И, тем не менее, возможность судебного обжалования стороной защиты отказа органа расследования в удовлетворении её ходатайства не исключается. Так, например, если? орган расследования или прокурор отказал стороне защиты в удовлетворении; ходатайства об отмене меры пресечения в виде подписки о невыезде (статья 98 УПК РФ), такой отказ, как представляется, может быть обжалован в суд в соответствии с частью первой статьи 125 УПК РФ на том, в частности, основании, что необоснованным применением этой меры процессуального принуждения ущемляется конституционное право гражданина на свободу передвижения (часть первая статьи 27 Конституции РФ).
Сама же формулировка закона о «затруднении доступа граждан к правосудию» является общей и процессуально чётко неопределённой, позволяющей судам отказывать в рассмотрении жалоб адвокатов-защитников, поданных в ходе досудебного производства. При этом суд руководствуется широко распространённой на практике позицией, что права обвиняемого и его адвоката-защитника, нарушенные в ходе досудебного производства, впоследствии могут быть реализованы в суде. Необходимо законодательно закрепить права защиты обжаловать в ходе досудебного производства любые действия органов уголовного преследования, нарушающие закон, в судебном порядке. Закреплённое в законодательстве право предстать перед судом не должно означать ограничение возможности и необходимости судебного контроля на досудебных стадиях производства. Употребляемое на практике правило о том, что «свои доводы Вы можете изложить суду в ходе разбирательства дела по существу, который расставит точки в данном вопросе» не совсем правильно, а говоря откровенно, совсем не правильно. Ведь закон говорит о том, что перед судом должно предстать не любое лицо, а только то, в отношении которого имеются достаточные данные, свидетельствующие о его виновности, более того принцип законности должен пронизывать все сферы уголовного судопроизводства. И фажданин вправе оспаривать достаточность таких данных и соблюдение его конституционных прав при их собирании ещё на досудебной стадии. Ведь в ходе предварительного расследования лицо может подвергаться различным мерам процессуального принуждения, вплоть до заключения под стражу, и отодвигать его право на справедливое разрешение дела до судебного разбирательства уголовного дела по существу, лишив его возможности эффективно защищаться в ходе досудебного производства, будет свидетельствовать об ограничении его прав. Более того, при заключении лица под стражу, отказ предстать перед судом в случае прекращения уголовного преследования по нереабилитирущим основаниям и получить, таким образом, право на правосудие, может быть вынужденным, так как гражданин не желает или не в состоянии «состязаться» с органами преследования, ведь это удовольствие не только нервное, но и «дорогое». В одном из своих постановлений Конституционный Суд РФ, мотивируя вынесенное решение1, указал, что отложение проверки законности и обоснованности некоторых действий должностных лиц до стадии судебного разбирательства может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым. Здесь надо также помнить о конституционном праве граждан обжаловать решения и действия (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц в судебном порядке (статья 46 Конституции РФ), при этом часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т.е., никаких оснований для ограничения обжалования нарушения прав участников уголовного процесса в досудебном производстве нет. В научной литературе высказываются различные точки зрения по данной проблеме: о возможности обжалования лишь нарушения конституционных прав в случаях, когда это препятствует передаче дела в суд ограничению этого права в случае нарушения отдельных процессуальных правил, так как непредоставление процессуальных прав участникам следственных действий, если они не нарушают конституционных прав и свобод, не требуют немедленного вмешательства суда; мотивировка о том, что это приведёт к перезагруженное судов. Практика показывает, что любые лазейки в законе будут способствовать лишению граждан возможности обжалования. Мотивировка же о загруженности судов является, на мой взгляд, некорректной, не позволяющей на этом основании лишать граждан права на судебную защиту от произвола должностных лиц. Для устранения нечёткости в толковании нормы статьи 125 УПК процессуалистами предлагается установление в законодательном порядке чётких критериев или блоков вопросов, на основании которых будут разрешаться вопросы о допустимости обжалования в судебном порядке действий должностных лиц в досудебном производстве. Целесообразно было бы в законе закрепить норму о том, что отказ в принятии к рассмотрению жалобы на том основании, что судьёй не усматривается из её содержания нарушение конституционных или процессуальных прав недопустим. Поэтому право на судебный контроль на досудебных стадиях должно существовать, необходимо только добиться того, чтобы этот контроль был эффективным, ведь формальный и необоснованный отказ судебных органов лишит возможности вышестоящие органы прокуратуры реагировать на имеющиеся нарушения, поскольку постановлением судебных органов действия должностных лиц уже признаны законными. В своём постановлении Конституционный Суд РФ указал, что нормы, содержащиеся в статьях 125 и 219 УПК РФ, не только не лишают участников уголовного судопроизводства прав на обжалование решений и: действий (бездействия) дознавателя, следователя, прокурора, на рассмотрение ходатайств, заявленных в ходе ознакомления с материалами; уголовного дела, и на обжалование принятых по этим? ходатайствам решений, но и прямо закрепляют эти права.
Так, по одному из уголовных дел нарушался порядок содержания лица под стражей, так как в нарушение статьи 13 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» гражданин около 4-х месяцев содержался в ИВС (изоляторе временного содержания), что между тем не нарушало его конституционных прав и не затрудняло доступ к правосудию. Прокуратура, несмотря на неоднократные жалобы на нарушение процессуальных норм (ранее данный порядок регулировался и статьёй 96-2 УПК РСФСР), уклонялась от принятия мер прокурорского реагирования и только после обжалования данных действий органа расследования в суд, судьёй было вынесено частное постановление по факту данного нарушения.
Отсутствие чёткого регулирования данного
вопроса в законодательстве
и надлежащей практики, обобщенной Верховным Судом РФ, создаёт проблемы для
эффективной защиты прав граждан на досудебной стадии производства. Возникают не только проблемы технического
характера, когда суд оставляет жалобы без рассмотрения и возвращает их
заявителю по непредусмотренным в
законодательстве основаниям, например, в связи с отсутствием: копии
жалобы или ордера адвоката на подачу жалобы, но и откровенные факты волокиты и
бюрократических препонов при подаче жалобы. По уголовному делу № 123070 по
обвинению Г. в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 163 УК
РФ, в ходе предварительного расследования грубо нарушался принцип состязательности при проведении следственных
действий: в ходе очной ставки
следователь в нарушение требований статьи 192 УПК РФ необоснованно отводил вопросы защиты, а в
нарушение статьи 53 УПК РФ допрашивал свидетелей защиты, при этом
отказывал адвокату-защитнику в праве присутствовать во время допросов, что не
могло не отразиться на полноте и объективности материалов предварительного расследования. Данные действия следователя
были обжалованы в надзирающую прокуратуру, которая отказала в удовлетворении
жалобы, разъяснив право обратиться в суд. В связи с тем, что нарушение принципа
состязательности затрудняло доступ гражданина к правосудию, была подана жалоба в соответствии с требованиями
главы 16 УПК РФ в один из районных судов города Москвы, который санкционировал применение меры пресечения -
заключение под стражу - по данному
делу. Суд отказал в рассмотрении жалобы на том основании, что орган,
проводящий предварительное расследование по данному уголовному делу, находится
на территории другого суда. Так как судебные документы направляются почтой и
чтобы исключить затягивание судебного рассмотрения, защитником сразу же была
подана жалоба в указанный в постановлении суд, который также отказал в
рассмотрении жалобы на том основании, что в соответствии со статьёй 152 УПК РФ
местом производства предварительного расследования является место совершения
преступления и направил её в первый' суд, куда ранее подавалась жалоба.
Учитывая, что только время по пересылке составит не менее 2-х недель, говорить об эффективности при таких
обстоятельствах не приходится. Поэтому, с учётом практики, с целью
исключения волокиты и усиления процессуальных позиций лиц, подвергающихся уголовному преследованию, а также
масштабов нашей страны и структуры федеральных правоохранительных
органов, считал бы необходимым закрепить в законодательстве право на
альтернативную возможность обжалования действий должностных лиц, либо по месту
ведения предварительного следствия (месту совершения преступления либо
нахождения органа, проводящего
расследование по данному уголовному делу), либо по месту содержания лица
под стражей. Это бы гарантировало также гражданину возможность выбора для более
объективного и эффективного рассмотрения жалобы. При этом надо отдавать
реальный отчёт тому, что органы следствия, прокуратуры и судов, обладают помимо
всего властными полномочиями для принятия решений, чего нет у подозреваемого,
обвиняемого или стороны защиты, отстаивающей их интересы, что, естественно,
затрудняет реализацию принципа состязательности в уголовном судопроизводстве,
так как говорить о том, что суд сегодня осуществляет только функцию разрешения
дела по существу не представляется возможным. Но все эти случаи не имеют
непосредственного отношения к теме участия защитника в уголовно-процессуальном
доказывании на предварительном следствии. С этой темой правовой институт
обжалования действий (бездействий) и решений органа расследования или прокурора
связан лишь в той части, в которой предметом обжалования выступают следственные
решения об отказе в удовлетворении ходатайств защитника о производстве
следственных действий по собиранию доказательств. Именно в этих случаях
обжалование выступает гарантией права защитника на его участие в собирании:
доказательств «руками» органа; государства (органа дознания, следователя,
прокурора). Но именно в этой части в
законодательстве времён судебно-правовой реформы никаких коренных изменений не произошло, в отличие от обжалования
следственно-прокурорских решений о применении мер процессуального принуждения
(здесь в последнее десятилетие усилиями
законодателя и Конституционного Суда РФ сформирован правовой институт
судебной защиты конституционных прав
граждан). Ходатайства сторон, в том числе и ходатайства защитника о
производстве дополнительных
следственных действий, по результатам которых предполагается получение
оправдательных доказательств, как и прежде, адресуются должностному лицу, в
производстве которого находится уголовное дело
(дознавателю, следователю, прокурору), а
отказ в удовлетворении таких ходатайств может быть обжалован
прокурору и подлежит рассмотрению им
в порядке статьи 124 УПК
РФ. Такая конструкция является источником серьёзных практических
проблем. Главный парадокс, который проистекает из этой «многофункциональности», заключается в том, что сторона защиты свои ходатайства о производстве следственных
действий в целях собирания оправдательных доказательств адресует своему
процессуальному оппоненту в состязательном производстве, то есть органу
уголовного преследования (дознавателю, следователю), который и должен принять
по ним решение, а отказ в удовлетворении такого ходатайства, равно как и отказ
в самоотводе недобросовестного
следователя дознавателя обжалуется другому органу уголовного
преследования, то есть другому участнику всё
той же оппонирующей противной стороны -прокурору.
Предполагаемая конструкция закона может работать только в идеальных
условиях, но лицу, в отношении которого осуществляется уголовное преследование,
важно иметь возможность защитить свои права в случае недобросовестных действий органов обвинения, так как от
добросовестных действий, как правило, защита не требуется или её
необходимость минимальна.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18