Таким образом, обязанность платить налоги и сборы возникает у плательщика только тогда, когда она возложена на него законом.
Установленные налоги и сборы являются законными, если они
устанавливаются органом, компетентным их вводить и определять порядок их
уплаты. Установление федеральных налогов и сборов отнесено к ведению
Российской Федерации; установление общих принципов налогообложения и сборов
находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации; установление местных налогов отнесено к компетенции субъектов
Российской Федерации.
То обстоятельство, что налоги и сборы являются гражданской обязанностью, а не ответственностью, не может исключать для налогоплательщика ощутимой материальной потери. Именно по этой причине правило об отсутствии обратной силы сформулировано и по отношению к установлению новых налогов.
Важным шагом на пути кодификации налогового законодательства, формирования эффективной налоговой системы в России стало принятие части первой Налогового кодекса РФ. Необходимо отметить, что в период разработки проектов Налогового кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ перечень предполагаемых к кодификации налоговых преступлений был значительно шире, чем существующие на сегодняшний день две статьи Уголовного кодекса РФ.
1.1.2.Составы налоговых преступлений в официальном проекте части второй Налогового кодекса РФ, представленной на обсуждение в конце 1995 года:
1) уклонение от постановки на учет в налоговых органах;
2) уклонение от подачи налоговой декларации;
3) уклонение от ведения учета;
4) действия, направленные на уменьшение налогов;-
5) действия, направленные на неправомерный зачет (возврат) налога или обязательного платежа;
6) уклонение от налогообложения;
7) разглашение налоговой тайны;
8) утрата документов, содержащих налоговую тайну.
В соответствии с проектом Налогового кодекса РФ все перечисленные выше действия признавались налоговыми преступлениями и за их совершение ответственность должна быть предусмотрена в Уголовном кодексе РФ. Однако, как уже отмечалось, законодатель не увязал принятие двух документов друг с другом. Сначала с 1 января 1997 года вступил в силу Уголовный кодекс РФ, а с 1 января 1999 года - основные положения лишь части первой Налогового кодекса РФ.
1.2 Виды ответственности за налоговые преступления
Правонарушение - это деяние, нарушающее требования, установленные правовыми нормами соответствующей отрасли права.
Юридическая ответственность за налоговые преступления проявляется в качестве гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и дисциплинарной /5/.
Гражданско-правовая ответственность - эта мера принуждения, установленная нормами гражданского права за правонарушение. Так согласно п.1 cт.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков /6/.
Это означает, что для правонарушителя (должника) возникает необходимость возместить не только реальные (фактические) расходы, произведенные потерпевшим (кредитором), но и возместить упущенную выгоду, то есть неполученные доходы, которые мог бы получить кредитор, если бы его права не нарушились.
Наряду с возмещением убытков нормы гражданского права предусматривают взыскание в форме неустойки (пени, штрафы).
1.2.1. Классификация штрафов как санкций за правонарушения в зависимости от отрасли права:
1) гражданско-правовыми ( cт. 330 Основ гражданского законодательства, ст. 187-190 ГК РФ);
2) административными (ст.24 Кодекса об Административных
правонарушениях, п. 12 ст.7 Закона «О государственной налоговой службе
РСФСР»);
3) уголовно-правовыми.
С экономической точки зрения все штрафы характеризуются общим признаком – принудительным изъятием денежных средств у граждан, юридических лиц в пользу государства /7/.
С юридической точки зрения штраф – это санкция, применяемая за различные виды правонарушений, определяемые соответствующими отраслями права.
Административно-правовая ответственность – это мера принуждения, установленная нормами административного права за административное правонарушение (проступок).
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные
Кодексом об административных правонарушениях РФ, наступает, если эти
нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством
уголовной ответственности /8/.
Мера административно-правового принуждения проявляется в форме административного взыскания.
1.2.2. Административные взыскания, применяемые за совершение административных правонарушений согласно ст. 24 КоАП РФ:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административною правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административною правонарушения;
5) лишение специального права, представленного данному гражданину
(права управления транспортными средствами, права охоты);
6) административный арест;
7) исправительные работы /7/.
В рамках административной деятельности в компетенцию сотрудников налоговой полиции входит право составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах установленных законом полномочий, осуществлять административное задержание и другие меры, предусмотренные законодательством.
В соответствии с действующими законами протокол об административном правонарушении составляется в тех случаях, когда руководителя и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, не зависимо от форм собственности, физические лица нарушают требования п. 5-10 ст. 11 Закона
«О федеральных органах налоговой полиции».
1.2.3. Основания для составления протокола об административном правонарушении:
1) отказ в допуске сотрудника налоговой полиции в производственные, складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения дохода;
2) непредъявление документов, удостоверяющих личность;
3) неявка в органы налоговой полиции по вызову;
4) невыполнение требований об устранении нарушений;
5) непредоставление необходимой для налоговых органов информации;
6) воспрепятствование в использовании средств связи и транспортных средств сотруднику налоговой полиции в экстраординарных случаях /9/.
Любое из перечисленных действий может повлечь за собой применение к правонарушителю такой меры пресечения, как административное задержание, выражающееся в кратковременном (до 3-х часов) ограничении свободы с доставлением в официальное помещение органов налоговой полиции или внутренних дел.
Основную часть зарегистрированных административных правонарушений составляют нарушения правил ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях, предпринимательская деятельность с нарушением порядка занятия такой деятельностью и т.д.
Финансовая ответственность - это санкции, примененные налоговыми органами, за нарушение налогоплательщиками налогового законодательства.
Это, прежде всего, бесспорное списание недоимок, взыскание сокрытого
или заниженною дохода (прибыли), либо налога за иной объект
налогообложении /10/. Например: согласно п.8 ст.7 Закона «О
Государственной налоговой службе РСФСР», налоговые органы (налоговые
инспекции) вправе применять к нарушителям налогового законодательства
финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной
прибыли (дохода): 10 % причитающихся сумм налогов за отсутствие учета
прибыли (дохода).
В качестве санкции налоговое законодательство предусматривает и пеню ст. 75 ч.1 НК РФ.
Пеня, применяемая в налоговом праве, отличается от пени, установленной нормами гражданского права тем, что защищает налоговые правонарушения и применяется в случае нарушения налогоплательщиками своих обязанностей в срок уплачивать налоги, тогда как в гражданском праве пеня применяется за ненадлежащее исполнение обязательств.
Уголовная ответственность - это мера принуждения, установленная нормами уголовного права за совершенное преступление.
Мера принуждения в таких случаях проявляется в форме уголовного наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство.
Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических правовых отношений между виновным лицом и государством, осуществляющим правосудие.
Условная ответственность за налоговые преступления поступает в соответствии со ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ /11/.
Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма недоплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, или 450 тысяч рублей.
1.3 Классификация налоговых преступлений
Выше были рассмотрены все виды налоговой ответственности в совокупности. Проанализировав, их можно сделать вывод о том, что самой строгой является уголовная ответственность. На ней можно остановиться подробнее.
Далее рассматриваются налоговые преступления с точки зрения уголовной ответственности.
С 1996 года действует новый Уголовный кодекс РФ. Глава 22 предусматривает ответственность за преступления в сфере экономической деятельности, а конкретно статья 199 – ответственность за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные бюджетные фонды с организаций /11/.
Согласно этой статье, уклонение от уплаты налогов, совершенное в крупном размере, как уголовное преступление, содержит в себе два основных юридически самостоятельных состава: включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах и сокрытие других объектов налогообложения.
Кроме того, у каждого налога есть свой самостоятельный объект обложения, который устанавливается законодательным актом, регулирующим взимание конкретного налога (ст. 5 и п. 2 ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).
Вместе с тем, если для целей применения финансовой ответственности за
нарушение налогового законодательства термины «сокрытие», «занижение»,
«неучет» являются практически равнозначными, то при применении уголовного
закона необходимо учитывать, что уголовная ответственность по ст. 199 УК
РФ предусмотрена только за сокрытие иных (кроме дохода или прибыли)
объектов налогообложения.