Алгоритм расчета объема закупок таков:
Объем закупок = объем использования + запасы на конец периода – запасы на
начало периода (см. Приложение 1, табл. 6).
Бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы (Приложение 1, табл. 7).
6. Бюджет прямых затрат на оплату труда – зависит от вида продукции, трудоемкости изготовления и расценок на оплату труда за один час работы. На предприятиях, где существуют разные формы оплаты труда, выделяют финансовую и сдельную части оплаты труда.
Если к моменту составления бюджета накопилась кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения. График погашения задолженности по заработной плате составляется по тому же принципу, что и график оплаты приобретенных материалов (см. Приложение 1, табл. 8 и табл. 9).
7. Бюджет общепроизводственных накладных расходов – включает все затраты, связанные с производством продукции, за исключением затрат на материалы и прямых затрат на оплату труда (Приложение 1, табл. 10).
Общепроизводственные цеховые расходы включают в себя постоянные и переменные части. Постоянная часть планируется исходя из потребностей производства, переменная – как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих.
Бюджет общепроизводственных накладных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и т.д.
8. Управленческие расходы – это все расходы не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия. Бюджет управленческих расходов включает в себя затраты на содержание управленческих отделов ( отдел кадров, АСУ, юридический отдел, плановый отдел и т.д. ), освещение, отопление офисов, сооружений производственного назначения, услуг связи и т.п. (см. Приложение 1, табл. 11).
Большинство управленческих расходов носит постоянный характер:
переменная часть затрат, если она присутствует, планируется как процент
(например, от объема продаж).
9. Отчет (прогноз) о прибылях и убытках – первый из итоговых документов основного бюджета, показывающий, какой доход должно заработать предприятие и какие затраты понести.
Отчет о прибылях и убытках может быть аналогом Формы № 2 российской
бухгалтерской отчетности. Поскольку Форма № 2 претерпевает изменения, в
Приложении 1 табл. 12 представлено основное содержание прогноза отчета о
прибылях и убытках.
10. Балансовый отчет (прогнозный) показывает, какими средствами финансирования предприятие обладает, как они используются, и характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату.
Инвестиционные проекты (программы) служат основой для прогноза стоимости основных средств.
Для прогноза баланса используется величина нормативных оборотных средств (сырье, материалы, незавершенное производство и запасы готовой продукции) и величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при подготовке соответствующих бюджетов.
Пассивная часть баланса формируется исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.
В первом приближении никаких изменений в постоянном капитале (кредиты банков плюс собственный капитал) не планируется.
Расхождения в прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о недостатке (избытке) финансирования.
Изменение структуры баланса сказывается на итоге денежных средств.
Содержание прогноза актива и пассива баланса представлено в
Приложении 1 табл. 13 и табл. 14.
11. Составление бюджета потока денежных средств – один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании. Основой для его составления служат составленные (ранее изложенные) бюджеты и в первую очередь прогноз объема продаж.
Поступление средств от основной деятельности рассчитывается с учетом изменений в дебиторской задолженности, расходы (оттоки денежных средств) – с учетом изменений в кредиторской задолженности.
Прогноз отчета о движении денежных средств рассчитывается отдельно по видам деятельности (основной, инвестиционной, финансовой). В расчетах может использоваться как прямой метод, так и косвенный метод.
Прямой метод расчета потока денежных средств основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия.
Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах. В Приложении 1 табл. 15 и табл. 16 представлено содержание прогнозов отчетов о движении денежных средств по видам деятельности.
Обычно бюджет потока денежных средств составляется на год или полгода вперед с разбивкой по месяцам. В реальной практике нередки случаи определения понедельных (на неделю вперед) бюджетов потока денежных средств.
1.2.2. Анализ и контроль за выполнением бюджета
Контроль – продолжение планирования, сопровождающее процесс реализации планов. Контроль в экономическом смысле – это наблюдение и управление, но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроль содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению[25]. Задачи контроля состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимых действий (принципиальная схема осуществления контроля в области бюджетирования представлена ниже на рис. 6.).
Контроль – это инструмент для руководства предприятием, охватывающий всю деятельность и обеспечивающий достижение цели, намеченной перспективными планами. Контроль предполагает достаточную, оперативную и надежную информацию об исполнении бюджета предприятия в части как доходов, так и расходов, анализ выявленных отклонений от запланированных показателей.
Контроль за исполнения бюджета предприятия осуществляется посредством сопоставления плановых показателей с фактическими на протяжении всего финансового года и после его завершения. Критерием оценки достигнутых значений показателей являются данные принятого бюджета. Для выявления отклонений фактических показателей от запланированных в бюджете на предприятии осуществляется оперативный и периодический контроль финансово- хозяйственной деятельности.
Оперативный контроль достигается посредством запроса необходимой информации от подразделений предприятия и направлен на скорейшее выявление изменений жизненно важных показателей деятельности предприятия (объем реализации, прибыль).
Рис. 6. Схема осуществления контроля в области бюджетирования[26]
Оперативный контроль осуществляется на основе ежемесячных планов доходов и расходов, которые разрабатываются на основе утвержденного бюджета предприятия на год с конкретизацией основных статей.
В ежемесячном плане доходов и расходов уточняются как доходная, так и
расходная части исходя из информации, поступившей от подразделений
предприятия на последнее число, и устанавливается баланс этих частей.
Методика его формирования аналогична методике формирования бюджета.
Ежемесячный план разрабатывается за 1 – 2 дня до начала планируемого месяца
и утверждается директором предприятия. Утверждение плана доходов и расходов
– основание для осуществления платежей и обязательств для всех служб
предприятия. Ежедневный контроль за исполнением плана доходов – расходов
ведется по данным финансовой службы, представленным в информационном
массиве, посредством которого оперативно доводятся сведения до
руководителей предприятия о фактическом финансовом состоянии на текущую
дату.
В течение месяца отслеживается выполнение плановых заданий (лимитов) по статьям доходов и расходов с расчетом отклонений. При невыполнении доходной части бюджета особое внимание уделяется очередности расходов: своевременному внесению платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, погашению банковских ссуд и процентов по ним, оплате энергоносителей, выплате заработной платы.
Для эффективного управления ежеквартально составляется прогноз выполнения бюджета предприятия, чтобы информировать руководство в течение финансового года о том, какое воздействие на ключевые показатели оказывают последние события, не предусмотренные бюджетом.
При необходимости руководство предприятия принимает решение о корректировке годового бюджета предприятия по статьям в соответствии с создавшейся ситуацией.
Менеджеры предприятия при оценке результатов и совершенствовании
процесса производства используют анализ отклонений фактических результатов
(издержек) от нормативных. Контроль и корректировка исполнения бюджетов
могут осуществляются с использованием методики много уровневого анализа
отклонений. Уровень отражает степень детализации показателей.
Уровень нулевой называют поверхностным (табл. 1). Уровень первый называют углубленным ( табл. 2).
Таблица 1
Анализ отклонений за 2001 г.[27]
|Показатели |Сумма, |Доля, |
| |ден. ед. |% |
|1 |2 |3 |
|Фактическая операционная прибыль |1 400 |1,3 |
|Бюджетная операционная прибыль |112 000 |100 |
|Отклонения от жесткого бюджета |-110 600 |98,7 |
В анализе первого уровня предусматривается использование основного бюджета, т.е. плана, который не предусматривает изменение объема или других условий в плановый период.
В практике используют гибкий бюджет («переменный»), приспособленный к меняющемуся объему.
Таблица 2
Анализ отклонений за 2001 г[28].
|Показатели |Фактически,|Доля, %|Жесткий |Доля, % |Отклонения, |
| | | |бюджет, | |ден. ед. (+,-)|
| |ден. ед. | |ден. ед. | | |
| | | | | |(гр.2-гр.4) |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Объем продаж, |10 000 |---- |12 000 |--- |-2 000 |
|ед | | | | | |
|Выручка |720 000 |100,0 |840 000 |100,0 |-120 000 |
|Переменные |546 600 |75,9 |552 000 |65,7 |-5 400 |
|расходы | | | | | |
|Маржинальный |173 400 |24,1 |288 000 |34,3 |-114 600 |
|доход | | | | | |
|Постоянные |172 000 |23,9 |176 000 |21,0 |-4 000 |
|расходы | | | | | |
|Операционная |1 400 |0,2 |112 000 |13,3 |-110 600 |
|прибыль | | | | | |
|Отклонения от основного бюджета |-110 600 ден. |
| |ед. |
Гибкий бюджет является неотъемлемой частью анализа второго уровня.
Отклонение прибыли распадается на две категории: а) отклонение, вызванное изменением объема продаж, появляется при
составлении основного и гибкого бюджета, цена и удельные переменные расходы
постоянны; б) отклонение от гибкого бюджета появляется при сравнении
фактических данных и гибкого бюджета, берется фактический объем продаж.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12