Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса

План курсовой работы на тему

«Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса»


1. Введение:

2. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса 

3. Поводы и основания для начала уголовного процесса и возбуждения

уголовного дела:

4. Нормативная регламентация приема, регистрации, проверки и

разрешения заявлений и сообщений о преступлениях: 

5. Порядок рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении: 

6. Заключение: 

7. Список использованной литературы:

1. Введение


В настоящее время насущной и актуальной является проблема завоевания доверия граждан по отношению к органам власти, в том числе – к органам внутренних дел. Длительный период бюрократического формирования статистической картины криминогенной ситуации на территории государства привел в итоге к тому, что сотрудники милиции стали бороться не с преступностью, а со статистикой. В середине 90-х годов складывалась парадоксальная ситуация, когда вновь принятым сотрудникам милиции «по наследству» передавали способы и уловки «уговаривания граждан» с той, целью, чтобы они отказывались от своего первоначального намерения подавать в ОВД заявления о совершенных в их отношении преступлениях, а также способы искажения (например, занижения стоимости похищенного) информации в заявлениях граждан с целью получения возможности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и, соответственно, избежания очередного «глухаря». В настоящее время одним из приоритетных направлений в деятельности ОВД является совершенствование учетно-регистрационной дисциплины. Однако анализ результатов оперативно-служебной деятельности ОВД свидетельствует о том, что существенных изменений  в стиле и методах работы по обеспечению учетно-регистрационной дисциплины не произошло, уровень доверия населения к ОВД остается крайне низким. Более того, не сокращается число выявленных укрытых преступлений от учета, в том числе не уменьшается количество сотрудников, допускающих нарушение законности при регистрации и рассмотрении заявлений граждан. Например, в 2005 году выявлено более 158 000 укрытых преступлений от учета. К уголовной ответственности за допущенные нарушения привлечены более 1,5 тысячи сотрудников милиции и около 57 тысяч наказано в дисциплинарном порядке. Практика показывает, что в настоящее время большое количество нарушений в области учетно-регистрационной дисциплины происходит в результате юридической неграмотности и слабой профессиональной подготовки сотрудников ОВД, занимающих должности участковых уполномоченных милиции и оперативных уполномоченных подразделении уголовного розыска, на плечи которых ложится основное бремя по рассмотрению разрешению материалов доследственной проверки в порядке ст. 144 УПК РФ. Целью своей работы ставлю более подробное рассмотрение некоторых аспектов первоначальной стадии уголовного процесса – стадии возбуждения уголовного дела.

«Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. ст. 1 - 2 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией на первое место в уголовном праве России поставлена цель охраны от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 УК РФ), в интересах которого должно действовать государство.

Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.

Традиционно законность отождествлялась с нормопослушностью, правоприменительной дисциплиной, точным и неуклонным исполнением всех предписаний закона. В уголовном праве принцип законности подразумевает соблюдение закона органами власти при квалификации деяния либо отнесении деяния в разряд преступления.

Органы внутренних дел призваны выступать гарантом прав и законных интересов всех  без исключения граждан (будь то преступник или пострадавший от преступления, материально обеспеченный человек или нищий и т.д.) и в своей деятельности должны подчиняться только закону.

Выступая в качестве субъекта уголовно-правовых отношений, органы внутренних дел осуществляют деятельность по реализации норм уголовного права. В указанной сфере отношений задачей органов внутренних дел является борьба с преступностью».[1]

Деятельность органов дознания, следователя, прокурора и суда по расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел носит публично-правовой характер. Преступления, как наиболее опасный вид правонарушений, причиняют личности, правам и свободам человека и гражданина, обществу, государству серьезный вред. Это обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры для охраны прав и законных интересов человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечения мира и безопасности человечества, а также предупреждения преступлений (ст. ст. 18, 46 Конституции РФ, ст. 2 УК, ст. 6 УПК, ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Реализация этих задач в достигается путем возбуждения уголовного дела, уголовного преследования лиц, совершивших преступление, их обвинения, судебного рассмотрения и разрешения дела с целью того, чтобы виновное лицо было осуждено и подвергнуто наказанию. Невиновное лицо должно быть освобождено от ответственности или наказания. Уголовный процесс должен ограждать невиновного от уголовного преследования и осуждения, а в случае, когда такое осуждение или преследование имело место, обеспечивать реабилитацию невиновного.

Быстрое раскрытие преступлений и изобличение виновных предполагают в предусмотренные законом сроки установить обстоятельства происшедшего преступления, выявить лицо, его совершившее, собрать и проверить доказательства виновности обвиняемого и тем самым назначить виновному наказание, максимально приближенное по времени к моменту совершения преступления.

Обеспечение правильного применения закона заключается в строжайшем соблюдении и применении норм закона в ходе производства по делу. Лишь при соблюдении этого условия существует возможность подвергнуть виновного справедливому наказанию, соответствующему характеру и степени общественной опасности преступления и личности виновного, и оградить невиновного от неосновательного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, поскольку изобличить и наказать виновного - значит не допустить привлечения к ответственности и осуждения невиновного.

Деятельность суда, прокурора, следователя, органов дознания имеет определяющее и организующее значение при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел. Государственные органы и должностные лица несут ответственность за законное производство по уголовному делу, законность принимаемых решений.

Вся система уголовно-процессуальных действий и каждое отдельное действие производятся в предусмотренном законом порядке. Этот порядок (процессуальная процедура) обязателен для всех (ч.ч. 1,2 ст.1 УПК); именно он обеспечивает законность производства по делу, права, интересы и свободы лиц, участвующих в деле, создает гарантии обоснованности и справедливости принимаемых решений.

Таким образом, уголовное судопроизводство - это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.[2]

2. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса


Возбуждение уголовного дела является первой стадией уголовного процесса, в ходе которой устанавливаются поводы и основания к началу уголовного преследования в связи с совершенным или готовящимся преступлением и создаются правовые условия для последующих процессуальных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Правовые отношения в стадии возбуждения уголовного дела регулируются гл. 19 и 20 УПК, а также принятыми на их основе ведомственными правовыми актами о порядке приема, регистрации, рассмотрения сообщений о преступлениях.

«Возбуждение уголовного дела как составная часть досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Нынешние законодательные реалии таковы, что именно стадия возбуждения дела приводит механизм уголовного процесса в движение, создает правовую основу для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях… и точкой отсчета сроков данного производства».[3]

Непосредственными задачами первой стадии являются: а) обнаружение признаков совершенного или подготовляемого преступления; б) определение правовых оснований и выбор соответствующего порядка дальнейшего уголовного производства и в) предотвращение предварительного следствия и дознания, когда в них нет необходимости (ст.21, 144 УПК).[4]

«Обязанность принятия заявления (сообщения) о преступлении позволяет говорить о наличии у органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя и члена следственной группы, начальника следственного отдела или прокурора на стадии возбуждения уголовного дела задачи реагирования на каждый факт совершения деяния, содержащего уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления.

Возложение законодателем на уполномоченных на то должностных лиц и органы обязанности разрешать заявления (сообщения) о преступлении: возбуждать (ст. ст. 146,  147,  318 УПК РФ) или отказывать в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ) - позволяет сформулировать вторую задачу указанных субъектов уголовного процесса. Перед ними стоит задача оградить последующие этапы уголовного процесса от рассмотрения происшествий, бесспорно не связанных с совершением общественно опасного деяния.

Исходя из редакции ч. 1 комментируемой статьи можно сделать вывод, что и первая, и вторая задачи стоят перед органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственной группы, начальником следственного отдела и прокурором одновременно. Это двуединая задача стадии возбуждения уголовного дела».[5]

Стадия начинается с получения информации о преступлении и завершается вынесением постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать