Петербурге:
. 1992-1994 гг. - быстрое наращивание количества малых предприятий и числа занятых работников;
. 1995-1996 гг. - сохранение роста количества малых предприятий при замедлении темпов роста;
. 1997-2000 гг. - снижение прироста малых предприятий и занятых на них работников.
Проблемы развития МП:
1. Противоречия между федеральными и региональными законодательными и нормативными актами.
2. Недостаточно благоприятная для малого бизнеса налоговая политика.
3. Наличие административных барьеров во взаимодействии субъектов малого предпринимательства с органами власти и управления федерального и местного уровня.
4. Несовершенный механизм сдачи в аренду нежилых помещений, земельных участков. Проблемы размещения и эксплуатации объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
5. Несовершенный механизм финансовой поддержки малого предпринимательства. Постоянный дефицит денежных средств и незаинтересованность банков в кредитовании малых предприятий.
6. Недостаточное информационное обеспечение как барьер для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и как фактор, сдерживающий формирование их активной рыночной ориентации.
Туризм
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших
высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Санкт-
Петербург (по сведениям ООН) в шкале популярности среди крупнейших
международных турцентров занимает восьмое место (опережая Прагу, Вену,
Мюнхен, и т.д.), а его посещает лишь 3,5 миллиона зарубежных туристов
(при количестве желающих его посетить, превышающим 30 млн. человек).
Основные проблемы, препятствующие увеличению потока туристов в Санкт-
Петербург:
. нехватка гостиничных мест (в среднем по Европе этот показатель составляет – 14-18 мест на тысячу жителей, а в Петербурге – 7 мест на тысячу жителей);
. неоптимальное посезонное распределение туристских потоков (большинство международных мероприятий проводится в городе в период “Белых ночей”);
. недостаток в разнообразии туристских продуктов/пакетов, диссонирующий с огромным туристским потенциалом города и его пригородных территорий;
. крайне низкий уровень использования водных ресурсов города в туристских целях;
. нехватка инвестиционно-финансовых ресурсов направляемых на развитие туризма;
. отсутствие надежной и достоверной системы статотчетности;
. потребность в ускоренном развитии объектов индустрии развлечений.
Основные задачи программы связаны с разработкой необходимых рекомендаций для:
- совершенствования нормативно-правовой базы развития туризма;
- создания условий для возрождения традиционных и развития новых видов туризма в городе;
- углубление интеграции города в систему российского и международного рынка туристских услуг;
- стимулирование развития инфраструктуры туризма путем создания благоприятного инвестиционного климата;
- совершенствование системы информационного обеспечения сферы туризма.
С учетом того, что туризм как отрасль городского хозяйства объединяет
как собственно туристско-экскурсионные предприятия, так и предприятия
транспорта, сферы размещения, общепита, развлечений и т.д., в целях
обеспечения комплексного подхода к решению проблемы развития туристской
индустрии необходимо расширить системы приведенных в Целевой программе
“Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2002-2005 гг.” мероприятий путем
включения в ее третий раздел “Развитие туристской индустрии” следующих
поднаправлений: “Развитие объектов размещения”, “Развитие объектов зрелищно-
развлекательной и досуговой индустрии”, “Содействие обустройству территорий
(зон) и отдельных объектов притяжения туристов”.
Теневые ресурсы
На основе проведенных исследований можно указать отдельные составляющие теневой деятельности в экономике Санкт-Петербурга.
Составляющие теневой деятельности Санкт-Петербурга (млн. руб.)
|Показатели |1998 год |Ориентировочный |
| | |прогноз на 2004 год |
|1. Скрытая оплата труда |9097,2 |14198,6 |
|2. Сумма укрываемых налогов по |1349,9 |2989,2 |
|альтернативным формам расчетов | | |
|3. Теневая прибыль |27970,7 |29144,6 |
|4. Экспортная выручка, оставшаяся |15000,0 |35272,4 |
|за рубежом | | |
Каждая из составляющих оказывает определенное влияние на бюджет города.
1. Потери бюджета от скрытой оплаты труда имеют, как минимум, две стороны: первая - это неначисленные налоги на скрытую оплату труда; второе - это сдерживание развития официального сектора в силу того, что население предпочитает обращаться к некоррумпированному производителю в сфере услуг. В этой связи немаловажным фактором сокращения некоррумпированного производства, и, следовательно, увеличения доходов бюджета могло бы явиться улучшение среды официального развития малого предпринимательства.
2. Вывод из "тени" укрываемых налогов по альтернативным формам расчета может явиться прямым доходом бюджета. Для выявления конкретных фактов ущерба по этой статье необходимо повышение эффективности работы налоговой службы по выявлению альтернативных форм расчета и соответствующих сумм недоплаты налогов.
3. Теневая прибыль не может однозначно рассматриваться в качестве негативного элемента, поскольку, как показал проведенный анализ, значительная ее часть расходуется на развитие сферы производства.
Однако, безусловно, бюджет недополучает отчисления от теневой прибыли.
4. Наиболее заметными элементами теневой деятельности в Санкт-
Петербурге являются прочие финансовые потоки, через которые деньги уходят за рубеж, включая экспортную выручку, оставшуюся за рубежом.
Для выявления этих финансовых потоков необходимо усиление работы таможенных служб и налоговой полиции, совершенствование и стабилизация деловой сферы в России, прежде всего, банковской системы.
Инвестиции
Инвестиционный климат в Санкт-Петербурге в последние годы по сравнению с
другими регионами России оставался стабильным. Общий приток инвестиций в
1998, 1999 и 2001гг. в экономику города возрастал.
Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям составили в 2001 году 47,14 млрд. руб. Продолжали увеличиваться инвестиции в отрасли, производящие промышленные товары (электроэнергетика, машиностроение и металлообработка). Почти 50% промышленных инвестиций в последние годы составляли вложения в пищевую промышленность. Значительный удельный вес в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал приходился также на транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и строительство (в 2001 году - соответственно 27,7%; 10,7% и 7,6%).
Основным источником инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий явились привлеченные средства, доля которых в общем объеме инвестиций в 2001 году составила более 57,0%.
В 2001 году поступления иностранных инвестиций составили 1,17 млрд. долл. США, что превысило показатели 1998 года более чем в 2,8 раза. В этот же период отмечается тенденция снижения прямых иностранных инвестиций и значительный рост доли зарубежных торговых кредитов, кредитов международных финансовых организаций. В 2001 году наибольшие объемы иностранных инвестиций направлялись соответственно в пищевую промышленность (54,8% от общего объема иностранных инвестиций), в связь (12,6%), в торговлю, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт (11,2%), в машиностроение и металлообработку (10,0%).
В то же время инвестиционная активность в Санкт-Петербурге недостаточна для замены выбывающих основных фондов и обеспечения устойчивого экономического роста. Отраслевая структура инвестиций не обеспечивает развитие стратегически важных для города отраслей экономики и социальной сферы.
Одной из основных проблем, характерной и для других регионов России остается недостаток инвестиционных финансовых ресурсов.
Сдерживающими факторами в развитии инвестиционной деятельности явилось снижение роли государства в воспроизводственном процессе, отсутствие единой скоординированной и выверенной программы развития региона, тщательно разработанных схем структурного размещения отдельных отраслей на среднесрочную перспективу
Инвестиционный процесс недостаточно поддерживается структурами городской администрации.
Сохраняется сложность и дороговизна процедур согласования, недостатки координации между государственными структурами, чрезмерная централизация регулирования инвестиционной деятельности со стороны федеральных и городских органов власти, высокая побочная инвестиционная нагрузка.
Значительным тормозом в реализации инвестиционных проектов является отсутствие доступной базы данных по объектам промышленной недвижимости, инженерным коммуникациям и пятнам застройки, неразвитость рынков и оценки объектов инвестирования, в том числе вторичного рынка земли, недостаточная проработанность предлагаемых инвесторам проектов.
Рынок ценных бумаг
Администрация Санкт-Петербурга использует рынок ценных бумаг для решения двух основных задач: управление долями государства в уставных капиталах акционерных обществ города и приватизация государственной и муниципальной собственности.
Город недостаточно эффективно управляет принадлежащей ему
собственностью. Бюджетные доходы от такого имущества крайне невелики.
Отсутствует предприватизационная подготовка предприятия, ценные бумаги
зачастую реализуются во вред экономическим интересам города.
Путем использования рынка ценных бумаг могут решаться следующие задачи:
- повышение эффективности управления долями государства в уставных капиталах акционерных обществ города;
- совершенствование процесса приватизации государственной и муниципальной собственности;
- принятие мер, направленных на повышение ликвидности и капитализации предприятий Санкт-Петербурга;
- повышение роли Санкт-Петербурга в процессе привлечения капитала посредством рынка ценных бумаг для предприятий города.
Необходимо провести четкую классификацию акционерных обществ по количественным и качественным показателям с целью определения основных групп находящихся в государственной собственности акций, по отношению к которым, в зависимости от приоритетов государственных и городских интересов, необходимо применять различные механизмы управления.
Решением проблемы управления может стать передача пакетов акций в доверительное управление инвестиционным компаниям. Отбор компаний – доверительных управляющих, можно осуществлять на конкурсной основе по результатам оценки их предложений по управлению пакетами.
В решении задач, направленных на более эффективную приватизацию объектов государственной и муниципальной собственности необходим дифференцированный подход в зависимости от ее потенциальной ликвидности:
- высоколиквидные предприятия должны приватизироваться с учетом соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств, поступающих в бюджет от продажи предприятий, с учетом их реальной ценовой оценки;
- приватизацию низколиквидных предприятий целесообразно проводить, в основном, путем привлечения эффективных собственников.
Бюджетно-финансовая сфера
Доходы бюджета
В изменениях налогового законодательства, регламентирующего сбор налогов в бюджет Санкт-Петербурга на период на 2002-2004 годов существует ряд негативных моментов, затрудняющих обеспечение бюджета города необходимым количеством налоговых доходов:
1. Запланированная отмена налога на пользователей автомобильных дорог с 01.01.03.
2. Запланированная отмена налога с продаж с 01.01.04.
3. Введение в действие с 01.01.02 25 главы НК РФ, регламентирующей новый порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.
Данный порядок позволяет, по экспертным оценкам, более чем в 2 раза снизить объем налогооблагаемой прибыли, а также снижает ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Санкт-
Петербурга.
4. Принятие закона № 57-ФЗ от 29 мая 2002 года, позволяющего налогоплательщику существенно снизить объем прибыли, исчисленной для целей налогообложения.
К позитивным моментам федеральной налоговой реформы можно отнести планирующуюся частичную компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов:
1. Повышение ставок акцизов и направление части доходов от акцизов в бюджеты субъектов РФ.
2. Принятие транспортного налога с предоставлением субъектам РФ права на существенную индексацию ставок.
3. Планирующееся изменение перераспределения ставок налога на прибыль предприятий в пользу бюджетов субъектов РФ.
К существующим проблемам экономического развития Санкт-Петербурга можно отнести следующие:
1. Низкие темпы экономического роста и тенденция их снижения.
2. Конкуренция соседних регионов за инвестиции.
3. Переток инвестиций и инвестиционного капитала в Ленинградскую область, что снижает налогооблагаемую базу.
Оптимизация расходной части бюджета Санкт-Петербурга
Анализ исходной ситуации
За 10 лет рыночных преобразований городская бюджетная система вслед за
экономикой Санкт-Петербурга прошла полный цикл трансформации: от
инерционного развития в 1992-1993 гг. до строительства финансовой пирамиды
бюджетного кризиса в 1994-1996 гг., от антикризисных мероприятий и реформы
бюджетного процесса в 1997-1998 гг. до болезненного приспособления к
изменившейся макроэкономической ситуации в 1999-2000 гг., и, наконец, до
выхода на траекторию устойчивого развития начиная с 2001 года. На каждом из
этих этапов бюджетная политика города следовала определенной стратегии. С
2001 года устойчивый подъем экономики и завершение, в общих чертах,
бюджетной реформы позволили достичь некоторой стабильности в городских
финансах. В предыдущие годы проделана большая работа по созданию
эффективной бюджетной системы города: осуществлен переход к среднесрочному
бюджетному планированию и бездефицитному бюджету, проведена
реструктуризация государственного долга, регламентированы процессы принятия
и исполнения бюджета, создано городское казначейство, консолидированы в
бюджете внебюджетные фонды, положено начало развитию системы межбюджетных
отношений.
В рамках антикризисных мер в 1999-2001 гг. в городе началась работа по инвентаризации и оптимизации сети и штатов учреждений, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга, а также имущественного комплекса города, включающего в себя недвижимость, государственные унитарные предприятия и паи и доли в коммерческих и некоммерческих организациях. При относительной благополучной ситуации с текущим бюджетом, ощущается нехватка инвестиционных средств в рамках бюджета развития.
К основным проблемам оптимизации и экономии расходной части бюджета
Санкт-Петербурга отнесены следующие:
1. Экономия текущих расходных статей бюджета:
. Уточнение состава бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета
Санкт-Петербурга и сети получателей бюджетных дотаций и субсидий;
. Разработка государственных социальных нормативов предоставления государственных услуг;
. Внедрение казначейской системы исполнения бюджета Санкт-Петербурга;
. Совершенствование конкурсных процедур предоставления государственного заказа;
. Аудит естественных и локальных монополистов;
. Замещение бюджетных ресурсов привлечением внебюджетных и частных средств;
. Экономия бюджетных ресурсов не должна противоречить максимальной ориентации бюджетных расходов на приоритетные задачи развития города и повышения уровня жизни населения.
2. Экономия в рамках бюджета развития:
. Соответствие программы капитальных вложений приоритетам социально- экономического развития города.
3. Экономия расходов на обслуживании городского долга:
. Рефинансирование городского долга за счет более дешевых кредитных ресурсов и повышение эффективности их использования.
4. Усиление контрольных и превентивных мероприятий по предотвращению нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.
Заключение
Программа экономического развития на период 2002-2004 годов разработана
с учетом основных положений принятого ранее Стратегического плана Санкт-
Петербурга, а также происходящих в стране и городе изменений и новых задач
органов власти на всех уровнях. В ее основу положены программно-целевой
подход и комплекс конкретных мер (программных мероприятий) по основным
направлениям развития города.
Очень важен следующий шаг - организация работы по выполнению программных мероприятий комитетами Администрации Санкт-Петербурга, являющимися их исполнителями. Необходимо иметь и применить систему методов привлечения негосударственных средств для обеспечения ресурсами программных мероприятий. Среди них - создание условий прозрачности, очевидности выгоды для частных инвесторов. Участие в реализации Программы должно стать престижным и прибыльным делом для коммерческих структур.
Успех Программы будет также зависеть от того, насколько к работе по ее реализации будут привлечены научные и инженерные силы города. Предстоящая задача состоит в объединении ресурсов Администрации Санкт-Петербурга, банковских, промышленных структур, ученых, инженеров в выполнении программных мероприятий. Она может быть решена, если будет показано, в какой мере участие в Программе хозяйствующих субъектов, других ее исполнителей соответствует их интересам.
Необходимо будет задействовать профессиональный, научно-
производственный, интеллектуальный потенциал города в системе выполнения
Программы, достижения ее целей.