Развитие законодательства по противодействию легализации криминальных доходов
РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ КРИМИНАЛЬНЫХ ДОХОДОВ
Одной из важнейших задач, которую необходимо решить для интеграции России в мировую экономику наравне с ведущими зарубежными странами, является организация эффективного противодействия легализации криминальных доходов.
В настоящее время в России идет динамичный процесс формирования базовых институтов рыночного хозяйства, характеризующийся наличием острых противоречий и криминальных деформаций, что связано с углублением системного кризиса и ускоренной либерализацией внешнеэкономической деятельности. Криминализация экспорта и импорта капитала стала важнейшей особенностью трансграничного перемещения экономических ресурсов через таможенную границу Российской Федерации. В стране складывается качественно иная криминальная ситуация, представляющая значимую угрозу экономической безопасности страны.
Одновременно следует иметь в виду, что в условиях глобализации и расширения международных связей, торговли, свободного движения капиталов все существующие материальные ресурсы в производственной и сбытовой сфере уже имеют собственника и поделены. В связи с этим основная конкурентная борьба переместилась из товарных рынков в финансовые, где самым важным стал поиск возможностей выгодно дать или взять в долг (с помощью различных финансовых инструментов). При этом в отличие от прошлых времен, когда гарантией получения доходов и прибыли было реально накопленное богатство, в капитале современных корпораций преобладают различные долговые обязательства, функционирующие в форме электронной (компьютерной) информации и с помощью телекоммуникационных технологий.
Рыночные преимущества бизнеса сместились от легитимных производственных операций к эффективности криминальных махинаций со своими и чужими ресурсами. Для поддержания достигнутого уровня конкурентоспособности многим корпорациям необходимы дополнительные преимущества, среди которых наиболее важными являются услуги по легализации (отмыванию) денег и уклонению от уплаты налогов (так называемые "грязные деньги").
Как полагает немецкий эксперт в области налогообложения К. Котке, "грязные" деньги (dirty money) следует искать главным образом в двух основных сферах. Прежде всего в общекриминальной сфере, где особенно выделяется поле деятельности мафиозных элементов. Эти деньги являются движущей силой организованной преступности. Нелегальные производители и торговцы вынуждены отмывать свои полученные незаконным путем деньги, т.е. направлять в легальный финансовый оборот, скрывая их истинное происхождение. Для этого иногда используются обычные хозяйственные структуры, занимающиеся, например, кредитной деятельностью. При отмывании наличные деньги часто помещают на банковские счета, а затем в офшорные финансовые учреждения, где контроль ослаблен, а иногда и вовсе отсутствует. И наконец, посредством инвестиций эти деньги возвращаются в легальный оборот. Очень часто мафиозные структуры получают переведенные ими же за границу деньги в виде займов. Кроме того, в соответствии с нарастающей тенденцией "грязные" деньги имеют своим источником сокрытие доходов от налогообложения <*>.
Можно сказать, что отмывание доходов, полученных преступным путем, становится самым успешным международным бизнесом.
С середины 80-х гг. XX в. и до настоящего времени основными источниками незаконных денежных средств в странах ЕС, Японии, Колумбии, Нигерии, России, государствах Восточной Европы и Ближнего Востока стали торговля наркотиками и финансовые преступления: банковское мошенничество, подлог, обман в сфере вложений в ценные бумаги, злостное банкротство, махинации в игорном бизнесе и другие способы. Значительные капиталы в наличной или другой форме поступают в банки европейский стран из СНГ и Восточной Европы.
Между тем в некоторых регионах преступные группировки, ранее занимавшиеся только торговлей наркотиками, начали диверсифицировать свою деятельность, осваивать другие незаконные способы извлечения доходов, влекущие менее тяжкое наказание.
Например, в странах Азии применяется ряд специфических методов, связанных с существованием в этой части света крупных центров производства наркотиков - государств "Золотого треугольника" (Бирма, Таиланд, Лаос) и "Золотого полумесяца" (Афганистан, Иран). К указанным методам относятся: во-первых, широкое использование параллельных платежей как для законных, так и для незаконных операций; во-вторых, система наличных расчетов при осуществлении крупных сделок; в-третьих, деятельность криминальных китайских и японских групп; в-четвертых, увеличение объема контрабанды наличных денег и банковских документов на предъявителя. Широко используются телеграфные переводы, параллельные услуги по переводу средств и счета на третьих лиц в финансовых институтах. Для отмывания капиталов привлекаются профессионалы (адвокаты), используются казино, фальшивые счета или аккредитивы. Доходы от незаконной деятельности продолжают вкладываться в ценное имущество и недвижимость.
Во второй половине 90-х гг. увеличился объем отмывания капиталов в странах Карибского бассейна, которые служат важным транзитным пунктом для перевоза наркотиков из Латинской Америки в США. Здесь учреждены многочисленные банки и финансовые институты экстерриториального подчинения. Даже после издания законов, направленных против отмывания денег, такие факторы, как либеральное законодательство в области учреждения компаний и ведения коммерческой деятельности в свободных (офшорных) зонах, делают этот район благоприятным для отмывания капиталов. В нем зарегистрированы десятки тысяч фирм, служащих прикрытием для нелегальной деятельности.
Кроме того, по имеющимся сведениям, в соответствующих государствах незаконные операции стали осуществлять и российские криминальные группировки. Они могут заключать союзы с другими преступными сообществами, в том числе с итальянской мафией и колумбийскими картелями. Это явление представляет собой значительную угрозу целостности банковской системы региона.
Серьезной проблемой является перемещение отмываемых капиталов между Мексикой и США, в том числе посредством контрабанды валюты из США, телеграфных переводов, использования транзитных счетов, которые позволяют банку выписать чеки за границей от имени своего филиала, а затем оплатить их через счет банка-корреспондента в США. Чеки, выданные со счета, открытого мексиканским банком в банке США, широко используются для регистрации отмытых капиталов в США, так как их не нужно декларировать. Обменные пункты, открытые вдоль всей границы США, предоставляют возможности для реализации этих целей, так как, обменивая валюту и осуществляя телеграфные переводы, они могут "растворить" средства, имеющие незаконное происхождение, в законных сделках. Однако более всего использование банковской системы и рынка золота для легализации криминальных доходов распространено в государствах Персидского залива.
В свою очередь, в странах Африканского континента отмывание финансовых средств осуществляется путем перепродажи товаров, контрабанды наличных денег, покупки недвижимости (казино или высококлассных отелей), создания частных банков и обменных пунктов, деятельность которых, как правило, не регламентируется.
Одной из наиболее авторитетных структур, осуществляющих комплексное исследование проблемы легализации доходов, полученных преступным путем, и реально оценивающих объем данной деятельности в мире, становится FATF (Financial Action Task Force), включающая 31 государство и две международные организации. В число ее функций входят: статистика, изучение традиционных и новых схем отмывания денег, а также разработка конкретных рекомендаций в области административно-финансовых мер противодействия экономической преступности.
С учетом системы FATF были созданы региональные организации, имеющие аналогичные цели и задачи: Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АРG); Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (CFATF); Восточно- и Южноафриканская группа противодействия отмыванию денег (ESAAMLG); Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (GAFISUD); Совет европейского комитета экспертов по оценке мер борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL).
По мнению ряда специалистов указанных организаций, процесс легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, - это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или другим имуществом, приобретенным сознательно незаконным путем. Данный процесс достаточно сложен: криминальные доходы проводятся через финансовую систему с целью сокрытия их нелегального происхождения и придания им вида законно полученных <*>. Подобное определение легализации (отмывания) доходов содержится в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Одним из путей исследования процесса отмывания денег в целях формирования механизма правовой защиты финансовых отношений является рассмотрение деятельности крупнейших групп организованной преступности, осуществляющих незаконные операции в одной или нескольких странах.
Так, китайские "триады" обосновались во многих городах Запада: Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Ванкувере, а также в России. Эти банды занимаются ввозом героина, вымогательством, незаконным игорным бизнесом и эксплуатацией проституции. Такая деятельность высокоприбыльна, но об отмывании денег "триадами" известно очень мало, поскольку деньги часто инвестируются местными криминальными структурами в тех же общинах, где и зарабатываются. Другая причина заключается в следующем: неформальная банковская система китайских общин действует настолько хорошо, что о средствах, переводимых в международном масштабе для оплаты наркотиков или в других целях, становится известно крайне редко.
Вместе с тем колумбийские картели получили репутацию групп, определяющих стандарты легализации денег. Объем проводимых операций и необходимость в переброске крупных сумм денег по всему миру превратили их в экспертов по традиционным схемам отмывания. Характерная черта их методологии - почти полное отделение процесса распространения наркотиков от легализации преступных доходов. Ранее картели пользовались услугами местных финансовых структур, но сейчас они стараются обращаться к так называемым "посторонним подрядчикам". Эти "подрядчики" создают определенный уровень изоляции между картелем и незаконным происхождением его доходов в фазе размещения денег посредством их обработки через пункты обмена валют. Далее второй финансовый "подрядчик" получает деньги и занимается их последующим расслоением и интеграцией.