В субъективную сторону любого состава преступления также в ходят факультативные признаки : мотив и цель. В группе рассматриваемых нами, таких преступлений как, ст. 286- превышение должностных полномочий; ст.287 - отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию; ст.
288- присвоение полномочий должностного лица; ст. 291- дача взятки------ эти признаки являются действительно факультативными и на квалификацию не влияют. Но в этой группе присутствуют такие преступления, для которых мотив и цель становятся необходимыми признаками субъективной стороны. К ним относятся: ст. 285- злоупотребление должностными полномочиями (корыстная или иная заинтересованность); ст. 289- незаконное участие в предпринимательской деятельности (имущественная выгода); ст. 290 - получение взятки
(корыстный мотив); ст. 292- служебный подлог (корыстная или иная заинтересованность).
5. Злоупотребление должностными полномочиями.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) относится к числу преступлений средней тяжести. В теории и практике утвердилось понимание, что данное преступление может быть совершено как путем действия, активного использования должностным лицом своих полномочий, так и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей (например, попустительствует преступлению). Хотя при неисполнении должностным лицом обязанностей по службе трудно говорить об использовании полномочий; скорее, это будет неиспользование полномочий.
Закон говорит об использовании должностными лицами своих полномочий, а не служебного положения. Следовательно, не будет состава данного преступления, когда должностное лицо, добиваясь нужного ему решения, использует не свои полномочия, а служебные связи, авторитет занимаемой им должности и т.п. Деяние, совершенное вопреки интересам службы, - это деяние, не вызываемое служебной необходимостью. При этом интересы службы, вопреки которым должностное лицо использует в данном случае свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования конкретного государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, воинского формирования, но и интересами деятельности публичного аппарата управления в целом.
Злоупотреблением должностными полномочиями следует считать такие действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чуждого имущества в свою собственность или собственность других лиц. Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления должностными полномочиями может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, месть, зависть, семейственность, желание приукрасить действительность, скрыть свою некомпетентность, уйти от ответственности за допущенные ошибки и недостатки, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.
При предъявлении обвинения должен быть конкретно указан соответствующий мотив личного характера, которым руководствовалось должностное лицо, совершая злоупотребление. Ссылка на то, что должностное лицо в своем решении руководствовалось узковедомственными или ложно понимаемыми государственными или общественными интересами, не может считаться достаточной для обвинения в должностном злоупотреблении.
Управленческая деятельность нередко связана с оформлением и выдачей различного рода письменных актов, порождающих определенные юридические последствия. Такого рода письменные акты, называемые официальными документами, являются предметом служебного подлога.
Официальные документы - письменные акты, выдаваемые (исходящие)
государственными органами, органами местного самоуправления,
государственными(!) и муниципальными учреждениями, органами управления и
должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских
формирований РФ для удостоверения фактов или событий, имеющих юридическое
значение. В связи с этим официальные документы порождают для использующих
их лиц определенные юридические последствия. Официальные документы должны
содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа (штамп
и печать организации, номер, дата изготовления) и быть подписаны
соответствующим должностным лицом. Сами по себе документы, исходящие от
частных лиц, различных коммерческих и некоммерческих организаций, не
относящихся к государственным или муниципальным органам и учреждениям
(расписки, обязательства, справки, договоры и т.п.), официальным
документом, на наш взгляд, не являются [16, с. 292]. Однако, если
вышеназванные документы оказываются в ведении государственных или
муниципальных структур, они приобретают характер официальных и способны
стать предметом подделки.
В отличие от большинства составов преступлений против государственной
власти, интересов государственной службы и службы в органах местного
самоуправления субъектом служебного подлога может быть не только
должностное лицо, но и любой государственный служащий и служащий органа
местного самоуправления, не выполняющий в государственных или муниципальных
органах организационно-распорядительные или административно-хозяйственные
функции. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации,
исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по
государственной должности государственной службы за денежное
вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или
средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, государственная должность - это должность в федеральных
органах государственной власти, органах государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в
соответствии с Конституцией РФ.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определил муниципального служащего как лицо, осуществляющее службу на должностях в органах местного самоуправления.
6. Превышение полномочий.
В настоящее время, в России, в период построения цивилизованной
экономики и становления демократического правового государства важная роль
принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам
местного самоуправления. В связи с чем особенно опасны и нетерпимы
преступные проявления среди самих работников органов власти и управления.
Поэтому в новом Уголовном Кодексе преступные деяния, совершённые
должностными лицами отнесены к главе № 30 и названы вместо «Должностных
преступлений» --- «Преступления против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Эту группу преступлений можно определить как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Эти преступления отличаются от других преступных посягательств специальными признаками:
1)- они совершаются специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности);
2)- их совершение возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц c использованием служебных полномочий;
3)- нарушают нормальную деятельность органов власти и управления.
К этой группе преступлений относятся: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285); превышение должностных полномочий (ст.286); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289); получение взятки (ст.290); дача взятки (ст.291); служебный подлог (ст.292); халатность (ст.293).
К обязательным признакам любого состава преступления относятся - объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект преступления.
Мы рассмотрим группу должностных преступлений по этим признакам, чтобы полнее раскрыть понятие должностных преступлений.
Групповой (видовой) объект этой группы – совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти и исполнения. Эти преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной власти, на интересы государственной службы и на деятельность органов местного самоуправления.
Непосредственный объект – нормальная деятельность органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления (не входят в систему органов государственной власти).
Наряду с объектом преступления в отдельных составах этой группы обязательным признаком является предмет. Например: информация (документы, материалы), представляемая Федеральному Собранию (ст. 287); взятка (ст. 290 и 291); официальные документы (ст. 292 - служебный подлог).
В некоторых преступлениях может иметь место факультативный объект – интересы личности, собственность.
Объективная сторона должностных преступлений состоит в посягательстве
на нормальную деятельность органов власти, управления или местного
самоуправления путём действия, некоторые преступления также и путём
бездействия (халатность, злоупотребление должностными полномочиями).
Должностные преступления с материальными составами (ст. 285, 286, 288, 293
УК) имеют обязательные признаки объективной стороны – общественно опасные
последствия (это может быть не только материальный ущерб, но и иной
вред: нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв
авторитета органов власти, создание помех и сбоев в их работе) и причинно
- следственная связь между деянием и последствиями. А преступления с
формальными составами ограничиваются только преступным деянием.
У объективной стороны этой группы преступлений есть два специфических признака:
1. Они совершаются либо с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому виновным служебному положению. Этот признак по существу вытекающий из УК (ст.285 – 289; 292; 293), разделяется всеми криминалистами, занимающимися проблемами ответственности за должностные преступления. При раскрытии этого признака почти все авторы сходятся на том, что сущность его состоит в совершении лицом таких действий (или в таком бездействии), которое оно могло совершить единственно благодаря служебному положению, т.е. вследствие того, что занимает определённую должность в системе государственных органов и её осуществление связано с такими полномочиями по службе, наличие которых только и делает возможным преступное посягательство на нормальное функционирование органов власти и исполнения. Например: Преподаватель автошколы взимал с каждого слушателя по некоторой сумме за то, что перед экзаменом заранее знакомил их с вопросами экзаменационных билетов – если бы он не занимал эту должность, то у него не было бы возможности совершать эти преступные действия.