Важные направления совершенствования профилактической деятельности
определены также Указами Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г.
№ 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и от 16
сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной
молодежной политики».
Основываясь на этих документах, в настоящее время разработан и
реализуется комплекс дополнительных мер, направленных на:
- существенное улучшение здоровья детей и подростков, их физического, умственного, психического состояния;
- законодательное и иное нормативное выделение деятельности семьи, общества и государства по воспитанию подрастающего поколения в качестве особой сферы, требующей наибольших преимуществ и привилегий в сравнении с иными сферами производственной и социальной инфраструктуры общества, на первоочередное и всемерное укрепление родительской семьи как наиболее важного и совершенного социального института:
- полную и своевременную компенсацию детям и подросткам через государственные и общественные институты социализации потерь, вызванных утратой родительской семьи или ее неблагополучием;
- преодоление безответственности за судьбы несовершеннолетних, искалеченных лицами, осуществляющими их воспитание;
- создание условий для сохранения, постоянного развития и полной реализации природных потребностей человека к творчеству, труду.
Конкретные меры, принятые по этим направлениям по линии государства,
предусматривают:
1. Решение основных задач, связанных с преодолением наследственных
заболеваний, необходимостью реального и существенного сокращения
рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, с аномалиями
психического или физического развития. Имеются в виду меры, направленные на
устранение негативных воздействий на детей и их родителей экологических
процессов, различных химических, в том числе медицинских, препаратов,
существенное улучшение родовспомогательной службы и многое другое.
2. Первоочередное и безусловное выделение денежных и иных материальных
средств, оказание помощи каждой родительской семье не по возможности
(остаточному принципу), а в размерах, действительно необходимых,
учитывающих в том числе и инфляционные, а также иные негативные
экономические и социальные процессы в развитии общества.
3. Создание и развитие в стране службы помощи несовершеннолетним и семье,
которая, располагая кадрами высококвалифицированных специалистов,
значительными денежными и иными материальными средствами, в том числе
приютами, убежищами, транспортом, могла бы обеспечить решение самой сложной
проблемы подростков. Создание этой службы милосердия, помощи, охраны прав и
интересов несовершеннолетних и их родителей должно сопровождаться
сокращением различного рода служб, особенно в системе МВД, призванных
инспектировать и контролировать семью и детей.
4. Создание материальных, технических и иных условий для систематического
участия каждого несовершеннолетнего в посильном, хорошо оплачиваемом труде.
Необходимо исключить любые формы наказания детей и подростков трудом, а
также привлечение их к тем его видам, которые формируют с раннего возраста
отвращение к труду.
В связи с ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка в Российской
Федерации проводятся законодательные работы, имеющие цель: устранить
противоречия в правовом регулировании Конвенцией и законодательством
Российской Федерации ряда важных юридических институтов, определяющих
статус несовершеннолетних; восполнить существенные пробелы, имеющиеся в
данном правовом статусе, обогатив его регламентацию за счет установленных
данной Конвенцией и неизвестных нашему законодательству юридических прав,
использование которых существенно расширит возможности позитивного
формирования личности несовершеннолетнего (право на выживание и здоровое
развитие, на достаточный уровень жизни и др.).
В связи с практической реализацией в стране концепции судебной реформы
на законодательном уровне в настоящее время прорабатывается вопрос о
создании специализированных судов по делам несовершеннолетних.
Основополагающим принципом их деятельности должно стать положение Конвенции
о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях в отношении
детей следует уделять особое внимание наилучшему обеспечению их интересов.
Предполагается, что эти суды возьмут на себя как рассмотрение гражданских
дел, связанных с воспитанием и содержанием детей (о расторжении брака,
алиментах, лишении родительских прав и т. д.), так и судебное
разбирательство дел о преступлениях и административных правонарушениях
несовершеннолетних, а также дел о преступлениях взрослых лиц, в результате
которых нарушается нормальное развитие и воспитание детей и подростков
(вовлечение их в преступную деятельность, доведение до состояния опьянения
и др.).
Предпринимаются меры и по существенному изменению работы с несовершеннолетними преступниками в условиях воспитательно-трудовых колоний, где они отбывают наказание.
Всего в Российской федерации функционируют 59 воспитательно-трудовых
колоний, расположенных в 47 регионах страны. В 1992 г. в них содержалось
20,5 тыс. осужденных несовершеннолетних, в том числе 1020 девушек.
Отсутствие таких учреждений в 9 республиках и 16 областях Российской
Федерации влечет за собой значительное по численности этапирование
несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы (13 тысяч подростков
ежегодно). Они теряют возможность встречаться с родственниками, обучаться
на родном языке, соблюдать сложившийся уклад жизни, национальные и
религиозные традиции. В настоящее время изыскиваются возможности для
разукрупнения колоний, изменения мест их размещения с тем, чтобы устранить
эти негативные обстоятельства, способствующие рецидиву преступлений.
Разработана и внедряется новая схема функционирования колоний для
несовершеннолетних, которая включает в себя:
- участок для размещения несовершеннолетних на время проведения дознания
и предварительного следствия (следственный изолятор для несовершеннолетних)
в областных, краевых и республиканских центрах;
- собственно воспитательную колонию с регламентированным порядком
изменений условий содержания осужденных в зависимости от поведения и
результатов исправления:
- участок ресоциализации и адаптации к условиям жизни на свободе,
предусматривающий полусвободный режим;
- учебно-производственный комплекс, обеспечивающий общеобразовательное
обучение, профессионально-техническую подготовку и трудовое воспитание;
- психологическую службу, включающую кабинеты социально-педагогической
диагностики, профессиональной ориентации, психологической разгрузки.
Создание таких воспитательных колоний должно способствовать более полному
внедрению в практику основных принципов. мьи закрепленных на международном
уровне в минимальных стандартных правилах обращения с заключенными,
призванных обеспечить необходимые условия для исправления преступников.
-----------------------
[1] Филимонов В.Д. Общественная опасность личности преступника.г.М, 1979.
С. 249, 253.
2Шнейдер М.А. учебник по советскому уголовному праву. М.1950. С. 37
1 Осипов П. П. Теоритические основы построения и применения уголовно –
правовых санкций. Л., 1976. С. 50 – 51.
2 Демидов Ю. А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М.,1975. С.
162.
3 Загородников Н. И. О содержании уголовно-правовых отношений //
государство и право. 1963. N11. С. 86.
1 Лейкина Н. С. Проблемы советского уголовного права в период развернутого
строительства коммунизма. Л.,1963. С. 18.
2 Брайнен Я. М. Уголовная ответственность и ее основание в советском
уголовном праве. М., 1963. С. 25.
1 Огурцов Н. А. Правоотношение и ответственность в советском уголовном
праве. Рязань. 1975. С. 162.
2 Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права. М., 1967. С. 9.
3 Филимонов В. Д. Общественная опасность личности преступника. Томск. 1979.
С. 249.
4 Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968.
С. 31.
1 Тихонов К. Ф. Субъективная сторона преступления. Саратов. 1967.С. 43.
2 Ретюнских И. С. Уголовная ответственность и её реализация. Воронеж. 1983.
С.15.
3 Тихонов К. Ф. Субъективная сторона преступления. Саратов. 1967.-С. 43.
1 Бойков А., Пройченко В. Применение законодательства о освобождении от
уголовной ответственности. Советская юстиция 1986 №7 С. 89
2 Палтсер А.Р. Освобождение от уголовной ответственности по советскому уголовному праву: Автореф. канд. дис. Тарту, 1966. С. 14
1 Там же С.140
2 Дубинскии А.Я. Прекращение уголовного дела на предварительном следствии.
Киев, 1975. С. 87; Клочков В. В. Общественное поручительство: Уголовно-
правовос и уголовно-процессуальное исследование: Автореф. канд. дис. М.,
1962. С. 18.
1 Келина С.Г. Теоретические проблемы освобождения от уголовной
ответственности: Докт. дис. М., 1975. С. 125.
2 Бойков А., Пройченко В. Применение законодательства о освобождении от уголовной ответственности. Советская юстиция 1986 №7 С. 89
3 Степанов В. Г. Передача на поруки в советском уголовном прцессе: Авто.
реф. канд. дис. Л., 1966. С. 15
1 См.: Астемиров З.А. “Уголовная ответственность и наказание
несовершеннолетних”. М., 1970. с.20
1 “Преступность и правонарушения”, Статистический сборник, Махачкала.,
1995, С. 49
1 Орлов В.С. “Административная и уголовная ответственность
несовершеннолетних”. М., 1980. С. 29
1 Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1974, №12
2 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР. М., 1995. С.
148
1 Бюллетень Верховного Суда РД, 1997, №2
2 Там же
1 Бюллетень Верховного Суда РД, 1997, №2
1 См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР
(Российской Федерации) по уголовным делам. - М.: Спарк, 1995. С. 392, 540
1 Практика применения наказания. Архив Избербашского городского суда2000
1 Бюллетень Верховного Суда РФ, 1997, №6. С. 8
1 Информационный справочник ГОВД г.Избербаша1992г.с9
1 Преступность и правонарушение:Стат. Сбор.Прокуратуры г.Избербаша
1992г.c27
1 Информационный справочник прокуратуры г. Избербаш 1995г.c13
[2] Криминология: Учебник /Под ред. Акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е.
Эминова. — М.: Юрист, 1997.
[3] Курс советской криминологии: - М., 1985
[4] Гуров А.И. Профессиональная преступность. - М., 1990.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10