Преступления в сфере безопасности производства

Для определения круга правил радиационной безопасности, необходимо дать понятие самой радиационной безопасности. В соответствии со ст. 1 Закона Украины «Про використання ядерної енергії та радіаційну безпеку»: «радіаційна безпека - дотримання допустимих  меж  радіаційного впливу на персонал, населення та навколишнє  природне  середовище, встановлених нормами, правилами та стандартами з безпеки» [8]. Тесно с ней связано понятие ядерной безопасности: «ядерна безпека - дотримання норм, правил, стандартів та  умов використання  ядерних  матеріалів,  що  забезпечують    радіаційну безпеку» [8].

Под правилами ядерной или радиационной безопасности следует понимать комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований, норм и стандартов при работе с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

К ядерным материалам следует отнести материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся ядерные вещества (йод-131, цезий-137 и др.), иными словами – это «спеціальний  розщеплювальний   матеріал    - плутоній -239; уран-233;  уран,  збагачений  ізотопами  235  і  233;    будь-який матеріал, що містить одну або кілька із зазначених речовин» [8].

К радиоактивным материалам — не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение (радий, стронций, уран, плутоний и др.), а такое вещество законодатель оформляет юридической фабулой: «джерело іонізуючого випромінювання -  фізичний  об'єкт,  крім ядерних установок, що містить радіоактивну речовину, або технічний пристрій,  який  створює  або  за  певних  умов  може   створювати іонізуюче випромінювання» [8].

Особенностью данного состава является то, что для наступления ответственности по данному преступлению необходимо нарушение правил либо ядерной, либо радиационной безопасности, а не обеих сразу. Думается, что такое построение состава преступления является верным, так как при определении понятий радиационной и ядерной безопасности было видно, что признаки этих понятий не отличаются друг от друга, а просто дополняют друг друга.

К действию состава преступления, указанного в данной статье также можно отнести положения ст. 81 Закона Украины «Про використання ядерної енергії та радіаційну безпеку»: «Порушення законодавства у сфері використання ядерної  енергії персоналом  та  посадовими  особами  ядерної  установки,    джерел іонізуючого  випромінювання,  персоналом  і  посадовими    особами підприємств, установ і організацій, які здійснюють  будь-яку  іншу діяльність у сфері використання  ядерної  енергії,  і  громадянами тягне  за  собою  дисциплінарну,    цивільну    (крім    цивільної відповідальності за ядерну шкоду), адміністративну та  кримінальну відповідальність згідно з законодавством» [8].

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъектом данного преступления может быть физическое вменяемое лицо, которое отвечало за соблюдение этих правил, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Можно прийти к выводу, что как правило, виновным лицом может стать субъект, которому эти радиоактивные вещества или объекты ионизирующего излучения были доверены по службе, либо он имел к ним непосредственный доступ.


3.5. Преступления, которые посягают на безопасность использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

В новом Уголовном Кодексе такие деяния, которые посягают на общественные отношения в сфере производства качественной промышленной продукции и безопасной эксплуатации зданий и сооружений, охватываются составом, предусмотренным ст.275 УК: « 1. Нарушение при разработке, конструировании, изготовлении либо хранении промышленной продукции правил, касающихся безопасного ее использования, а также нарушение при проектировании либо строительстве правил, касающихся безопасной эксплуатации зданий и сооружений, лицом, которое обязано соблюдать такие правила, если это создало угрозу гибели людей либо наступления иных тяжких последствий или причинило вред здоровью потерпевшего,

— наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

2. То же деяние, если оно повлекло гибель людей либо иные тяжкие последствия, — наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» [3].

Как уже было выяснено, непосредственным объектом данного преступления является общественная безопасность и сфере производства промышленной продукции и эксплуатации зданий и сооружений. Особенностью данного состава является то, что дополнительным объектом выступают личность человека, его жизнь и здоровье, а в отдельных случаях и собственность.

Объективная сторона данного преступления характеризуется как действием, так и бездействием, и состоит из двух моментов:

1.     Нарушение при разработке, конструировании, изготовлении и хранении промышленной продукции правил, касающихся безопасности ее использования;

2.     Нарушение при проектировании или строительстве правил, касающихся  безопасности эксплуатации зданий и сооружений.

Данный состав преступления также предусматривает, как мы видим сразу несколько отдельных составов: ответственность может наступить и только при разработке, и только при конструировании, и только при изготовлении промышленной продукции с условием нарушения правил, которые касаются безопасности её использования.

Далее нужно отметить, что диспозиция статьи содержит два различных направления  действия нормы: то есть санкция нормы будет применяться и при нарушении правил, касающихся безопасности использования промышленной продукции, и при нарушении правил, касающихся безопасности эксплуатации зданий и сооружений. Таким образом статья 275 УК включает в себя как бы два самостоятельных, ничем не связанных состава преступления. Почему законодатель соединил в данном случае две нормы – неизвестно. Остается только ждать толкования этой статьи уполномоченными на то органами.

Кроме того, для наступления ответственности по данному составу преступления, необходимо присутствие такого обязательного фактора как создание угрозы гибели людей, наступление иных тяжких последствий, причинение вреда здоровью потерпевшего, гибель людей либо иные тяжкие последствия, так как в противном случае можно будет говорить об административной или дисциплинарной ответственности, но никак не об уголовной. Причинение вреда здоровью может состоять в любом негативном воздействии на здоровье потерпевшего, независимо от степени его тяжести, то есть, выражаясь юридическим языком, негативное воздействие может проявиться и в причинении тяжких телесных повреждений, и в причинении телесных повреждений средней тяжести.

Безопасность промышленной продукции (эксплуатации зданий и сооружений) — свойство этих объектов при обычных условиях их использования, хранения, транспортировке и утилизации.

Потерпевшим может быть любое лицо (как работник предприятия, учреждения, так и постороннее лицо).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом или неосторожностью.

Субъектом данного преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которое было обязано соблюдать вышеуказанные правила.


4. Анализ существующих методов борьбы с преступлениями в сфере безопасности производства и их эффективность.

На протяжении десятилетнего срока независимости Украины, правоохранительными, законодательными органами ведется поиск оптимальных методов по борьбе с преступлениями, направленными против безопасности производства.

Для того, чтобы рассмотреть все существующие в настоящий момент методы, необходимо обратиться к источникам, регулирующим деятельность прокуратуры, милиции, органов внутренних дел.

Анализируя законы Украины «О прокуратуре», «О милиции», «О Службе безопасности Украины» можно прийти к выводам, что основные методы борьбы с преступностью направлены на:

1)     Предупреждение и выявление преступлений;

2)     Раскрытие и прекращение преступлений.

Эффективным средством стала разработка определённых программ по предупреждению, выявлению, прекращению и раскрытию преступлений. Например, в 2000 году была определена Комплексная программа профилактики преступности на 2001-2005 год. «Метою цієї  Програми  є  забезпечення  активної  наступальної протидії   злочинності   та   досягнення  уповільнення  темпів  її зростання на  основі  чітко  визначених  пріоритетів,  поступового нарощування   зусиль   держави   і   громадськості,  вдосконалення законодавства,  організації,  засобів  і  методів  запобігання   і розкриття злочинів» [].

Достижению этой цели будут содействовать мероприятия, направленные на создание атмосферы общественной нетерпимости к преступности; ослабление действия криминогенных факторов.

В результате  усиления профилактического влияния на преступность ожидается:

·        снижение уровня преступности,  ослабление  общественного  напряжения, вызванной ее влиянием;

·        поддержание общественного  порядка  и  безопасности  граждан   на максимально высоком уровне;

·        упрочение кадрового потенциала правоохранительных и контролирующих органов;

·        достижение надлежащего  уровня   финансового   и   материального обеспечение правоохранительной и профилактической деятельности.

Кроме того, для обеспечения эффективности мер и методов борьбы с преступностью необходимо при  помощи  средств  массовой  информации  доводить до население информацию о состоянии правопорядка в государстве и результатах борьбы    правоохранительных    органов   с   преступностью,   другими правонарушениями, а такжеазработать  мероприятия,  направленные  на формирование у граждан антиуголовной культуры,  распространения знаний и навыков,  необходимых им   для   того,   чтобы   не   стать   жертвами  преступных  проявлений или  предотвратить   совершение неосторожных преступлений.

Конкретными методами борьбы с преступлениями в сфере безопасности производства методам можно назвать следующие:

1.     Пересмотр законодательных актов, которые непосредственно касаются требований, предъявляемых к трудовым отношениям между работодателем и работником, в сторону большей защищенности прав и законных интересов работников.

2.     Увеличение требований к правилам, которые регулируют выполнение работ с повышенной опасностью, которые определяют безопасность на взрывоопасных предприятиях и во взрывоопасных цехах.

3.     Ужесточение правил ядерной и радиационной безопасности.

4.     Улучшение финансирования различных предприятий, на виды которых есть ссылки в разделе Х УК.

5.     Реструктуризация предприятий, ремонт устаревшего оборудования – также хороший экономический метод борьбы с преступлениями в сфере безопасности производства.

6.     Наконец, повышение сознательности людей и увеличение культурного уровня наших сограждан тоже может сыграть свою роль в о осуществлении борьбы с преступностью в целом.

Конечно же, это приблизительный перечень тех методов, которые на данный момент используют органы власти Украины. На их качесвтенную и количестввенную разработку уходи не один год. Вот уже целое десятилетие Украина иде по пути реформирования всей общественной и государственной жизни страны, были проведены судебная, налоговая финансовая реформы, однако, действительно хорошие методы, которые оптимально подходят для функционирования с учетом особенностей украинского менталитета, с учетом экономического положения нашего государства, разрабатываются очень долго и трудно. Так как не всегда к нам подходят иностранные методы, некоторые из вновь предложенных методов не проходят проверку временем на жизнеспособность.

Но все же, как крупицы золота из моря песка просеиваются и остаются действовать методы, которые действительно хороши для обеспечения борьбы с преступностью в сфере защиты отношений, возникающих во взаимоодействии людей между собой и людей с государством по поводу безопасности производства. 



Заключение.

Таким образом, в данной курсовой работе были отражены моменты, касающиеся определения составов преступлений в сфере безопасности производства. Впервые этот вид преступления был выделен в отдельный раздел, что, разумеется, очень хорошо для работы с Уголовным Кодексом различным лицам, как практическим работникам правоохранительных органов, так и для студентов и слушателей высших учебных заведений.

Новым для нас явилось то, что претерпели большие изменения сами гипотезы и диспозиции статей о безопасности производства, построение их по новому принципу пока не принесло значительных сдвигов, однако, не будем забывать, что Уголовный Кодекс только начал свое действие, и для того, чтобы понять его действительную сущность и ценность, потребуется не один год кропотливых усилий по применению и толкованию его статей.

В данной курсовой работе основной задачей было – определение причин и условий возникновения преступлений в сфере безопасности производства, определение степени эффективности разработанных на современном этапе и действующих методов борьбы с преступлениями, направленными на нарушение безопасности производства, а также определение составов данных преступлений, которые предусмотрнены статьями Уголовного Кодекса Украины, касающиеся отношений в сфере безопасности производства в теории и на практике, что также покажет свою правильность и верность определений только время, только период действительного изучения нового Уголовного Кодекса и юристами-учеными, и юристами-практиками.

 Для раскрытия темы курсовой работы были предприняты попытки рассмотрения составов преступлениях против безопасности производства: как они выглядят в новом Уголовном Кодексе и как составы таких преступлений были отражены в старом уголовном законодательстве. Сравнивая данные статьи, можно сделать вывод о том, что в действующем законодательстве соеденены в одно целое, в один раздел составы, которые касаются  отношений в сфере обеспечения безопасности производства,  законодательства о труде и иных отношений безопасного производства промышленной продукции. Это новшество должно быть оценено по достоинству различными пользователями уголовного законодательства.

Положительным моментом курсовой работы можно назвать ее новизну и вместе с тем актуальность в свете глобальных изменений в законодательстве Украины, так как проводя исследования по сравнению и оценке составов преступлений против безопасности производства Уголовного Кодекса были выявлены методы борьбы с такими преступлениями, указано правовое закрепление этих методов и предложена оценка эффективности средств и способов борьбы с данными преступлениями.

Отрицательным моментом при изучении данной темы можно признать недостаточность нормативной базы и практических примеров по раскрытию составов этих  преступлений, так как такое детальное и полное объяснение темы «Пресупления в сфере безопасности  производства» возможно лишь при наличии условий, указаных выше: судебная практика,  возбужденые по основаниям нарушения безопасности  производства уголовные дела, разъяснения компетентных органов, наличие правовой статистики, данные которой прямо бы указывали на положение преступности на производстве. Сейчас статистические данные о преступлениях против безопасности производства носят несистематизированный характер, так как эти данные закреплены в различных положениях. Например, сведения о несчастных случаях содержатся на предприятиях, также для определения статистических данных используются специальные бланки, имнуемые формами государственной статистической отчетности  (например, N 1-Г "Єдиний звіт про злочинність" (річна). Определенные статистические сведения поставляют в Министерство Статистики и Государственный комитет статистики органы внутренних дел, прокуратура, иные органы. Но статистических данных именно в сфере безопасности производства ещё не предложено нашему вниманию, так как нет ещё достаточного материала для статистических исследований (для качественного исследования необходимо не менее 400 едениц выборки).

Таким образом, в данной курсовой работе были раскрыты основные причины возникновения преступлений против безопасности производства, определены методы государственно-правового регулирования и воздействия на данные преступления, а также показана сущность самих составов преступлений в сфере безопасности производства, как в свете изменений законодательной базы, так и в сравнении этих составов с положениями старого Уголовного Кодекса.


Литература.


1.     Конституция Украины.// Ведомости Верховной Рады Украины. –1996. - №30., ст.43.

2.     Кодекс Законов о Труде Украины. –Киев,  ООО «Неофит», 1999 г.

3.     Уголовный Кодекс Украины от 5 04 2001 года// Ведомости Верховной Рады Украины. - 2001.- №37-38.

4.     Уголовный Кодекс Украины. Комментарий: под ред. Ю. А. Карамзина и Е.Л. Стрельцова . 2 Харьков, ООО «Одиссей», 2001. –960 с.

5.     Уголовный Кодекс Украины: Научно-практический комментарий Киев: А.С.К., 1999. – 1088 с.

6.     Закон Украины «Про охорону праці»//Відомості Верховної Ради (ВВР) 1992, N 49, ст.668

7.     Закон Украины  «Про об'єкти підвищеної небезпеки» від 18 січня 2001 року// Відомості Верховної Ради (ВВР) 2001, N 2 ст.39

8.     Закон Украины «Про використання ядерної енергії та радіаційну безпеку»//Відомості Верховної Ради (ВВР) 1995, N 12, ст.81

9.     Закон Украины «Про дозвільну діяльність у сфері використання ядерної енергії» від 11 січня 2000 року //Відомості Верховної Ради (ВВР)2000, N 5, ст.51

10. Закон Украины «Про фізичний захист ядерних установок6, ядерних матеріалів, радіоактивних відходів, інших джерел іонізуючого випромінювання» від 19 жовтня 2000 року // Відомості Верховної Ради (ВВР)2000, N 46, ст.453

11. Постанова Пленуму Верховного Суду України №6 від 10.10.82( Із змінами, внесеними згідно із Законами N 196/96-ВР від 15.05.96, ВВР 1996, N 31, ст.145 N 783-XIV ( 783-14 ) від 30.06.99 ) «Про практику застосування судами України законодавства у справах, пов'язаних з порушеннями вимог законодавства про охорону праці» //Вводиться в дію Постановою ВР N 2695-12 від 14.10.92, ВВР 1992, N 49, ст.669

12. Перелік работ з підвищеною небезпекою, затверджений наказом Державного комітету України по нагляду за охороною праці №123 від 30 листопада 1993 року.

13. Загальне положення забеспечення безпеки атомних електростанцій, затверджене наказом Державної адміністрації ядерного регулювання України №63 від 9 грудня 1999 р.

14. Перелік об’єктів та промислових підприємств з підвищеним рівнем вибухопожежонебезпеки, які підлягають щорічному пожежно технічному обстеженню, затверджений Наказом МВС №651 від 5 вересня 1998 р.  

15. Правила «Взрывобезопасности установок для приготовления и сжигания топлива в пылевидном состоянии». - М., 1961

16. Юридичний словник – довідник. Femina. –Київ, 1996. – 694 с.

17. Бажанов М. И. “Уголовное право Украины”. Общая часть. –Донецк,  1992 г.

18. Бовсунський “Уголовное право Украины”, -Киев, 1995 г.

19. Матешевский, Яценко “Уголовное право в Укриане”, -Киев, “Юринком”, -1996 г.

20. Коржанский “Уголовное право. Курс лекций”. –Киев, 1996 г.

21. Криминология: Учебник (для учебных заведений МВД Украины). Под ред. В.Г.  Лихолоба и В.П. Филонова. – Киев-Донецк, 1997.-398 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать