Впервые в Советском уголовном праве система наказаний была закреплена в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. которые содержали примерный перечень пятнадцати их видов, к примеру, внушение, выражение общественного порицания, объявление под бойкотом, отрешение от должности, лишение от должности, лишение свободы, расстрел и др.
В последующих кодифицированных нормативных актах (УК РСФСР 1922 г.,
Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик
1958 г., УК РСФСР 1960 г., Основы уголовного законодательства Союза ССР и
союзных республик 1991 г.) система наказаний совершенствовалась,
освобождаясь от излишней громоздкости и классовой направленности
карательных мер.
Ранее действовавший УК РСФСР 1960 г. предусматривал до начала
коренных изменений, происходящий в государстве и обществе, следующую
систему наказаний:
- лишение свободы;
- ссылка;
- высылка;
- исправительные работы без лишения свободы;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- штраф;
- общественное порицание;
- конфискация имущества;
- лишение воинских и других званий, а также орденов и медалей, почетных званий и Почетных грамот.[13]
Виды наказаний, включая общественное порицание, были расположены по степени их тяжести. Последние два вида наказания (конфискация и лишение званий, орденов и т.п.) не могли применяться самостоятельно, поэтому, по существу, в систему наказаний не входили. Не входила в систему также и предусмотренная этим УК высшая мера наказания – смертная казнь.
В последующем эта система претерпела ряд изменений. В УК был включен новый вид наказания – условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Однако практика применения этого наказания показала его недостаточную эффективность. Выявились также и низкая эффективность таких видов наказаний, как высылка и ссылка. В связи с этим названные три вида наказаний из УК 1960 г. были исключены.[14]
По действующему уголовному законодательству (ст. 44 УК) к лицам
совершившим преступления, могут применяться:
- штраф;
- лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничение по военной службы;
- конфискация имущества;
- ограничение свободы;
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.
Правоприменительная практика органов правосудия по реализации уголовной ответственности требует такой системы мер уголовно-правовой ответственности, которая позволяла бы суду избрать наказание, учитывающее все индивидуальные особенности каждого конкретного уголовного дела. Принцип законности, лежащий в основе уголовного права РФ, не позволяет суду выйти за пределы предусмотренного законом перечня видов наказания, как это возможно в странах прецедентного права, где судья может «изобрести» оригинальное наказание.[15]
В учебной литературе под системой наказаний понимается исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести.[16]
Система наказания базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма. В систему не включается такие меры уголовно-правового воздействия, которые причиняют осужденному излишние физические страдания или которые унижают человеческое достоинство. Система наказаний по новому российскому Уголовному праву не знает мучительных калечащих наказаний, известных уголовному праву некоторых государств, в частности, таких, например как телесные наказания, публичная смертная казнь. В системе наказаний по уголовному праву РФ находят свое отражение такие виды наказаний, как, например, исправительные работы без лишения свободы, ограничения свободы которые не известны уголовному праву других государств.[17]
Как уже было отмечено выше, систему наказаний образуют конкретные их
виды, в совокупности составляющие целостное правовое явление. Система
наказаний характеризуется следующими признаками:
- Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом. В соответствии с принципом – nulla poena sine lege ни одно наказание не может определяться произвольно; его вид, размеры, основания и порядок применения могут быть указаны только в законе.
- Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказаний и не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний.
- Наказания, входящие в систему, расположены в определенном порядке, образуя собой «лестницу наказаний». Традиционно все наказания в уголовном праве России располагались по принципу от более строгого к менее строгому. В УК РФ 1996 г. наказания расположены по принципу от более строгого к менее строгому. В УК РФ 1996 г. наказания расположены по принципу от менее строгого к более строгому. По этому же принципу располагаются и в альтернативных санкциях норм Особенной части УК.
- Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на каждый данный момент система наказаний представляет собой завершенное единство. В действующем российском законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в статье 44 УК РФ.[18]
Все выше перечисленные принципы и признаки системы наказаний должны базироваться на философском представлении и системе. В философской литературе под системой принято понимать «Совокупность элементов, в которой все элементы настолько связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиями к другим системам как единое целое». Если оценивать с этих позиций установленный законом перечень видов наказания, то следует признать, что лишь отчасти соответствует отмеченным выше признакам системы. Подобно всем системам, система наказаний характеризуется не только сложностью составляющих ее элементов и определенной целостностью, но и устойчивостью элементов, связей и структурой.
Также с философской точки зрения система наказаний не является абстрактной категорией взято не весь откуда (как например солнечная система), а она является продуктом человеческой деятельности, которая призвана собой регулировать общественные отношения. Проблема «преступление- наказание» существовала всегда, со времен появления человека и сохранялась до наших времен. До сих пор ученые всего мира стараются ее усовершенствовать, тем самым решить проблему преступности, охватившую нашу цивилизацию сетью беззакония.
Рассматривая систему уголовных наказаний как категорию, входящую в
более обширную систему наказаний, являясь ее составной частью, можно
сказать, что она взаимодополняет ее и воздействует друг с другом. Так,
например, нарушение трудового законодательства может повлечь применение и
уголовно-правовых санкций и санкций, предусмотренных кодексом законов о
труде, причем применение дисциплинарных санкций к правонарушителям, как
правило, приводят к распространению более опасных правонарушений и
необходимости применения наказания. Такая же взаимосвязь прослеживается в
сфере регулирования общественного порядка, где административные и уголовно-
правовые меры дополняют друг друга. Эта связь в системе правовых санкций
проявляется даже в одинаковых наказаниях различных правовых мер
ответственности. И административное, и уголовное законодательство знают
такие меры ответственности, как штраф и исправительные работы без лишения
свободы. Увольнение от должности предусмотрено Уголовным кодексом РФ и
Кодексом законов о труде. Будучи подсистемой системы мер юридической
ответственности, система наказаний обладает своими специфическими чертами и
качественного и количественного порядка. Ни в одной подсистеме, кроме
уголовно-правовой, нет столь суровых мер, таких как: смертная казнь,
лишение свободы на длительные сроки. Только применение наказания к
виновному лицу влечет судимость в виде установленных законом
неблагоприятных последствий.
Уголовно-правовые санкции не только отличаются своими специфическими чертами от иных санкций регулирующих общественные отношения граждан, но и своей классификационной характеристикой. Так, учебной литературе в течение длительного времени классификация сводится к выделению абсолютно- определенных санкций.[19]
Назвали мы также альтернативные и кумулятивные санкции.[20]
Кругликов, фактически отмечает отсутствие достаточно обоснованной классификации санкций в теории уголовного права.[21]
Лейст в 1962 году проводит деление их на правовоспитательные и штрафные (карательные).[22]
Новый уголовный кодекс РФ определяет цели наказания в части второй ст.
43: «Наказание применяется в целях восстановления социальной
справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения
новых преступлений.[23]
Формулировка этой статьи существенно отличается от текста ст. 20 УК
РСФСР 1960 г. Во-первых, в ней отсутствует указание на перевоспитание
осужденных как цели наказания.
Во-вторых, в ней отсутствует текст, устанавливающий, что «наказание не
имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого
достоинства».[24] Подробно с целями наказаний и средствами их достижения
можно ознакомиться в работах М.Д. Шаргородского[25], И.И. Карпеца[26],
Беляева Н.А[27], Голубинской С.В.[28] и др.
Система наказаний, как и любая другая система имеет свою структуру и соответственно свои составные части. В теории уголовного права классификация происходит по определенным признакам: по порядку (способу) их назначения; по субъекту, к которому они применяются; по возможности определения срока; по характеру воздействия, оказываемого на осужденного при их применении.