Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса

«Структурно производство в стадии представляет собой следующие, последовательно сменяющиеся части: прием заявления или сообщения о преступлении  и его регистрация – рассмотрение и оценка поступивших материалов – проверка с целью получения дополнительных материалов (доказательств) – разрешение материалов по существу (принятие итогового решения) – исполнение принятого решения контроль и надзор за законностью и обоснованностью совершенных и совершаемых действий и принятых в стадии решений.»[6]

3. Поводы и основания для начала уголовного процесса и возбуждения уголовного дела.

 

Началом стадии возбуждения уголовного дела является получение заявления и сообщения о преступлении, а также обнаружения органами  уголовного судопроизводства следов преступления. Заявления и сообщения названы «поводами для возбуждения уголовного дела» (ст.140 УПК), но точнее следует их назвать «поводами к началу производства в стадии возбуждения уголовного дела». Таковыми являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

В учебной литературе зачастую понятие повода подменяется признаками, присущими основанию процессуального решения. Повод – не само заявление или сообщение, а факт получения (поступления, принятия, обнаружения) его компетентным органом. В свою очередь, заявления, сообщения и пр. по своему процессуальному статусу являются документами - письменными доказательствами (ст. 84 УПК). В этом качестве они могут быть основанием одного из принимаемых решений. Например, основанием решения о начале производства в стадии возбуждения уголовного дела являются полученные из предусмотренных законом источников фактические данные о совершенном или готовящемся преступлении (ч.1 ст.144 УК)… Поэтому необходимо различать, с одной стороны, понятия «повод» и «основания», а с другой стороны, понятия « основания к началу производства в стадии возбуждения уголовного дела», «основания для возбуждения уголовного дела», «основания к отказу в возбуждении уголовного дела» и основания к другим видам решений в рассматриваемой стадии. Поводы же к перечисленным решениям одинаковы».[7]

По делам публичного обвинения поводами могут послужить все перечисленные выше, в то время как по делам частного и частно-публичного обвинения – только заявление самого потерпевшего или его законного представителя.[8]

Рассмотрим перечисленные выше и указанные в УК поводы для возбуждения уголовного дела:[9]

1) Заявление о преступлении (ст. 141 УК) является наиболее распространенным на практике поводом для возбуждения уголовного дела. «Будучи поводом к возбуждению уголовного дела, в самом общем виде заявление о преступлении может быть охарактеризовано как адресованное органам, правомочным возбуждать уголовные дела, устное или письменное сообщение о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении.

Заявление о преступлении одновременно является поводом для начала уголовного процесса. Но не все ученые согласны с этим утверждением. В литературе встречаются рассуждения, из которых следует, что не заявление о преступлении - повод для начала уголовного процесса, а «сообщение о преступлении, содержащееся в заявлении о преступлении». Нетрудно заметить, что указанным определением автор[10] ставит знак равенства, как минимум, между формой определенного рода юридического факта и содержанием другого юридического факта, то есть между поводом для возбуждения уголовного дела и основанием для начала уголовного процесса. Что не может быть признано правильным. Повод - это форма, а основание - это содержание явления, именуемого «юридический факт». В одном случае юридический факт, порождающий начало уголовного процесса, в другом - возбуждение уголовного дела.

Заявлением о преступлении признается лишь такое сообщение гражданина, которое содержит в себе информацию об уголовно-процессуально значимых признаках объективной стороны состава преступления, иначе говоря, об общественно опасном деянии и (или) общественно опасных последствиях.

Именно поэтому трудно согласиться с мнением, что «заявление», а не «заявление о преступлении» является поводом к возбуждению уголовного дела. Заявление, поступившее в орган предварительного расследования или прокурору, может вообще не иметь ничего общего ни с преступлением, ни даже с каким-либо иным общественно опасным деянием (общественно опасными последствиями). В нем упоминание о признаках преступления может просто отсутствовать. Такой повод не должен иметь следствием начало уголовного процесса.[11] Заявления и сообщения могут быть поданы (направлены) гражданами, руководителями организаций и должностными лицами. [12]  

Заявления о преступлении могут быть как индивидуальными, так и коллективными (от имени 2-х и более лиц). В соответствии со ст. 141 УПК заявления могут быть сделаны и в письменной, и в устной форме. Устные заявления граждан оформляются протоколом установленной формы (приложение 2 к ст.476 УПК).

Заявлением о преступлении, о котором идет речь в комментируемой статье, может быть лишь сообщение, поступившее в орган, уполномоченный возбуждать уголовное дело. Поэтому нельзя признать поводом для возбуждения уголовного дела публичного или частно - публичного обвинения заявление о преступлении, адресованное суду (судье), в иное не компетентное возбуждать уголовное дело учреждение. [13]

В случае поступления сообщения о преступлении при производстве следственного действия или в ходе судебного заседания оно заносится в соответствующий протокол. Такое заявление о преступлении должно быть занесено в протокол судебного заседания. Поводом к началу нового (по новому «преступлению») уголовного процесса оно станет лишь в случае присутствия в судебном заседании должностного лица, уполномоченного возбудить уголовное дело, а именно прокурора, дознавателя или следователя. В новом уголовном деле данный повод для возбуждения уголовного дела будет содержаться в виде письменного документа - копии протокола судебного заседания или выписки из него.

Анонимные заявления и сообщения в соответствии с законом не являются поводами для возбуждения уголовного дела. Анонимным заявлением следует признавать не только неподписанное или не подписанное автором заявление о преступлении, но и заявление, подписанное неразборчиво, то есть когда из подписи нельзя установить лицо, его направившее. Анонимным признается также заявление, когда точно известно, что оно подписано вымышленным именем. К анонимным также относят заявление, «поданное от имени другого лица либо других лиц без их ведома».

Вместе с тем орган дознания не должен игнорировать анонимную информацию, указывающий на криминальный характер события. Анонимные письма, содержащие данные о преступлении, не уничтожаются, а передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступления.

«Если в анонимном заявлении о преступлении указываются конкретные факты, свидетельствующие о подготовке или совершении преступления, то вне уголовного процесса осуществляется необходимая их проверка. При подтверждении фактов, изложенных в анонимном заявлении о преступлении, уголовное дело может быть возбуждено. Поводом в этом случае будет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а не заявление о преступлении. Само же анонимное заявление или письмо в уголовно - процессуальном смысле должно рассматриваться только лишь как сигнал о преступлении, не имеющий процессуального значения и послуживший поводом для административно - властной, а не уголовно - процессуальной деятельности».[14]

Итак, обязательное наличие в сообщении  или заявлении индивидуализирующих данных заявителя позволяет органу, получившему заявление или сообщение, установить прямой контакт с автором. Существенным признаком является обязательное предупреждение заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК.

Заявления и сообщения от юридических лиц должны содержать реквизиты, соответствующие его уставным и учредительным документам, а также сведения о фактическом местонахождении и средствах связи. Сообщение юридического лица подписывается его руководителем или заместителем руководителя  (лицом, обладающим властно-распорядительными функциями и уполномоченное выступать и действовать от имени организации во всех правоотношениях). Данные сообщения направляются в виде писем или сопроводительных писем к соответствующим материалам и могут содержать информацию, например, о злоупотреблении служебным положением, присвоении имущества и пр. Должностные лица могут сообщать сведения о признаках преступления, выявленных ими в связи с выполнением служебных обязанностей (аудитор, ревизор и пр.).

Сообщения о преступлениях могут поступать от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих единоличными контрольными или представительными полномочиями (Уполномоченный по правам человека, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, главный бухгалтер и пр.).

2) Явка с повинной [15] (ст. 142 УПК) – добровольное сообщение лица о совершенном или готовящемся преступлении органу дознания, дознавателю, следователю, прокурору или суду. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося, что практически может заключаться в ознакомлении с документами, удостоверяющими его личность, и выяснении возникающих в связи с этим вопросов. Если при нем не оказалось документов, удостоверяющих его личность, следует принять меры по установлению личности. До принятия решения о возбуждении уголовного дела данные о личности должны быть проверены. УПК предусматривает для явки с повинной как устную, так и письменную форму. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч.3 ст.141 УПК. Протокол подписывается лицом, явившимся с повинной, и должностным лицом, составившим протокол (форма протокола о явке с повинной приведена в Приложении 3 ст. 476 УПК).

Явка с повинной является обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ст. 61 УК), или даже, при определенных условиях (лицо впервые совершило преступление небольшой тяжести, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления), освобождающим от уголовной ответственности (ст. 75 УК). В то же время явка с повинной может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной, поэтому она подлежит в любом случае тщательной проверке и критической оценке как обстоятельство, влияющее на смягчение ответственности лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать