2. При допросе подозреваемого: отметку о разъяснении ему в совершении какого преступления он подозревается; отметку о желании (нежелании) давать показания; отметку о том, нуждается ли он в участии защитника, переводчика. Каждая из отметок подтверждается подписью допрашиваемого.
3. При допросе обвиняемого: отметки о том, признает ли он себя виновным, желает ли давать показания, нуждается ли в участии защитника, переводчика, понятно ли ему предъявленное обвинение. Каждая отметка подтверждается подписью допрашиваемого.
4. При участии в допросе переводчика, эксперта, защитника, педагога, родителей, законных представителей несовершеннолетнего – указание их фамилий, имен, отчеств, в необходимых случаях – их адресов, а также подписи всех участников допроса.[10]
Несмотря на то, что в настоящее время достаточно детально уголовно-процессуальным законодательством и криминалистикой регламентирована подготовка к допросу и его производство, можно сделать вывод о том, что еще не исключены ошибки при подготовке и производстве допроса. Так, отсутствие плана допроса ведет к тому, что следователь забывает задать некоторые вопросы, имеющие значение для расследования преступления, что вдет к повторным вызовам и в целом отрицательно сказывается на авторитете следователя. Зачастую наличие посторонних лиц, лишних предметов, музыки, шума при допросе отвлекают внимание допрашиваемого, что негативно сказывается на эффективности допроса. Не в полной мере изучаются основные психофизиологические черты и наклонности личности допрашиваемого, что осложняет психологический контакт между следователем и допрашиваемым.
Глава II. Психологические основы тактики допроса. Допрос как процесс информационного воздействия
Как уже отмечалось выше, основная цель, которую преследует следователь, производя допрос, состоит в получении от допрашиваемого лица путем дачи им показаний достоверных, исчерпывающих фактических данных относительно известных последнему обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
По уголовным делам допрашиваются лица с самыми разными психологическими характеристиками (с точки зрения их темперамента, характера, психического здоровья, психологического состояния). Как известно, в психологическом плане люди делятся по темпераменту, то есть индивидуальному свойству личности, одинаково проявляющемуся в любой деятельности, данному человеку от рождения и на протяжении жизни не меняющемуся, на:
1) холериков («холе» - желчь) – людей, отличающихся по своему темпераменту быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающихся в действиях, в речи, жестах, мимике;
2) сангвиников («сангус» - кровь) – людей, отличающихся быстротой возбудимости, ярким внешним выражением эмоций, легкой их сменяемостью;
3) флегматиков («флегма» - слизь) – людей, отличающихся медлительностью, спокойствием, слабым проявлением чувств;
4) меланхоликов (греч. «мелано» - черный, «холе» - желчь) – людей, отличающихся слабой возбудимостью, глубиной и длительностью эмоций, склонных к угнетенному настроению. [11]
В приложении к трем существующим свойствам нервной системы:
· силе;
· уравновешенности;
· подвижности (скорость смены психических процессов) – холерик, как правило, проявляет себя сильным, неуравновешенным, легко возбудимым. Сангвиник – сильный, уравновешенный, инертный. Меланхолик – слабый, уравновешенный, инертный. Не существует чистого типа темперамента. Темперамент имеет ряд свойств, которые необходимо учитывать при допросе:
1) сензитивность (чувственность) – минимальная величина воздействия, достаточная для возникновения психологических реакций;
2) эмоциональная возбудимость – то же, что и сензитивность, только по отношении к эмоциям;
3) активность – определяется по той степени усилий, какие прикладывает человек для достижения целей;
4) реактивность – степень непроизвольности реакции, протекающей на уровне бессознательного;
5) соотношение активности и реактивности: что преобладает – сознательное или ситуативное (непроизвольное) в поведении человека;
6) пластичность (легкость приспособления к окружающей среде) и ригидность (трудность переключения на что-либо новое);
7) экстраверсия – интроверсия. Экстраверт – человек, обращенный во вне, отличающийся преобладающим интересом к внешнему миру. С ним можно найти контакт, говоря на любую тему. Интроверт же обращен лишь на то, что интересует только его;
8) резистентность – способность человека сопротивляться любым воздействиям, тормозящим начатую деятельность;
9) возбудимость внимания;
10) темп психических реакций (скорость мышления, реакций).
Изучение личности допрашиваемого помогает определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет его линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов. Рассматривая вопрос психологических свойствах личности, влияющих на полноту и точность показаний, А.Ф. Кони писал: «Для характеристики влияние темперамента на показания можно в виде примера представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тоже происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения. Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина – раздался раздирающий крик, хлынула кровь, - мне послушался треск костей, эта картина стоит перед глазами, преследует меня, волнуя и тревожа». Меланхолик скажет: «При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину, и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям – и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере – и картина осиротелой семь и с болью возникает в моей душе». Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить». А флегматик расскажет: «Ехал я на извозчике и вижу: трамвай, около него – толпа народа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу – лежит какая-то женщина поперек рельсов, - вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!»[12]
По сути своей допрос является одним из процессуальных видов взаимодействия, межличностного общения и обмена информацией между следователем и допрашиваемым. В предусмотренных действующим законодательством случаях в процессе указанного взаимодействия включаются и другие лица, например, при допросе лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, допрос проводится с участием переводчика. С точки зрения психологии допрос – это длительное, содержательное непосредственное общение следователя с допрашиваемым, в процессе которого происходит поиск и установление истины, то есть информационное взаимодействие указанных лиц, направленное на установление истины.
Успех допроса, достижение его цели не возможны без установления психологического контакта с допрашиваемым.
Под психологическим контактом понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Существуют и другие определения психологического контакта. Так, Н.И. Порубов определяет психологический контакт как систему взаимодействия людей в процессе их общения, основанного на доверии; как информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга.[13]
Установление психологического контакта является лишь первым шагом к правдивым показаниям, из большого количества условий, существенно облегчающих их получение. Психологический контакт отнюдь не означает возникновение взаимной симпатии между следователем и допрашиваемым. При наличии конфликтной ситуации допроса установление психологического контакта – это вовлечение допрашиваемого в диалог.
Для получения полных и достоверных показаний необходим индивидуальный подход к каждому допрашиваемому, что выражается в применении тактических приемов при производстве допроса, то есть методов установления психологического контакта с допрашиваемым, нейтрализации его негативной позиции и оказания на него психического воздействия с целью получения полных и достоверных показаний.
Процесс информационного взаимодействия начинается с момента встречи следователя и человека, вызванного на опрос. Именно с этого момента следователь решает вопрос выбора варианта модели своего поведения, который позволит достичь ожидаемого результата от следственного действия. Психологический контакт достигается авторитетом следователя, его твердостью в проведении своей линии, непреклонностью, подчеркнутым стремлением избавить его от лишних тягот, разумеется, действуя при этом в рамках закона. Допрашиваемый должен видеть, что следователь имеет целью установление истины, а не намерение во что бы то ни стало обвинить допрашиваемого. Тактически важно сразу показать допрашиваемому, что введение следователя в заблуждение невозможно, так как следователь хорошо знает материалы дела, подготовлен к допросу и склонен анализировать все то, что он услышит от допрашиваемого.
В случае развязного, грубого поведения допрашиваемого следователю необходимо сразу пресечь подобное поведение. В таких случаях эффективное воздействие на допрашиваемого имеет спокойное замечание. Ответная грубость следователя, его срыв препятствуют установлению психологического контакта, а в случае, если он был установлен – разрушают его.
Следователь должен стремиться к безупречности, умению слушать допрашиваемого, грамотно формулировать вопросы, соблюдать тактичность.
Для получения достоверных показаний допрашиваемого следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие допрашиваемым тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения. При допросе следователь должен отчленить объективные факторы от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия). При этом необходимо учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимающихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13