Особенности назначения и освобождения от наказания несовершеннолетних

Самым строгим наказанием осуществляющемся в отношении несовершеннолетних является лишение свободы на определенный срок, которое заключается в изоляции несовершеннолетнего преступника от общества, путем помещения его в воспитательную колонию. Наказание в виде лишения свободы предполагает также исправительно-трудовое воздействие на осужденного, осуществляемое посредством содержания его в условиях определенного режима, привлечения к труду и проведения с ним систематической воспитательной работы. Важным признаком лишения свободы является срок, на который осужденный помещается в исправительное учреждение. Особенно существенным размер срока является по отношению к несовершеннолетнему. Проблемным в данном случае является то, что давно доказано, что краткие сроки лишения свободы не способствуют исправлению осужденных, с другой же стороны несовершеннолетие является периодом окончательного становления личности и от того, в каких условиях будет развиваться несовершеннолетний, во многом будет зависеть и то каким человеком он вырастит. Нередко в данном случае правоприменитель старается применить условное осуждение.

Довольно часто суд руководствуется принципом гуманизма и назначает условное наказание, применение которого колеблется от 50 до 70%. Но, к сожалению, несовершеннолетние не встретив никаких санкций со стороны государства за предыдущее преступление совершают новое. Исходя из этой ситуации, на мой взгляд, следует чаще применять альтернативные лишению свободы наказания.

Несовершеннолетний должен осознавать неотвратимость наказания, а не его видимость.

Сегодня, как показывает статистика, основное наказание для несовершеннолетних - условный срок. Взрослые осужденные воспринимают условный срок как "победу", оправдательных приговоров российские суды по-прежнему практически не выносят, они составляют лишь 0,4 процента от общего числа. Несовершеннолетние мгновенно усваивают в силу своей незрелости такое отношение к условному осуждению и оценивают его как безнаказанность. Условное осуждение без комплекса мер социального воздействия специально обученным персоналом не приносит должного эффекта. Рецидив преступлений обусловливает все большее распространение в среде малолетних убийств, изнасилований, грабежей, сбыта наркотиков. В общей структуре преступлений несовершеннолетних 73,6 процента составляют особо тяжкие и тяжкие.

Кроме того, как справедливо отмечается в литературе, законодатель не учел, что расширительному толкованию в уголовном праве могут подвергаться лишь обстоятельства, смягчающие ответственность. Здесь же имеются в виду ограничения, которые способны существенно нарушить, урезать права и свободы несовершеннолетнего.

Третий недостаток ст. 90 УК РФ заключается в том, что в ней не раскрыто содержание систематичности неисполнения несовершеннолетним возложенных на него мер, как и тех нарушений, которые можно квалифицировать как неисполнение.

В частности, возникают вопросы: какое количество случаев неисполнения возложенных на подростка. Надо ли считать неисполнением возложенных мер совершение подростком того или иного проступка по неосторожности?

Наконец, в-четвертых, недостаток анализируемой нормы видится в том, что законодатель не раскрывает понятие "специализированные государственные органы", на которые могут быть возложены обязанности по контролю за исполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия.

Между тем это понятие достаточно расплывчатое. В частности, каждый государственный орган имеет специфические задачи, в силу чего, по большому счету, каждый из них можно отнести к категории "специализированный".

Представляется, что до решения этой проблемы на законодательном уровне под специализированными государственными органами, призванными осуществлять контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия, целесообразно считать: комиссии по делам несовершеннолетних; отделы (отделения) профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел; образовательные учреждения (школы, техникумы и т.д.).

Вместе с тем было бы целесообразно законодателю установить исчерпывающий перечень таких специализированных государственных органов.

В 1999 году, например, 22% осужденных подростков судами были назначены принудительные меры воспитательного воздействия.

Эту важную тенденцию судебной практики можно считать положительной, так как применяемые принудительные меры воспитательного воздействия, перечисляемые в ст. 90 УК РФ, не являются по существу уголовным наказанием, хотя преследуют, в общем-то, те же цели. Применяя эти меры, суд не ставит несовершеннолетнего в положение осужденного, что чрезвычайно важно для еще не совсем сформировавшейся личности несовершеннолетнего.

Освобождение судом от наказания несовершеннолетнего осужденного и применение к нему такой меры уголовно-правового воздействия, как помещение в специальное воспитательное учреждение закрытого типа ч.2 ст.92 УК РФ она применима только в отношении несовершеннолетнего от 14 до 18 лет совершившего преступление средней тяжести или тяжкое. Но данное освобождение применяется в практике крайне редко: 2003 – 368, 2004 – 643, 2005 – 620. Несмотря на то, что направление несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не имеют в суде широкого применения, они все же применяются на практике при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних. В тоже время в деятельности государственных органов, применяющих нормы законодательства о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение имеется ряд серьезных проблем. Во-первых, не во всех регионах есть такие учреждения, в следствии чего многие дети утрачивают связь со своими родными и близкими, что в свою очередь может пагубно отразится на развитии несовершеннолетних. Во-вторых, ослаблен ведомственный контроль за работой закрытых учреждений. Много недостатков в воспитательной подготовке несовершеннолетних. Нередко встречаются факты применения к несовершеннолетнему незаконных мер воздействия, нарушаются нормы питания, не соблюдаются санитарно-гигиенические нормативы.

В 2003 году была исключена из закона возможность помещения несовершеннолетнего осужденного в лечебно-воспитательное учреждение, что объясняется следующими причинами, подобных учреждений в рамках Минздрава нет. Вместе с тем в системе специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

На протяжении многих лет не умолкают споры о создании специальных судов для несовершеннолетних, которые существуют во многих странах, но отсутствуют в РФ. Создание таких судов необходимо для улучшения работы судей, повышения их квалификации. Сейчас в нашей стране как раз не хватает судей, которые могут грамотно подойти к делами с участием несовершеннолетних, оценить их вину, оценить то окружение, в котором находится несовершеннолетний и в итоге выбрать то наказание, которое было бы максимально целесообразно в том или ином случае.[24]

В развитых странах такой комплекс мер называют "программами воспитательного правосудия", рассматривая их как дополняющие традиционные формы правосудия. Повсеместное введение ювенальных судов предлагается Советом при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. На наш взгляд, Россия в материальном плане вполне готова к подобному шагу. Создание отдельной коллегии по делам несовершеннолетних потребует 500 миллионов рублей, деньги небольшие, если учесть что их трата будет направлена на будущее нашей страны, на тех граждан, которым через несколько лет будет суждено стать лицом нашей страны, ее стержнем. При каждом суде будет один или несколько судей для рассмотрения дел несовершеннолетних. Затраты реальны для российского бюджета, законопроект готов уже два года, не хватает политической воли для его принятия и реализации. А в это время количество беспризорников и детей, оставшихся без попечения родителей, достигло уровня трех миллионов, в тоже время происходит « огосударствление» СМИ, которые молчат об этом, как впрочем, и о многих других проблемах, касающихся нашего государства, но усердно игнорированные нашими СМИ. В тоже время давно известно, что без давления общества государство редко пойдет на реформы, которые требуют твердой политической воли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Несовершеннолетние в УК РФ представляют собой отдельную группу участников уголовного права, что обусловлено спецификой данной группы лиц.

Начало выделения несовершеннолетних в отдельную группу лиц относится к восемнадцатому веку и обусловлено помимо гуманизации уголовного права еще и осознанием разницы уровня развития взрослого человека и несовершеннолетнего.

Преступлениям несовершеннолетних присущи свои индивидуальные особенности связанные в первую очередь с теми физиологическими и психическими особенностями, которые присущи данной категории населения. Иногда у несовершеннолетних присутствуют мотивы и цели не присущие взрослой преступности это такие как интерес, желание выделится среди своих сверстником, преступная романтика.

Вместе с тем криминологическая сторона вопроса влияет и не может не влиять на характер и объём уголовной ответственности несовершеннолетних. Поскольку главными детерминантами преступных проявлений несовершеннолетних являются недостатки воспитания и влияние среды, общество вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать её на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное воспитание или оказавших прямое отрицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих правонарушителей.

Именно в связи с этим появились различия в назначении наказания несовершеннолетним и возникновения порядка освобождения их от уголовной ответственности. При выделении отдела посвященного уголовной ответственности несовершеннолетних законодатель руководствовался тем, что несовершеннолетний в силу своего физического, нравственного и духовного развития не может в полной мере отвечать за свои поступки и поэтому виды наказаний в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе.

Мириться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. Особенно это становиться нетерпимым теперь, когда преобразование всех сторон бытия неизбежно и глубоко затрагивают вопросы культуры, духовной жизни. В этом случае государство должно заботится в первую очередь о тех по кому ударят проводимые преобразования, в том числе и о несовершеннолетних. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто, знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. В этом чрезвычайна, важна роль суда, именно во многом от его решения зависит какое наказание будет применено к несовершеннолетнему и насколько оно эффективно для исправления виновного в каждом конкретном случае.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать