Правительством РФ одобрена Федеральная целевая программа "Социально- экономическая политика Республики Башкортостан до 2006 г.", которой суждено стать новым этапом развития республики и ее взаимоотношений с федеральным центром. С.П.Ефремов отметил, что успешное выполнение программы зависит от слаженной работы всех звеньев, в том числе и кредитной системы. Согласно программе общая сумма финансирования составляет 172 млрд. рублей, из которых 20% будет выделено из федерального бюджета, 16,5% - из бюджета республики; доля финансирования собственными средствами предприятий и организаций составит 30%, заемными средствами - в объеме более 23%.
Величина необходимых банковских кредитов варьируется по различным
разделам программы. Так, по предприятиям машиностроения, оборонно-
промышленного комплекса, металлургии, связи, лесопромышленного комплекса,
текстильной и медицинской промышленности на кредиты банков приходится свыше
47% от стоимости всех инвестиционных проектов программы.
Однако многие предприятия не имеют достаточных средств на финансирование проектов, для многих нереальны и банковские кредиты. В связи с этим особую важность приобретают условия предоставления кредитов банками.
Основной целью большинства инвестиционных проектов является приобретение нового оборудования, реконструкция и техническое перевооружение предприятий. Срок их окупаемости во многом зависит от специфики предприятия, производственного цикла.
Отрадно, что ряд банков уже участвует в финансировании проектов, подчеркнул С.П.Ефремов. Вырабатывается практика формирования синдицированного обеспечения кредитов группой деловых партнеров, заинтересованных в проекте. При этом некоторые перспективные проекты остаются недофинансированными, несмотря на их несомненную привлекательность и перспективность. Вице-премьер РБ призвал банковские структуры при рассмотрении вопросов финансирования проектов отнестись к ним не только с позиции выгоды для банков, а также банковских инструкций и ограничений, а как к социально значимым проектам.
Директор Федеральной целевой программы социально-экономического развития
Республики Башкортостан Д.В.Шаронов был единодушен с предыдущим докладчиком
и также пригласил кредитные организации к сотрудничеству и диалогу. Он
отметил, что настоящая дирекция создана для координации работы по
выполнению программы. Министерству экономики совместно со всеми
заинтересованными структурами, в большей части кредитными организациями,
предстоят поиски источников и путей финансирования имеющихся проектов.
Успешное завершение программы в 2006 году зависит от слаженной совместной
работы.
С итогами деятельности банковской системы республики за 10 месяцев того
года выступил заместитель Председателя Национального банка Р.Ш.Ганеев В
своем выступлении он отметил, что банковская система республики развивается
в целом позитивно, и основными тенденциями стали существенное увеличение
темпов роста большинства показателей деятельности кредитных организаций по
сравнению с 2001 годом: если за 9 месяцев 2001 года динамика роста не
превышала 20%, то в текущем году - 30-50%; выход всех кредитных организаций
банковского сектора в область финансовой устойчивости, приемлемого уровня
ликвидности; проявление так долго ожидаемого факта все более активного
влияния банков на процессы в реальном секторе экономики. Однако, как
отметил докладчик, есть ряд задач, которые необходимо решить в ближайшее
время. Среди них: проведение банками всестороннего анализа своей
деятельности с учетом новых требований законов, нормативных актов, подходов
Банка России к «чистоте» уставного капитала, прозрачности структуры
собственников и всей деятельности в целом, подготовке к переходу на МСФО;
совершенствование системы управления рисками, внутреннего контроля и в
целом приведение системы корпоративного управления в КО в соответствие с
международными требованиями, отказ от схем искусственного управления
нормативами вместо реального управления ликвидностью; повышение
эффективности деятельности, что потребует реструктуризации технологии
организации банковского бизнеса, исключения неэффективных,
непроизводительных затрат, оптимизации численности и повышения
профессионального уровня банковских специалистов, проведения серьезной
работы по увеличению портфеля работающих активов; необходимо внести
коррективы в бизнес-планы, учитывая, что банкам, находившимся в стагнации,
целесообразно кардинально пересмотреть свое отношение к размерам
банковского бизнеса - без экономии издержек на масштабах будет крайне
трудно удерживать конкурентные позиции.
Также Р.Ш.Ганеев отметил, что заблаговременная подготовка к отчетно-
выборным процедурам по окончании финансового года должна проходить в
контексте стандартов корпоративного управления. При этом необходимо
учитывать изменения в квалификационных требованиях к руководителям
кредитных организаций, членам Совета директоров, длительность процедуры
качественной юридической экспертизы предполагаемых изменений в Устав.
Р.Ш.Ганеев подробно остановился на задаче по выстраиванию нового характера
взаимоотношений Банка России и кредитных организаций. Он отметил, что в
этой связи Национальный банк Республики Башкортостан будет участвовать в
двух экспериментальных проектах Банка России.
В текущем году Банком России определены новые подходы, связанные с
разработкой принципов и форм организации института кураторов кредитных
организаций. В то же время, институт кураторства, который предлагает
внедрить Банк России, в определенной мере используется в Национальном банке
не первый год. Национальный банк подключился к эксперименту Банка России.
Нельзя не отметить имеющуюся проблему непроработанности правовой базы.
Вместе с тем, через практику работы на основе проекта Положения о кураторе,
будут сформулированы предложения по изменению банковского законодательства.
В этой связи Национальный банк разработал и 7 кредитных организаций уже
подписали Соглашение "Об основах организации банковского надзора с участием
кураторов в рамках проведения эксперимента Банка России". Обобщенное мнение
шести оставшихся сводится к просьбе дополнительно разъяснить цели и задачи
заключения Соглашения.
По мнению Р.Ш.Танеева, необходимо, чтобы банки увидели связь между реализацией принципов качественного осуществления надзора оценки их деятельности, общей степенью открытости кредитных организаций и перспективами их участия в системе страхования вкладов, а по сути прохождения процедуры перелицензирования.
Основной целью является разработка принципов и подходов к организации
рискфокусированного надзора, отказ от формального надзора по отклонениям.
Это позволит для кредитных организаций снизить бремя отвлечения финансово
устойчивых, прозрачных кредитных организаций на поднадзорные процедуры, для
Банка России с наибольшим эффектом достичь цели финансовой стабильности
банковской системы. Знание Банка России обо всех существенных аспектах
деятельности банка, в том числе об оптимальности системы управления рисками
позволит выстроить адекватную систему отношений, исключающую неоправданное
формальное надзорное вмешательство.
Национальный банк Республики Башкортостан также приступил к проведению
плотного проекта по расширению сферы практического использования
результатов программы Банка России "Мониторинг предприятий и их спроса на
банковские услуги". Кредитным организациям будет предложено использование
указанных результатов в качестве элемента системы принятия решений по
расширению своего бизнеса. Национальный банк намерен в качестве помощи
кредитным организациям доводить результаты мониторинга предприятий в виде
конъюнктурных обзоров и показателей, характеризующих банковские услуги для
их практического использования в бизнес-планировании.
О роли инновационных технологий в банках выступил федеральный инспектор по
Республике Башкортостан И.А.Огнев, отметив, что таким элементам управления,
как бизнес-планирование и кадровая политика, необходимо обеспечить
пристальное внимание со стороны руководите лей банков. Он заметил, что
банки должны финансировать не только проекты, имеющие прямую финансовую
отдачу, но и проекты, связанные с обеспечением кадровыми ресурсами,
например, образовательные.
О необходимости информационной открытости банков и создания объединенного информационного органа выступил руководитель службы по связям с общественностью Национального банка Ш.А.Аминов. Он предложил руководителям банка принять участие в реализации проекта по созданию информационного вебпортала «Банки Республики Башкортостан», целью которого является более полное информирование общественности о деятельности банковской системы и самих банков республики. Веб-портал должен стать объективным и независимым средством информирования общественности. Он отметил, что за счет консолидированных действий при методологической поддержке со стороны НБ РБ, а также коллективно разработанных правил игры кредитные организации получат возможности существенной экономии на освоение и применение Интернет- технологий в своем бизнесе. Также Ш.А.Аминов пригласил кредитные организации к участию в подготовке материалов для информационно- аналитического бюллетеня «Банки и банковское дело Башкортостана».
В работе совещания принимали участие В.А. Власов, министр экономики
Республики Башкортостан, Р.Р. Урманшина, главный специалист Управления
социально-экономической политики Администрации Президента Республики
Башкортостан, В.А. Петошин, заместитель министра промышленности, внешних
связей и торговли Республики Башкортостан, П.Ф.Иванов, заведующий отделом
Кабинета Министров Республики Башкортостан. А.М.Никишин, начальник отдела
Министерства промышленности, внешних связей и торговли Республики
Башкортостан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Исходя из анализа банковской системы Республики Башкортостан и ее социально-
экономической роли, можно сделать следующие выводы:
. Достаточно развитая банковская система в республике сформировалась к концу 1925 года и состояла в основном из различных кредитных учреждений, созданных на паевых началах.
. Национальный банк Республики Башкортостан является связующим звеном республиканской экономической системы с общероссийской и выполняет двоякую роль. С одной стороны, Национальный банк выступает как проводник денежно-кредитной политики Банка России. С другой стороны, проводя глубокий анализ специфики экономики региона, способствует развитию финансового и нефинансового секторов Республики Башкортостан.
. Правительством РФ одобрена Федеральная целевая программа "Социально- экономическая политика Республики Башкортостан до 2006 г.", которой суждено стать новым этапом развития республики и ее взаимоотношений с федеральным центром. Реализация подобной целевой программы привела к решению проблем в финансовой сфере республики и более активному участию банковской системы в инвестиционных процессах, а также способствовала переходу к устойчивому социально-экономическому развитию сельских населенных пунктов и расширению рынка труда в сельской местности.
. Текущий год характеризуется дальнейшим укреплением доверия к банковскому сектору со стороны кредиторов и вкладчиков, что способствовало росту ресурсной базы кредитных организаций. О восстановлении доверия к банковскому сектору свидетельствует рост доли депозитов физических лиц сроком свыше одного года в совокупных депозитах с 32,5% на 01.07.2002 до
37,8% на 01.07.2003.
. Благоприятная экономическая конъюнктура, улучшение финансового состояния предприятий реального сектора обусловили снижение рисков по активным операциям банков. Основной вклад в рост активов банковского сектора внесло расширение кредитных операций банков.
. У более половины кредитных организаций республики наблюдается рост объемов кредитования населения, что обусловлено ростом реальных денежных доходов граждан. Таким образом, за истекший пятилетний период кредитоспособность граждан повысилась и относительно стабилизировалась.
. Вклады населения постепенно превращаются в довольно устойчивый источник финансовых ресурсов банков. Таким образом, в последние годы наблюдался рост общей доли организованных форм хранения денежных средств населения.
Относительная стабилизация макроэкономической ситуации, невысокий уровень инфляции, рост денежных доходов населения сформировали положительную динамику взаимодействия банковского сектора экономики с сектором "домашних хозяйств" и обеспечили значительный приток денежных средств населения в банковскую систему республики.
. По итогам деятельности за I полугодие 2003 года прибыль получена всеми кредитными организациями и филиалами инорегиональных банков, за исключением одного филиала, убытки которого носят плановый характер.
Совокупная величина финансового результата с начала года составила 832,9 млн. руб. Полностью погашены убытки прошлых лет. К числу финансово стабильных кредитных организаций относятся все 13 действующих кредитных организаций республики. Деятельность банковского сектора республики рентабельна.
. По итогам I полугодия объем ВРП Республики Башкортостан вырос по оценке на 7,8%, несколько опередив темп роста российского ВВП - 7,2%. Объем промышленного производства вырос на 9,3%, производство валовой продукции сельского хозяйства увеличилось на 4,2%. Инфляция в республике росла меньшими темпами, чем по России и по итогам I полугодия составила 6,8% против 7,9% по Российской Федерации.
. Основные показатели, характеризующие обеспеченность экономики республики базовыми банковскими услугами, свидетельствуют о росте масштабов взаимодействия реального и банковского секторов экономики.
. Мероприятия по развитию банковской системы РБ должны включать в себя следующие направления: укрепление доверия к банковской системе; создание благоприятных условий для банковского бизнеса; вступление России во
Всемирную торговую организацию и переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО); поощрение самоорганизации банковского сообщества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Пресса:
1) «Банки и банковское дело Башкортостана» Пресс-служба Национального банка Республики Башкортостан, № 22, декабрь, 2002.
2) «Банки и банковское дело Башкортостана» Пресс-служба Национального банка Республики Башкортостан № 20, октябрь, 2001.
3) «Вестник Национального Банка Республики Башкортостан»
Т. Р. Гизатуллин, Н. А. Хусаинова, № 10(182), 2003.
4) «Вестник Национального Банка Республики Башкортостан» Р. Гакбашев, Г.
Хафизова, № 12(184), 2003.
5) «Вестник Национального Банка Республики Башкортостан» А.А,
Хуснутдинов, В.Г, Ярмухаметов, № 14(186), 2003.
6) «Вестник Национального Банка Республики Башкортостан» И.Н.
Хисматуллин, №13(185), 2003.
7) «Новости Башкирии» Ханиф Муртазин, 2003 г. № 5.
8) «Эксперт» Е. Маковская, №11, 2002.
9) «Деньги и кредит» Банковская система России: состояние и перспективы/
С.М. Борисов, П.А. Коротков №8, 2002.
10) «Банковское дело. Справочное пособие». Под ред. Бабичевой Ю.Н.,
Москва, «Экономика», 2000.
11) «Экономика и Жизнь» Банк России: взгляд в будущее /Т.В. Парамонова,
№9, 2000 г.
12) «Банковское право», Л.Г. Ефимова. Москва, «БЕК», 2000 г.
13) Программа развития банковской системы Республики Башкортостан на период до 2003 г.
Книги:
14) Финансы Республики Башкортостан: Статистический сборник /
Государственный комитет Республики Башкортостан по статистике, Уфа.
Банковская система России / Под ред. А.Г.Грязновой и др. М.: ТОО ДЕКА,
1995.
«Башкортостан. Краткая энциклопедия», гл. ред. Шакуров Р.З., научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.
15) «Банки и банковские операции в России» Ю.М. Букато, В.Г. Львов/
М., изд-во «Финансы и статистика», 2001.
16) Экономика Башкортостана: Учебник для вузов и ссузов /Под общ.ред.
Х.А.Барлыбаева. Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 2003.
-----------------------
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8