Ответственность за должностные преступления
p> Ставропольским краевым судом 27 .07.99г. Шильков осужден по п. «б» ч.
4, ст. 290 УК РФ.Он признан виновным в том, что, являясь врачом –терапевтом городской поликлиники и по совместительству – заместителем заведующего горздравотдела администрации г. Невинномыска, назначенным на должность председателя медицинской водительской комиссии при поликлинике и злоупотребляя своим служебным положением, из корыстных побуждений в течение
1997-98гг., при приеме граждан, проходящих медицинскую комиссию, получал взятки за выдачу медицинских справок о профессиональной пригодности.

Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ, рассмотрев дело по кассационным жалобам осужденного и его адвоката, приговор оставила без изменения, а кассационные жалобы, с доводами о том, что Шильков не является должностным лицом и следовательно субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, – без удовлетворения, на основании приказа Министерства здравоохранения СССР № 555 от 29.09.1989 г. «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», а также постановления главы администрации Ставропольского края,
---------------------------------
*ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от
28.03.1998г.//СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; № 30. Ст. 3613.

приказом главного врача поликлиники г. Невинномыска, на основе принципа добровольности, были укомплектованы хозрасчетные бригады из числа медицинских работников поликлиники.*

Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ.

Первая категория субъектов – должностные лица, которые отвечают признакам, названным в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Эти должностные лица являются субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и
3 ст. 286; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ч. 1 и 2 ст. 293 УК РФ.

Вторая категория субъектов – лица, занимающие государственные должности РФ. Под таковым в соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К ним в первую очередь относятся должности президента РФ, Председателя
Правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, федеральных министров, Председателей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,
Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный Прокурор РФ, Председатель Счетной палаты и т. д.*

Третья категория субъектов – лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 УК
РФ относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это – президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты органов законодательной власти и т. д.

Четвертая категория субъектов – лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления. Глава органа местного самоуправления избирается на территории муниципального образования и наделяется полномочиями для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.*
*Бюллетень ВС РФ. Определение СК ВС РФ от 07.10.1999г.
*Сводный перечень государственных должностей РФ, утвержденный Указом
Президента РФ от 11.01.1995г.// СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 173; 1996. № 52. Ст.
5912; 1998.№ 43. Ст. 5337.
*Ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.1995г. // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК РФ. Все рассмотренные категории должностных лиц, кроме специальных признаков, должны обладать и общими признаками субъекта: быть вменяемыми и достичь возраста уголовной ответственности – 16 лет. В отношении ряда должностей установлен возрастной ценз. Например, на государственную должность назначаются лица не моложе 18 лет; лицо моложе 25 лет не может быть судьей, прокурором, судебным приставом.

Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. В качестве орг8анизаторов, подстрекателей и пособников могут выступать и иные лица. Их действия следует квалифицировать по соответствующим статьям гл. 30 УК РФ со ссылкой на ст. 33 УК РФ при условии, если для совершения преступления они использовали должностное положение и это охватывалось его и их умыслом.*

ИСТОРИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ.

Законодательные акты первых лет Советской власти содержат указания на отдельные виды должностных преступлений, как правило, без определения признаков их составов.

Впервые четко упомянула о должностных преступлениях ст. 8 декрета СНК от 24.11.1917г. «О суде», которая отнесла к компетенции рабочих и крестьянских революционных трибуналов дела об опасных преступлениях, и в их числе – дела о злоупотреблениях чиновников.

В инструкции НКЮ от 19.12.1917г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях порядке ведения его заседаний» предусматривалось отнесение к компетенции революционного трибунала дел о лицах, «которые, пользуясь своим общественным или административным положением, злоупотребляют властью, предоставленной им революционным народом».

Многое для уяснения понятия должностного преступления по уголовному праву того времени дает декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве», определивший субъект этого преступления и предусмотревший основные признаки состава, а также и квалифицирующие обстоятельства. Декрет проводил различие между должностными лицами и прочими служащими, что сохранило свое принципиальное значение и в настоящее время.
*А.В. Галахова. Должностные преступления. Москва. 1998.
*Курс Советского Уголовного права. Издательство «Наука». Москва. 1971. С.
30.

Отдельные признаки должностных преступлений содержались также в циркуляре кассационного отдела ВЦИК «О подсудности революционных трибуналов». К ним относились: а) использование общественного или административного положения для злоупотребления властью, предоставленной революционным народом; б) совершение деяния при исполнении (в момент исполнения) служебных обязанностей или с использованием в каком-либо отношении своего положения на советской службе. Постановлением утвердительно решался вопрос о возможности соучастия недолжностных лиц в совершении должностных преступлений.

Заметной вехой в борьбе с должностными преступлениями явилось
Постановление Чрезвычайного VI Всероссийского Съезда Советов от 8.11.1918г.
«О точном соблюдении законов»,* призвавшее «всех должностных лиц Советской власти к строжайшему соблюдению законов РСФСР, изданных и издаваемых центральной властью постановлений, положений и распоряжений».

Аналогичные цели преследовало и Постановление Совета Рабоче-
Крестьянской обороны от 8.12.1918г. «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты».*

Таким образом, в первые же месяцы существования Советской власти был издан ряд актов, направленных на борьбу с должностными преступлениями, а также на устранение условий, способствовавших совершению этих преступлений.
В этих актах не было еще точного и исчерпывающего перечня признаков отдельных должностных преступлений, не во всех случаях определялись наказания за их совершение, но уже сами акты свидетельствовали о непоколебимой решимости Советского государства и партии вести непримиримую борьбу с должностными преступлениями, содействуя тем самым укреплению государственного аппарата.

О необходимости решительной борьбы с бюрократизмом, волокитой, халатностью говорилось также в принятой VIII съездом РКП (б) резолюции «По организационному вопросу».*

В Положении о Революционных Военных Трибуналах, принятом ВЦИК
20.11.1918г., уже более детально, чем в предшествующих актах, раскрывались признаки должностных преступных деяний. К ним относились: а) саботаж; б) превышение и

---------------------------------------------- -
*СУ РСФСР, 1918, № 35, ст. 467.
*СУ РСФСР, 1918, № 98, ст. 929.
*«КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», т.2.
Политиздат, 1970, с. 44.

Бездействие власти при условии, если означенные деяния сопровождались существенным вредом для Республики или для дела революции, или же значительными убытками казны, или если могли сопровождаться указанными последствиями, не наступившими лишь случайно или ввиду принятых вовремя другими лицами предупредительных мер; в) присвоение, растрата или истребление вверенного по службе имущества; г) служебный подлог; д) вымогательство.*

Важное значение для решения вопросов об ответственности за должностные преступления имело принятие VIII Всероссийской конференцией РКП
(б) нового Устава партии (декабрь 1919г.). В качестве мер за неисполнение постановлений высших организаций и другие проступки, признаваемые преступными общественным мнением партии, п. 51 Устава предусматривал, в частности, временное отстранение от ответственной партийной и советской работы и временное отстранение от всякой партийной и советской работы.* Тем самым подчеркивалась несовместимость совершения деяний, признаваемых преступными не только уголовным законом, но и общественным мнением партии
(что важно подчеркнуть, т.к. уголовное законодательство в тот период ещё не было кодифицировано), с занятием ответственных должностей в партийном и государственном аппарате.

На устранение причины, способствовавших совершению должностных преступлений, был направлен декрет СНК от 30. 12.1919г. «Об устранении волокиты».*

В декрете ВЦИК «Амнистия к 1 мая 1920г.»* предусматривалось, что амнистия не распространяется на «совершивших должностные преступления, явно дискредитирующие Советскую власть». 26.02.1921г. НКЮ РСФСР принял
Постановление «Об усиленной ответственности должностных лиц за преступления, совершаемые при продовольственной работе»*, согласно которому, в частности, различались: а) превышение власти с явно корыстной целью; б) превышение власти хотя и без корыстной цели, но сопровождавшееся дискредитированием Советской власти и имевшее важные последствия; в) преступное нерадение или бесхозяйственность, имевшие последствием порчу или гибель значительного количества заготовленных продуктов; г) иные
------------------------------------------------
*СУРСФСР, 1919, № 58, ст. 549.
*«КПСС в резолюциях…», т. 2, ст. 133.
*СУ РСФСР, 1920, № 1-2, ст. 7.
*СУ РСФСР, 1920, № 34, ст. 163.
*СУ РСФСР, 1921, № 20, ст. 122.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать