Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Краснодарский юридический институт
(Представительство в г. Армавире Краснодарского края)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Уголовное право»
Тема: «Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности»
Студента 4 курса
Группа ОЗО-3/2001
Анисимова Сергея Александровича
Преподаватель кандидат юридических наук
Меликян Александр Максимович
Армавир 2002 г.
ПЛАН
Введение.
1. Авторское право.
2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм).
3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности.
4. О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч.1. ст. 146 УК
РФ.
5. Другие вопросы объективной стороны преступления.
6. Уголовно-правовая характеристика диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ.
Заключение.
Введение
История видеобизнеса в нашей стране сравнительно
немолода. Время 70-х годов - эпохи нелегального и
запрещенного кино на видеокассетах сменилось торжеством
дикого пиратского рынка. С начала 80-х годов были заложены
основы очередного специфического российского кризиса:
«пиратское» видео медленно, но уверенно «убивало»
кинопрокат. Третий, современный этап (середина 90-х годов)
ознаменован началом легального, лицензионного видео.
Интересно, что инициатором перевода пиратского видео рынка
на легальный, стали сами видеопираты. В настоящее время в
нашей стране существует несколько десятков фирм и компаний,
выпускающих только лицензионную видеопродукцию.
Компания борьбы с видеопиратством под условным лозунгом
«Видео – территория закона», начавшаяся после принятия
Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля
1993 года, нанесла мощный удар по видеопиратству,
вследствие чего с торговых точек исчезли 3-х часовые
видеокассеты с двумя фильмами. Однако отечественные
видеопираты быстро научились подделывать обложки легальных
видеокассет.
Россия характеризуется высоким уровнем распространения
кинопиратской продукции – порядка 70%, по сравнению со
средним показателем 18% для большинства западных стран и 33%
- стран Восточной Европы.
Пиратский видеобизнес в России приносит большие убытки киноиндустрии зарубежных стран, отечественному кинематографу, российским правообладателям.
Правонарушения в сфере видеобизнеса часто носят
организованный характер, совершая их «пираты» используют
транснациональные связи, контрабандным путем ввозя
«пиратские» копии фильмов в Россию.
Как правило, следственные действия по ст. 146 УК РФ,
связанные с фактами видеопиратства в большинстве случаев
прекращаются на основании малой социальной значимости
последних. Поэтому по сотням и даже тысячам выявленных
правонарушений выносятся лишь несколько обвинительных
заключений. А приговоры видеопиратам выносятся, как правило, не связанные с наказанием в виде лишения свободы или с
отсрочкой его применения. Так в ноябре 2001 года суд г.
Армавира Краснодарского края обвинил одного видеопирата в
нарушении авторских прав по ч.2 146 УК РФ и приговорил к
двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора.
Расследование же преступлений, связанных с видеопиратством, сопряжено со значительными трудностями.
Это связано прежде всего, с тем, что данный вид правонарушений сравнительно новый. У следователей нет не только навыков расследования этой категории дел, но даже и соответствующего умения правильной квалификации содеянного.
Следующая трудность заключается в том, что российский видеобизнес имеет сложные разветвленные связи, сконцентрированные в столице. Поэтому, если несколько крупных акций против продавцов нелегальной видеопродукции, предпринятых в Москве правоохранительными органами в сотрудничестве фирмами-правообладателями, нанесли серьезный удар по «пиратам», то в провинции немногочисленные продавцы легального видео либо свертывают свою деятельность, либо переключаются на продажу пиратской продукции.
При расследовании таких преступлений следователи должны использовать помощь сотрудников эксперто-криминалистических подразделений. Других специалистов.
Столичные же фирмы-правообладатели не имеют возможности в полном объеме обеспечить информацией и консультациями сотрудников правоохранительных органов по фактам видеопиратства. Не зная соответствующей методики нельзя отличить контрафактную видеопродукцию по внешним признакам от подлинных видеокассет правообладателя.
Предпринимателям, в сфере видеобизнеса кроме экономических законов – законов «рынка» необходимо знать основы права интеллектуальной собственности, хотя бы с тем, чтобы не стать жертвами мошенничества со стороны видеопиратов.
Адвокатам, осуществляющим защиту обвиняемых, потерпевших по делам о видеопиратстве также следует иметь представление об особенностях видеобизнеса в России и признаках квалификации подобных преступлений.
Потребителям – любителям «важнейшего из искусств», стремящимся приобрести видеофильм с хорошим звуком, идеальной картинкой и приличным переводом, также необходимо уметь отличать лицензионное видео от «пиратской» подделки.
Цель данной курсовой работы помочь понять особенности видеобизнеса и видеопиратства всем тем, кто обеспечивает охрану и защиту авторского права в данной сфере.
1. Авторское право
Российский законодатель счел целесообразным включить
норму, устанавливающую уголовную ответственность за нарушения
авторских и смежных прав (ст. 146) в главу 19 «Преступления
против конституционных прав и свобод человека и гражданина»
УК РФ.
Необходимо отметить, что отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, образующих авторское право, а также фонограмм, исполнений,
постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания,
составляющих смежные права, регулирует специальный Закон
Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»
1993 г. (далее «Закон») Авторское право распространяется:
1) на произведения, обнародованные либо необнародованные, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории
Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их
правопреемников;
2) на произведения, обнародованные либо необнародованные,
но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами
Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами
Российской Федерации и их правопреемниками;
3) на произведения, обнародованные либо необнародованные,
но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами
Российской Федерации, и признается за авторами (их
правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с
международными договорами Российской Федерации;
4) существующие в какой-либо объективной форме:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.);
- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);
- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. д.);
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);
- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.);
- в других формах.
Под охраной уголовного закона в сфере видеобизнеса
находятся также следующие имущественные права автора
(правообладателя): воспроизводить видеопрограммы,
распространять экземпляры видеопрограмм, публично
демонстрировать фильмы в кинозалах и по кабельному
телевидению.
2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм)
В рассматриваемой нами сфере существует два наиболее распространенных способа незаконного использования объектов авторского права.
Первый - закупка заведомо контрафактной продукции у
тиражирующих фирм. Иногда «пираты-продавцы» выискивают своих
клиентов у прилавков магазинов или на расположенных
неподалеку остановках транспорта. В других случаях
предпринимателям предлагают готовые контрафактные кассеты на
их же торговых точках. Часто сам «пират» их туда и
поставляет. Иногда студии, тиражирующие «пиратскую»
продукцию, дают объявления в местных газетах. Так, в октябре
1999 г. в г. Владивостоке правоохранительными органами была
пресечена деятельность такого «подпольного» цеха,
руководители которого несколько лет открыто через местные СМИ
предлагали свои «пиратские» услуги.
Второй способ — изготовление контрафактных видеокассет.
Это связано с дополнительными расходами по приобретению1:
а) видеомагнитофонов;
б) «пиратских» обложек на видеокассеты (то есть, необходим канал их поставок);
в) специального упаковочного материала (термоусадочный целлофан), а также приспособлений для «закатки» видеокассет (может быть использован и простой утюг!);
г) «балок» - чистых видеокассет различного метража;
д) оригиналов видеопрограмм (мастер - кассеты) для их
последующего тиражирования. Кроме того «бизнесмену» придется
искать помещение для тиражирования (используется собственная
квартира или квартира родственников) и нанимать рабочих
(часто их роль выполняют родственники предпринимателя).
3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности
В силу ст. 48 «Закона», за нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, административная и уголовная ответственность. Последний вид ответственности вытекает из диспозиции ст. 146 УК РФ: «Незаконное использование объектов авторского права и смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб...».
Поскольку каждый состав преступления представляет собой четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона, то и данное исследование уголовно- правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет осуществляться согласно этой классификации преступлений, установившейся в отечественной уголовно-правовой доктрине.
Объект преступления — авторские и смежные права.
Напомним, что к объектам авторских прав относят произведения
науки, литературы и искусства. К произведениям искусства
относят и видеофильмы, созданные творческим трудом автора
(авторов) и (или) соавторов, с участием исполнителей
(артистов). В понятие «автор» входят и другие термины,
упоминаемые в «Законе»: «составитель», «переводчик»,
«режиссер-постановщик», «художник-постановщик» , причем
автором по законодательству России может быть только
физическое, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и
смежных прав дается и ст. 1 «Закона».