Санкт-Петербурга на 2002 – 2004 годы
Валовой региональный продукт
При наметившейся тенденции в экономике, ежегодный рост ВРП до 2004 года прогнозируется на уровне 5-5,8%. Задача прогноза повышения экономического роста в новой экономической ситуации может решаться на основе выявления приоритетных направлений развития (“точек роста”) – потенциально конкурентоспособных отраслей, обладающих перспективой наращивания производства и услуг.
Рост ВРП будет определяться в первую очередь от перспектив развития нижеперечисленных отраслей:
- машиностроение и металлообработка (отрасль обладает значительным технологическим потенциалом, продукция отрасли конкурентоспособна, пользуется спросом внутри страны и за рубежом, может наращивать экспортный потенциал);
- пищевая промышленность (отрасль обладает наиболее современным технологическим потенциалом, продукция данной отрасли конкурентоспособна и имеет устойчивый платежеспособный спрос);
- транспорт (отрасль имеет крайне важное значение для городского хозяйства и всех секторов экономики города, обладает потенциалом исключительно выгодного географического расположения Санкт-
Петербурга);
Промышленность
Санкт-Петербург - второй по значению после Москвы промышленный центр
России. На долю промышленности приходится более трети налоговых поступлений
в бюджетную систему. В этой отрасли занята четверть работающего населения
города.
На результаты работы промышленности в последние годы оказывают наибольшее влияние три отрасли - машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и электроэнергетика. Суммарная доля этих трех отраслей в 2001 году составила около 80% всего объема промышленного производства.
Пищевая промышленность города занимает 37,5% в структуре объема промышленного производства Санкт-Петербурга, машиностроение и металлообработка - свыше 30%. На долю электроэнергетики приходится 10,5% объема промышленного производства города.
За период с 1996 по 2001 год промышленное производство Санкт-
Петербурга увеличилось в 1,4 раза. Индекс промышленного производства в
Санкт-Петербурге в 2000 году по сравнению с 1999 годом составил 126,8%.
За I полугодие 2002 года индекс промышленного производства в Санкт-
Петербурге составил 110,9%. По предварительной оценке к концу 2002 года
этот показатель ожидается на уровне не ниже 110%.
Основные проблемы, влияющие на сдерживание роста промышленного производства в Санкт-Петербурге, следующие:
- недостаточность инвестиций в сферу производства;
- значительный физический и моральный износ основных производственных фондов;
- рост издержек производства, связанный с опережающим ростом цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению с ростом цен производителей промышленной продукции;
- дефицит оборотных средств предприятий;
- дефицит кадров, прежде всего рабочих;
- низкая инновационная активность промышленных предприятий;
- несовершенство налоговой, таможенной политики.
Первоочередными задачами промышленной политики на период до 2004 года являются:
- повышение инновационной активности и опережающее развитие промышленных предприятий высокотехнологичных и экспортно-ориентированных отраслей промышленности;
- привлечение инвестиций в промышленность;
- содействие технологическому перевооружению промышленных предприятий;
- развитие кооперации и специализации производства;
- поддержка процесса реструктуризации и реформирования предприятий формирование на региональном уровне налоговой политики, стимулирующей процесс реформирования промышленных предприятий, повышение эффективности их деятельности;
- формирование на региональном уровне тарифной политики в целях обеспечения координации процессов регулирования цен (тарифов) в важнейших отраслях городского хозяйства;
- повышение эффективности производства через поддержку формирующихся схем импортозамещения, экспортных контрактов и использование других инструментов;
- взаимодействие с федеральными органами власти по вопросам совершенствования таможенной, тарифной и налоговой политики в условиях предстоящего вступления России в ВТО;
- содействие решению кадровой проблемы в промышленности;
- содействие внедрению эффективных методов управления качеством, активизация деятельности промышленных предприятий по повышению качества продукции”.
В прогнозируемом периоде ведущими отраслями промышленности Санкт-
Петербурга останутся машиностроение и металлообработка, пищевая
промышленность.
По прогнозу, в 2002-2004 годах тенденция роста промышленного
производства в Санкт-Петербурге сохранится, в целом за период 2002 - 2004
годы прирост объема промышленного производства составит порядка 14-17% к
уровню 2001 года, в том числе в электроэнергетике – на 4 – 6%,
машиностроении и металлообработке – на 24-29%, пищевой промышленности – на
5- 8%.
Наука и инновационная деятельность
В сфере научно-исследовательской деятельности в Санкт-Петербурге на конец 2000 года было занято 98,4 тыс. человек, из них 79,2 тыс. - это исследователи, выполняющие научные исследования и разработки, остальные - техники и вспомогательный персонал. Среди специалистов, выполняющих научные исследования и разработки 65,4 тыс. имеют высшее образование, 2,8 тыс. - ученую степень доктора, 11 тыс. - кандидата наук. Основная часть специалистов сосредоточена в самостоятельных научно-исследовательских организациях в государственном секторе экономики.
Число организаций в Санкт-Петербурге, выполняющих исследования и разработки на протяжении рассматриваемого периода не претерпело сколько- нибудь существенных изменений, а численность специалистов, выполняющих исследования и разработки, сократилась в 1,5 раза.
Показатели патентно-лицензионной деятельности, используемые в мировой практике при анализе результативности науки, в Санкт-Петербурге, так же как и во всей России имеют тенденцию к снижению. Можно говорить о серьезных проблемах в создании технологических сдвигов, как точки соединения научно- инновационной политики и потребностей структурных изменений. В экономике еще не включен в полной мере механизм вытеснения старых экономических укладов с одновременным опережающим введением новых и перспективных технологий и производств.
Для науки Санкт-Петербурга характерны все проблемы , свойственные для страны в целом: старение кадров специалистов, отток молодежи за рубеж, устаревание материально-технической базы, недостаточная инновационная активность предприятий и др.
При переходе к инновационной экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности через управление интеллектуальной собственностью - особым видом нематериальных активов.
Реализация сценария становления инновационной экономики в Санкт-
Петербурге происходит с учетом реалий современной ступени развития его
экономики. А они таковы, что становится очевидной необходимостью
преодоление неких порогов, достижения определенного уровня инновационности
региона, большей наукоемкости отраслей, повышения степени распространения
высоких технологий в отраслях путем развития сферы науки, наращивания ее
инновационого потенциала, развитие новых форм организации научной
деятельности.
К проблемам, решение которых предлагается осуществить программными методами, отнесены следующие:
. концентрация бюджетных ресурсов на разработку и реализацию важнейших инновационных проектов. В настоящее время выделяемые городом бюджетные ассигнования на развитие науки и технологий распылены по многим НИР без учета приоритетности направлений социально-экономического развития региона и поэтому не создающих нового качества экономики;
. создание условий для масштабного притока внебюджетных средств в процессы реализации важнейших инновационных проектов;
. существенное повышение уровня управления инновационной деятельностью в городе в рамках обязательств и компетентности органов власти субъектов
Федерации.
Информатизация и связь
Санкт-Петербург завершил первый этап перехода к информационному обществу. Этот период характеризовался массовым, стихийным внедрением вычислительной техники, автоматизацией отдельных процессов.
На рубеже веков Санкт-Петербург вступил во второй этап перехода к
информационному обществу – перехода к единому информационному пространству.
Этот этап характеризуется созданием сложных общегородских информационных
систем, интегрированием информационных ресурсов.
Главная цель развития отрасли "Связь и информатизация" на среднесрочный
период до 2004 года – формирование единого информационного пространства
Санкт-Петербурга.
Достижение главной цели предусматривается осуществлять по направлениям:
. совершенствование нормативно-правовой базы и системы государственной политики Санкт-Петербурга в области информатизации и связи;
. обеспечение широкого доступа населения и хозяйствующих субъектов к информационным ресурсам Санкт-Петербурга;
. повышение эффективности информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;
. развитие телекоммуникационной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
. развитие индустрии информационных и телекоммуникационных средств и систем в Санкт-Петербурге;
. внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в экономику Санкт-Петербурга;
. создание автоматизированных систем ведения государственных кадастров и регистров;
. развитие электронной торговли в Санкт-Петербурге;
. поддержка фундаментальных и прикладных исследований в области развития и применения ИКТ;
. развитие единой информационной среды науки и системы непрерывного образования Санкт-Петербурга;
. развитие международного и межрегионального сотрудничества в области разработки и внедрения ИКТ;
. развитие средств массовой информации на основе ИКТ.
Малое предпринимательство
Основная задача государственной политики в сфере малого бизнеса –
создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для малых
предприятий. Реализация общих мер по улучшению хозяйственного климата,
сформулированных в Стратегическом плане Санкт-Петербурга и Программе
экономических и институциональных реформ Санкт-Петербурга, будет
способствовать развитию в том числе и малого предпринимательства (МП).
Однако государственная политика в области малого бизнеса должна исходить из
необходимости дополнительных мер поддержки этого предпринимательского
сектора с учетом его большей “чувствительности” к неблагоприятной рыночной
конъюнктуре, негативным последствиям монополистической деятельности
контрагентов, несовершенным методам государственного регулирования бизнеса.