.п.[15]

Как показывает практика, не всегда условное осуждение к лишению свободы благоприятно сказывается на дальнейшей судьбе подростка, хотя не следует забывать и то, что "тюрьма не исправляет", как говорят в народе.

Получив условное осуждение, несовершеннолетние наивно считают, что их возраст явился причиной избрания данной меры наказания, и в дальнейшем также поможет им избежать более строгого наказания в случае совершения ими повторных общественно опасных деяний. В то же время у изолированных от общества подростков формируются ряд негативных свойств характера - агрессивность, ненависть, гордость за свой уже приобретенный преступный опыт.

Глава 2. Особенности назначения и освобождения от наказания несовершеннолетних


2.1 Виды наказаний и освобождение от них несовершеннолетних по

уголовному кодексу РФ


В соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ « наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения новых преступлений». Исходя из этого, можно судить о том, что УК предусматривает три цели наказания: 1) восстановление социальной справедливости; 2) исправление осужденного; 3) предупреждение совершения нового преступления.[16]

Реализация целей наказания в правоприменительной деятельности суда осуществляется с помощью предусмотренного законом перечня наказаний, которые различаются по своему содержанию, характеру оказываемого ими воздействия, пределами и порядком применения. Наказания, предусмотренные УК, образуют собой определенную систему, которая состоит из исчерпывающего перечня наказаний, расположенного в определенном порядке по степени их тяжести.

Особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса предполагают особенности применяемых к нему мер уголовного наказания: меры эти более мягкие, в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе. К несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертная казнь и пожизненное лишение свободы), уголовный закон не предусматривает применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности и наказания, применяемые к военнослужащим, ограничение свободы).

Справедливым наказанием в отношении несовершеннолетнего будет то наказание, которое наилучшим образом обеспечивает его исправление. При этом наказание не должно быть чрезмерно строгим.

 Успешное исправление несовершеннолетнего преступника предполагает наличие комплекса социальных и экономических условий, необходимых для нормального вхождения его в общество. Среди этих условий наиболее важным следует отметить возможность общения несовершеннолетнего в социально здоровой среде, отсутствие вредных влияний, возможность получения несовершеннолетним профессии и занятия правомерной деятельностью, удовлетворяющей его материальные и духовные потребности. Отсутствие необходимых условий не означает возможности назначения несовершеннолетнему несправедливо строгого наказания, не соответствующего характеру и общественной опасности преступления. В данном случае в соответствии с законом суд должен принять возможные меры по устранению причин и условий преступления.

Каждый вид наказания по отношению к несовершеннолетнему имеет ряд особенностей. Так, например штраф он назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Штраф оказывает эффективное воздействие на лиц, совершивших менее опасные преступления, поэтому его применение целесообразно тогда, когда исправление осужденного возможно без применения мер наказания, связанных с лишением или ограничением свободы.[17]

 Следующий вид наказания это обязательные работы, которые назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день (аналогичное наказание, применяемое к взрослым в соответствии с ч. 1 ст.49 УК РФ назначается в рамках от 60 до 240 часов и отбывается не свыше 4 часов в день).

Данный вид наказания играет очень большую роль в исправлении несовершеннолетних, с одной стороны они заполняют досуг несовершеннолетнего, с другой он остается в привычной для себя среде, может свободно общаться со своими родными и близкими, то есть продолжать путь своего социального развития. Выполняя обязательные работы, несовершеннолетний осознает свою вину совершенного преступления.

Обязательные работы - это вид наказания, который исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. К общественно полезным работам могут быть отнесены, в частности, работы по благоустройству улиц и других общественных мест, уходу за больными и престарелыми людьми и другие подобные работы, не требующие специальных познаний и особой квалификации.

 Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. У этого вида наказания также есть ряд особенностей. При назначении наказания в виде исправительных работ несовершеннолетним необходимо учитывать возрастные психофизиологические особенности последних, исполнение этой меры должно быть посильным для них, соответствовать правилам охраны здоровья и труда несовершеннолетних и не входить в противоречие с целями их обучения и воспитания. Данное наказание по возможности не должно препятствовать социальному развитию несовершеннолетнего, например: поступление в учебное заведение.

 Исправительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду по месту его работы на срок, указанный в приговоре, с удержанием в доход государства соответствующего процента в доход государства. Оно применяется к лицам, не представляющим большую опасность для общества и исправление которых возможно без изоляции от общество. Назначение исправительных работ для несовершеннолетних несет в себе два позитивных момента, с одной стороны несовершеннолетний приучается к труду, а с другой испытывает горький осадок от того, что вынужден отдавать часть своего заработка государству, что в свою очередь вызывает у осужденного сожаление о совершенном деянии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать