Проблемные вопросы борьбы с мошенничеством в современных условиях
p> 7. Наличие договоров, по которым истекли сроки исполнения, но обязательства не были выполнены.

III. Перечень фактических данных, подтверждающих необоснованные переводы денежных сумм юридическим и частным лицам, не связанным с финансовой деятельностью данной компании.

1. Установление фактических данных о переводах денежных средств юридическим и физическим лицам, не связанным финансовой и коммерческой деятельностью с компанией; установление характера связей руководства компании с этими лицами. (Установление этих обстоятельств необходимо, так как косвенно подтверждает действия руководителей компании, направленные на присвоение средств вкладчиков.)

2. Движение по счетам предприятия (сведения банков).

3. Договоры с другими предприятиями (гражданами).

4. Документы о движении денег (документы предприятия).

5. Черновые журналы, расписки и т. п.

6. Получение больших денежных сумм в подотчет.

7. Оформление фиктивных сделок.

8. Получение денежных средств лицами, не имеющими отношения к данной фирме.

9. Передача недвижимости, прав на долевое участие в строительстве другой фирме. Передача оформлена договорами купли-продажи. Согласно приложениям к договорам купли-продажи оплату следует производить поквартально путем перечисления на расчетный счет инвестиционной компании.
Однако фактически на расчетный счет денежные средства не поступили.

Передача имущества во временное пользование другой фирме. Ни арендная плата, ни имущество обратно не поступили.

Заключение договора о передаче капитальных вложений на строительство жилого дома и перевод денег подрядчику, который от выполнения работ отказывается.

Во всех вышеперечисленных случаях учредителями и работниками инвестиционной компании и второй фирмы являются одни и те же лица либо их родственники. Таким образом, полученные от вкладчиков деньги перекачиваются в другую фирму, а при предъявлении гражданами требований о возврате денег заявляется о несостоятельности инвестиционной компании и в получении денег отказывается.

Выдача бухгалтерией в подотчет работникам компании денежных сумм при наличии задолженности у работников. Непринятие бухгалтерией мер по погашению задолженности.

IV. Документы, которые необходимо собрать и изучить оперработникам аппаратов ЭП в ходе предварительной проверки по делам указанной категории .

1. Учредительные документы (регистрационные документы из администрации города, района и т. п., в том числе устав).

2. Реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих на территории региона (области), формируется региональной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (областного уровня).

Реестр содержит следующую информацию: полное наименование инвестиционного института, почтовый адрес, телефон, телефакс, фамилию, имя, отчество руководителя, номер и дату выдачи лицензии, вид деятельности.

Реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг обновляется ежеквартально. В числе входящих в него организаций имеются: инвестиционные институты, в том числе: финансовые брокеры, инвестиционные консультанты, инвестиционные компании; специализированные инвестиционные 4юнды; страховые компании и их филиалы; негосударственные пенсионные фонды; банки, их представительства и филиалы.

3. Лицензия Центробанка РФ на ведение банковских операций.

4. Финансовые отчеты инвестиционной компании из налоговой инспекции города, района.

5. Документы о движении денежных средств.

6. Заявления граждан о нарушении договорных обязательств.

7. Акт документальной ревизии, в котором должны быть отражены факты нарушения финансовой дисциплины и факт недостачи финансовых средств.

Все вышеуказанные документы необходимо получить на ознакомление в целях сохранения их от уничтожения и (или) внесения изменений, а по возбуждении уголовного дела эти же документы официально изъять из организации по поручению следователя.

В процессе предварительной проверки осуществляются следующие действия: опрос руководителей, главного бухгалтера, работников акционерного общества, производящих денежные расчеты по вкладам граждан, лиц, непосредственно принимающих от граждан денежные вклады; изъятие документов бухгалтерского учета, изобличающих руководство компании в совершении хищения; установление у потерпевших, по какому адресу и кому конкретно они передавали деньги, какие документы получили взамен; приобщение к материалам проверки договоров займа, векселей, операционных книжек потерпевших, рекламных проспектов; оперативные мероприятия по розыску виновных лиц, установлению связей; направление поручения контрольно-ревизионному управлению МФ РФ о проведении ревизии по вопросам финансово-хозяйственной деятельности инвестиционной компании.

V. «Минимум документов», необходимых для передачи оперативными аппаратами ЭП в следственные подразделения для возбуждения уголовного дела по преступлениям, совершенным в сфере инвестиционной деятельности.

1. Учредительные документы.

2. Заявления граждан о нарушении договорных обязательств.

3. Подлинники договоров между компанией и конкретными вкладчиками, копии квитанций и другая документация, которая может быть изъята и приобщена к делу уже после его возбуждения.

4. Акт документальной ревизии, в котором должны быть отражены факты нарушения финансовой дисциплины и факт недостачи финансовых средств. К акту ревизии прилагаются все документы о финансово-хозяйственной деятельности организации (наличие расчетных счетов и движение денежных средств по ним).

5. Акты ревизий с определением суммы невыплаченных денежных средств, технико-экономическое обоснование возврата суммы невыплаченных денежных средств, суммы расхода вложенных денежных средств, суммы полученной прибыли.

6. Сведения о вложениях (инвестициях).

7. Сведения о материальном положении подозреваемых.

8. Объяснения лиц, причастных к делу.

До передачи материалов в следственные подразделения необходимо: установить лиц, незаконно привлекающих денежные средства населения; установить наличие у них транспортных средств, недвижимости, источники финансирования, правовое обоснование нахождения их по фактическому адресу (аренда помещения, приобретение в собственность) ; выяснить источники выплаты дивидендов, имея в виду, что если проценты по вкладам выплачиваются клиентам не из прибыли структуры, а за счет средств других клиентов, то имеет место «пирамида» как способ обмана с целью завладения денежными средствами вкладчиков (инвесторов); провести отслеживание движения денежных средств после их поступления в кассу коммерческой структуры; задокументировать использование денежных средств клиентов в личных целях руководителями структуры или другими лицами; принять меры по недопущению фактов сокрытия денег и ценностей и выезда распорядителей кредитов (руководитель, главный бухгалтер) за пределы края, области с целью уклонения от следствия и суда; в случае приостановления и (или) прекращения коммерческими структурами выполнения обязательств перед клиентами ставить вопрос о производстве ревизии финансово-хозяйственной деятельности.

Вместе с актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности должны быть переданы подлинники документов, являющиеся основным источником доказательств с целью исключения возможности фальсификации и уничтожения заинтересованными лицами указанных документов (платежные документы, приходно-расходные ордера, балансы, договоры, контракты и т. п.), само юридическое дело (запрашивается из банка).

В необходимых случаях должна быть представлена информация о движении денежных средств по текущему расчетному счету и другим счетам предприятия с прилагаемыми платежными документами (поручениями, требованиями и т. п.).
Данная информация в настоящий период времени представляется сотрудниками подразделений ЭП в СУ при возбуждении уголовных дел только с санкции прокурора, поэтому необходимо изыскивать возможность принятия мер оперативно-розыскного характера по сохранению указанных документов. В противном случае злоумышленники осуществляют действия по сокрытию денежных средств, закрытию счетов и самоликвидации предприятий, что влечет в дальнейшем невозможность возмещения ущерба в ходе следствия.

Кроме того, необходимы весь перечень нормативных документов по выдаче кредита, а также распоряжение о выдачах кредитов, соглашения о представлении денежных средств, гарантии, договоры с технико-экономическим обоснованием по использованию кредита и, что крайне важно, проверенные данные фактического использования кредита.

При определении способности фирмы погашать задолженности по договорам важно проверить: имеется ли реальная возможность по предоставлению каких- либо услуг должнику; фактические данные, подтверждающие наличие дополнительных источников дохода руководителей фирмы и самой фирмы либо отсутствие таких данных и таких источников; наличие или отсутствие договоров с другими фирмами на оказание услуг; документы, подтверждающие использование денежных средств в личных целях (договоры на покупку квартир, справка из РЭО ГИБДД о наличии транспортных средств и их приобретении, а также иные документы на приобретение дорогостоящих товаров близкими родственниками либо на приобретение недивжимости).

3. ДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНОГО РАБОТНИКА ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О СОВЕРШЕНИИ

МОШЕННИЧЕСТВА

С этой целью необходимо осуществить следующие действия:

1. Изъять документы, предъявленные мошенниками и явившиеся основанием для получения имущества.

2. Провести учет товарно-материальных ценностей, имеющихся на складе, и изъять документы об отгрузке товаров в адрес мошеннической фирмы.

3. Установить и опросить лиц, рекомендовавших мошенников в качестве добросовестных партнеров, проверявших подлинность представленных ими документов, в том числе удостоверяющих личность обо всех обстоятельствах знакомства, хода переговоров и причин заключения договора на условиях, способствующих хищению.

4. Установить и опросить возможных свидетелей преступления - лиц, отпускавших товар, а также тех, кто мог находиться рядом и реально наблюдать за происходящим. Такими лицами могут быть экспедиторы, водители других предприятий, получавшие грузы одновременно со злоумышленниками, также другие граждане, которые могли присутствовать при получении товара мошенниками. При опросе уделять основное внимание следующим вопросам:

- когда и при каких обстоятельствах получался товар мошенниками;

- какой товар и с каком количестве был вывезен;

- какие предъявлялись при этом документы и кто их проверял; количество лиц, принимавших участие в преступной операции, их приметы, о чей говорили, так как здесь может иметь значение отдельная произнесенная фраза, упомянутая ими и другие данные;

- знаком ли лично кто-либо из опрашиваемых с мошенниками, видел ли их ранее, где, с кем, как часто;

- какая использовалась автомашина для перевозки похищенного груза, ее марка, цвет, номер, приметы водителя. Если установлена использованная злоумышленниками автомашина и управляющий ею водитель, необходимо опросить водителя, особое внимание уделив следующим вопросам:

- в каких отношениях состоит водитель с подозреваемыми в совершении мошеннических действий;

- куда был перевезен похищенный груз;

- как производилась оплата произведенной работы;

-если мошенники водителю не знакомы, выяснить как можно подробнее у него вопросы, касающиеся их примет, содержания разговоров, а так же точного места, в котором злоумышленники покинули автомобиль;

- если не установлен управлявший автомашиной водитель, необходимо провести проверку по базе данных административной практики ГАИ на предмет установления всех лиц, ранее привлекавшихся к ответственности за нарушение правил движения на этом автомобиле.

5. В регистрационном органе установить, юридический адрес предприятия, от имени которого получен похищенный товар.

6.Установить настоящих владельцев документов (паспорта), по которому зарегистрировано предприятие, и опросить- владельца паспорта, выяснив, где, когда, при каких обстоятельствах им был утерян или у него был похищен паспорт, либо кому и по какой причине им был передан.

7.Проверить местонахождение юридического адреса, что знают находящиеся в адресе граждане о зарегистрированном предприятии.

8. Проверить имеющийся в банке расчетный счет на предмет нахождения на нем денежных средств, их поступления и расходования. Опросить работников банка, открывавших счет и производивших возможные финансовые операции о приметах мошенников и других данных, которые могут оказать помощь в установлении личности преступников.

9. Направить сводку-ориентировку в службу криминальной милиции с изложением обстоятельств и способов преступления, примет преступников, реквизитов использованных ими документов, кроткой характеристикой похищенного имущества.

10. Информировать при необходимости госавтоинспекцию, транспортную милицию и таможенные органы об обстоятельствах совершенного преступления с указанием характеристик похищенного имущества для возможного установления и задержания лиц и сопровождаемых ими товарно-материальных ценностей.

11. Принять меры к. выявлению причастных к совершению мошенничества лиц через оперативные возможности в среде их деятельности, а также мест хранения похищенного и его реализации.

12.Направить информацию в базу данных АИПС "Досье-мошенник"''.

13.Запросить информацию в разрешительной системе ОВД о фактах обращения к ним юридических лиц по поводу утраты или кражи принадлежащих им печатей, штампов для проведения сравнительных исследований оттисков с использованными преступниками.

При необходимости с участием свидетелей составить фоторобот не установленных мошенников, что способствовало розыску 3,1% преступников, а также объявить в розыск скрывшегося преступника, что на практике дало 8,2% задержаний.

Документы используемые мошенниками при совершении мошенничества могут быть подлинными, подделанными, сфальсифицированными, подложными или сомнительными.

При направлении такого документа на экспертизу необходимо правильно ставить вопросы, неправильная их постановка в дальнейшем может осложнить раскрытие преступления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика показывает, что целенаправленная работа, основанная на знании оперативными работниками современных способов мошенничества и методики их раскрытия, взаимодействие с другими службами органов внутренних дел, и в первую очередь с аппаратами БЭП, приносит положительные результаты в выявлении и изобличении мошеннических групп.

Создание и использование базы данных АИПС "Досье-мошенник" всеми заинтересованными службами, развитие специализации сотрудников на выявлении и раскрытии мошенничеств как средства повышения эффективности борьбы с этим видом преступлений в условиях роста количества регистрируемых фактов, с одной стороны, и ограниченности кадровых и материально-технических ресурсов
- с другой, и некоторые иные актуальные вопросы борьбы с мошенничеством должны стать предметом рассмотрения на уровне руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Вопросы борьбы с мошенничеством уже переросли рамки любой отдельно взятой службы, они являются общей проблемой для всей системы органов внутренних дел и требуют своего адекватного организационного оформления.

Создание и использование базы данных АИПС "Досье-мошенник" всеми заинтересованными службами, развитие специализации сотрудников на выявлении и раскрытии мошенничеств как средства повышения эффективности борьбы с этим видом преступлений в условиях роста количества регистрируемых фактов, с одной стороны, и ограниченности кадровых и материально-технических ресурсов
- с другой, и некоторые иные актуальные вопросы борьбы с мошенничеством должны стать предметом рассмотрения на уровне руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности » от 12 августа 1995 г.

2. НАСТАВЛЕНИЕ об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел утв. Приказом МВД № 004 1995 г.

3. Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики. – М.,

- Нижний Новгород, - 1995.

4. С.И. Попов, А.Г. Конишев. Мошенничество шагает в ногу со временем.

// Вестник МВД РФ. – 1996. - №6. С. 83.

5. В.В, Гурьев, Г.М. Спирин. Борьба с мошенничеством один из приоритетов. // Вестник МВД РФ. – 1998. - № 4. С. 60.

6. Сазонова Н.И. Выявление правонарушений в инвестиционных фондах и компаниях. // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в регионах

России. – М., - 1997. – с. 26.

7. Демидов Ю.М. Состояние и меры активизации агентурно-оперативной работы в подразделении БЭП. /// ОРР. – 1998. - № 3.

8. Поисковые возможности ОБЭП ОВД. // ОРР. – 1998. - № 3.

9. Проблемы ОРД БЫП. // ОРР. – 1997. - № 4.

10. Новый тип мошенника. // Вестник МВД РФ. – 1996. - № 2.

11. Бородин Е.М, Использование фирм ловушек. // ОРР. – 1997. - № 1.

12. Информационный бюллетень Следственного Комитета РФ. – 1995. - №

4(85).

13. Информационный бюллетень Следственного Комитета РФ. – 1998. - №

2(95).

14. Информационный бюллетень Следственного Комитета РФ. – 1996. - №

3(88).

-----------------------
[1] В.В, Гурьев, Г.М. Спирин. Борьба с мошенничеством один из приоритетов.
// Вестник МВД РФ. – 1998. - № 4. С. 61.

[2] С.И. Попов, А.Г. Конишев. Мошенничество шагает в ногу со временем. //
Вестник МВД РФ. – 1996. - №6. С. 86.

[3] В.В, Гурьев, Г.М. Спирин. Борьба с мошенничеством один из приоритетов.
// Вестник МВД РФ. – 1998. - № 4. С. 64.

[4] Новый тип мошенника. // Вестник МВД РФ. – 1996. - № 2.

[5] Информационный бюллетень Следственного Комитета РФ. – 1996. - № 3(88).

[6] Информационный бюллетень Следственного Комитета РФ. – 1995. - № 4(85).

[7] Сазонова Н.И. Выявление правонарушений в инвестиционных фондах и компаниях. // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в регионах России.
– М., - 1997. – с. 26.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать