Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

Краснодарский юридический институт

(Представительство в г. Армавире Краснодарского края)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Уголовное право»

Тема: «Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности»

Студента 4 курса

Группа ОЗО-3/2001

Анисимова Сергея Александровича

Преподаватель кандидат юридических наук

Меликян Александр Максимович

Армавир 2002 г.

ПЛАН


Введение.

1. Авторское право.

2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм).

3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности.

4. О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч.1. ст. 146 УК

РФ.

5. Другие вопросы объективной стороны преступления.

6. Уголовно-правовая характеристика диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ.
Заключение.

Введение

История видеобизнеса в нашей стране сравнительно немолода. Время 70-х годов - эпохи нелегального и запрещенного кино на видеокассетах сменилось торжеством дикого пиратского рынка. С начала 80-х годов были заложены основы очередного специфического российского кризиса:
«пиратское» видео медленно, но уверенно «убивало» кинопрокат. Третий, современный этап (середина 90-х годов) ознаменован началом легального, лицензионного видео.
Интересно, что инициатором перевода пиратского видео рынка на легальный, стали сами видеопираты. В настоящее время в нашей стране существует несколько десятков фирм и компаний, выпускающих только лицензионную видеопродукцию.

Компания борьбы с видеопиратством под условным лозунгом
«Видео – территория закона», начавшаяся после принятия
Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля
1993 года, нанесла мощный удар по видеопиратству, вследствие чего с торговых точек исчезли 3-х часовые видеокассеты с двумя фильмами. Однако отечественные видеопираты быстро научились подделывать обложки легальных видеокассет.

Россия характеризуется высоким уровнем распространения кинопиратской продукции – порядка 70%, по сравнению со средним показателем 18% для большинства западных стран и 33%
- стран Восточной Европы.

Пиратский видеобизнес в России приносит большие убытки киноиндустрии зарубежных стран, отечественному кинематографу, российским правообладателям.

Правонарушения в сфере видеобизнеса часто носят организованный характер, совершая их «пираты» используют транснациональные связи, контрабандным путем ввозя
«пиратские» копии фильмов в Россию.

Как правило, следственные действия по ст. 146 УК РФ, связанные с фактами видеопиратства в большинстве случаев прекращаются на основании малой социальной значимости последних. Поэтому по сотням и даже тысячам выявленных правонарушений выносятся лишь несколько обвинительных заключений. А приговоры видеопиратам выносятся, как правило, не связанные с наказанием в виде лишения свободы или с отсрочкой его применения. Так в ноябре 2001 года суд г.
Армавира Краснодарского края обвинил одного видеопирата в нарушении авторских прав по ч.2 146 УК РФ и приговорил к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора.

Расследование же преступлений, связанных с видеопиратством, сопряжено со значительными трудностями.

Это связано прежде всего, с тем, что данный вид правонарушений сравнительно новый. У следователей нет не только навыков расследования этой категории дел, но даже и соответствующего умения правильной квалификации содеянного.

Следующая трудность заключается в том, что российский видеобизнес имеет сложные разветвленные связи, сконцентрированные в столице. Поэтому, если несколько крупных акций против продавцов нелегальной видеопродукции, предпринятых в Москве правоохранительными органами в сотрудничестве фирмами-правообладателями, нанесли серьезный удар по «пиратам», то в провинции немногочисленные продавцы легального видео либо свертывают свою деятельность, либо переключаются на продажу пиратской продукции.

При расследовании таких преступлений следователи должны использовать помощь сотрудников эксперто-криминалистических подразделений. Других специалистов.

Столичные же фирмы-правообладатели не имеют возможности в полном объеме обеспечить информацией и консультациями сотрудников правоохранительных органов по фактам видеопиратства. Не зная соответствующей методики нельзя отличить контрафактную видеопродукцию по внешним признакам от подлинных видеокассет правообладателя.

Предпринимателям, в сфере видеобизнеса кроме экономических законов – законов «рынка» необходимо знать основы права интеллектуальной собственности, хотя бы с тем, чтобы не стать жертвами мошенничества со стороны видеопиратов.

Адвокатам, осуществляющим защиту обвиняемых, потерпевших по делам о видеопиратстве также следует иметь представление об особенностях видеобизнеса в России и признаках квалификации подобных преступлений.

Потребителям – любителям «важнейшего из искусств», стремящимся приобрести видеофильм с хорошим звуком, идеальной картинкой и приличным переводом, также необходимо уметь отличать лицензионное видео от «пиратской» подделки.

Цель данной курсовой работы помочь понять особенности видеобизнеса и видеопиратства всем тем, кто обеспечивает охрану и защиту авторского права в данной сфере.

1. Авторское право

Российский законодатель счел целесообразным включить норму, устанавливающую уголовную ответственность за нарушения авторских и смежных прав (ст. 146) в главу 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»
УК РФ.

Необходимо отметить, что отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, образующих авторское право, а также фонограмм, исполнений,

постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания,

составляющих смежные права, регулирует специальный Закон
Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»
1993 г. (далее «Закон») Авторское право распространяется:

1) на произведения, обнародованные либо необнародованные, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории
Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

2) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами
Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами
Российской Федерации и их правопреемниками;

3) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами
Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

4) существующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.);

- в других формах.

Под охраной уголовного закона в сфере видеобизнеса находятся также следующие имущественные права автора
(правообладателя): воспроизводить видеопрограммы, распространять экземпляры видеопрограмм, публично демонстрировать фильмы в кинозалах и по кабельному телевидению.

2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм)

В рассматриваемой нами сфере существует два наиболее распространенных способа незаконного использования объектов авторского права.

Первый - закупка заведомо контрафактной продукции у тиражирующих фирм. Иногда «пираты-продавцы» выискивают своих клиентов у прилавков магазинов или на расположенных неподалеку остановках транспорта. В других случаях предпринимателям предлагают готовые контрафактные кассеты на их же торговых точках. Часто сам «пират» их туда и поставляет. Иногда студии, тиражирующие «пиратскую» продукцию, дают объявления в местных газетах. Так, в октябре
1999 г. в г. Владивостоке правоохранительными органами была пресечена деятельность такого «подпольного» цеха, руководители которого несколько лет открыто через местные СМИ предлагали свои «пиратские» услуги.

Второй способ — изготовление контрафактных видеокассет.
Это связано с дополнительными расходами по приобретению1:

а) видеомагнитофонов;

б) «пиратских» обложек на видеокассеты (то есть, необходим канал их поставок);

в) специального упаковочного материала (термоусадочный целлофан), а также приспособлений для «закатки» видеокассет (может быть использован и простой утюг!);

г) «балок» - чистых видеокассет различного метража;

д) оригиналов видеопрограмм (мастер - кассеты) для их последующего тиражирования. Кроме того «бизнесмену» придется искать помещение для тиражирования (используется собственная квартира или квартира родственников) и нанимать рабочих
(часто их роль выполняют родственники предпринимателя).

3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности

В силу ст. 48 «Закона», за нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, административная и уголовная ответственность. Последний вид ответственности вытекает из диспозиции ст. 146 УК РФ: «Незаконное использование объектов авторского права и смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб...».

Поскольку каждый состав преступления представляет собой четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона, то и данное исследование уголовно- правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет осуществляться согласно этой классификации преступлений, установившейся в отечественной уголовно-правовой доктрине.

Объект преступления — авторские и смежные права.
Напомним, что к объектам авторских прав относят произведения науки, литературы и искусства. К произведениям искусства относят и видеофильмы, созданные творческим трудом автора
(авторов) и (или) соавторов, с участием исполнителей
(артистов). В понятие «автор» входят и другие термины, упоминаемые в «Законе»: «составитель», «переводчик»,
«режиссер-постановщик», «художник-постановщик» , причем автором по законодательству России может быть только физическое, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и смежных прав дается и ст. 1 «Закона».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать