135
45525
24360
18165
135
144
-9
316
135
42660
24510
18150
135
150
317
135
42795
24672
18123
135
162
318
135
42930
24852
18078
135
180
319
135
43065
25056
18009
135
204
320
135
43200
25269
17904
135
240
-105
Из таблицы следует, что предельный доход равен цене одной банки икры при приращении количества реализации в разных размерах (сравним графу 6 и 2). Иными словами, рыночная цена задается рынком (135 тыс. руб. за банку икры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой доход выражается линейным уравнением с нулевым свободным членом и угловым коэффициентом, равным цене одной банки:
Вр=135000q.
Максимальная прибыль получается при объемах реализации около 310 банок. По данным таблицы, она составляет 18255 тыс. руб. при реализации 305 банок.
В интервале 105—315 банок предельная прибыль равна нулю.
При дальнейшем росте объема реализации она становится отрицательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли.
Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в размере 135 тыс. руб./шт. предприятию выгоднее поддерживать реализацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли.
Следует отметить, что на практике при принятии оперативных решений часто недостает всей необходимой информации, поэтому руководителям приходится действовать интуитивно. Для облегчения принятия решений предлагается ряд сценариев взаимосвязей «цена — прибыль» (табл. 3).
Таблица 3 Взаимосвязь «цена — прибыль»
Изменение прибыли
Изменение цены
Повышается
Понижается
1
2
3
Прибыль увеличивается
Рынок нечувствителен к ценам (неэластичный спрос)
Более низкие цены ведут к расширению емкости рынка быстрее, чем падают прибыли
—
Первоначально цена товара была занижена, покупатели могут заплатить больше (товарный дефицит)
Эластичный спрос
—
Производственные мощности ограничены, спрос, заказы превышают возможности предприятия
Первоначально цена товара была завышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширился
—
Более высокие цены делают товар привлекательнее для покупателя
Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем реализационная цена
—
Повышение цен конкурентами в отрасли
Более низкие цены открывают выход на новые рынки
—
—
Уход с рынка ряда конкурентов
Прибыль
уменьшается
Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек)
Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно постоянным (неэластичный спрос)
—
Первоначальные цены были «правильными», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эластичный рынок)
Первоначальные цены были «правильными», после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок)
—
—
Ответное понижение цен конкурентами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей
—
—
Уход с рынка
—
—
Цены были уменьшены исключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке
—
—
Предотвращение внедрения на рынок новых конкурентов*
* Ценообразование и рынок: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992. — С. 204—217.
2.2. Определение величины прибыли и резервов ее роста на основе
использования маржинального дохода и производных от него величин
В практике зарубежных стран с рыночной экономикой широко применяется расчет прибыли и определения влияния различных факторов на ее величину на основе использования маржинального дохода.
В формализованном виде он может быть представлен в виде:
(5)
или
(6)