Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населению.
Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые, коммунальные.
В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товаров) могут быть следующие виды франко:
—франко (до) показывает до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену;
—франко—станция отправления показывает, что транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх цены;
— франко — станция назначения показывает, что в цену товара включены транспортные расходы до выгрузки его из вагона.
Могут быть и другие виды франко: — франко-вагон — станция назначения; — франко-вагон — станция отправления; — франко-вагон — склад поставщика; — франко— склад покупателя.
В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные.
Свободные цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения.
Регулирование цен осуществляется на основе экономических и административных методов.
Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.
Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:
установление фиксированных цен и тарифов; установление предельных цен и тарифов; установление предельных коэффициентов изменении установление предельного уровня рентабельности.
Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.
Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, кефир, творог нежирный, соль. сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, а также основные виды услуг. Объем этих товаров составлял всего 10% в товарообороте страны.
Местным органам власти разрешалось изменять эти коэффициенты.
С марта 1992 года были отпущены цены на многие товары. Регулирование цен в
1992 и 1993 годах осуществлялось на основе предельного уровня
рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к
розничному товарообороту. в оптовой — 3% к оптовому товарообороту, а в
отдельных отраслях промышленности — в пределах 25-50% к затратам.
Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены состоит из следующих
элементов: себестоимость, прибыль предприятия-изготовителя товара, акциз и
НДС (до 1.01.96 г. включался спецналог).
Цены на продукцию и товары, поставляемые через посредников (снабженческо- сбытовые организации, оптовые организации) розничным предприятиям торговли, помимо элементов свободной оптовой (отпускной) цены включают снабженческо- сбытовую, оптовую и торговую надбавки, каждая из которых включает издержки обращения и прибыль соответствующего звена, а торговая надбавка еще и НДС.
Структура свободной цены при поставке товара от производителя непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов: отпускная (оптовая) цена плюс торговая надбавка.
При поставке товара через оптовое звено структура свободной розничной цены принимает такой вид: свободная отпускная цена плюс оптовая надбавка. Это цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей, плюс торговая надбавка.
Если товар в розничную торговлю поступает через посредника (снабженческо- сбытовую организацию), то структура свободной розничной цены будет такой:
свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это будет цена закупки плюс торговая надбавка.
При движении товара в розничную сеть через посредника (снабженческо- сбытовую организацию или оптовую организацию) структура розничной цены будет такой:
свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это цена закупки плюс оптовая надбавка, т. е. цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей. Плюс торговая надбавка.
Снабженческо-сбытовые и оптовые надбавки устанавливаются к свободной отпускной цене без НДС, а торговые надбавки — с НДС.
7 марта 1995 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление
№ 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)», в котором отмечается: «... не применять государственное
регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов
независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной
подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен,
предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен,
предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды
продукции производственно-технического назначения и товары народного
потребления, кроме указанных в этом постановлении».
В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров
народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен
(тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами
исполнительной власти, входят:
газ природный (кроме реализуемого населению и жилищностроительным кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению);
продукция ядерно-топливного назначения; электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; перекачка, перевалка и налив нефти; продукция оборонного значения; драгоценные металлы, драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия;
перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ Российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров
народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен
(тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной
врасти субъектов РФ, включает:
газ — населению и жилищно-строительным кооперативам; электроэнергия и теплоэнергия;
топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги;
услуги систем водоснабжения и канализации; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному
Правительством РФ;
перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;
снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах;
наценки на продукцию (товары), реализуемые в предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
торговые надбавки к ценам на продукты детского питания; перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении по согласованию с МПС, железными дорогами и при условии возмещения убытков за счет местных бюджетов;
перевозки пассажиров и багажа автотранспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси;
перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местных сообщениях и на переправах;
перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах;
услуги, оказываемые предприятиями промышленности, железнодорожным транспортом на подъездных путях.
3.2 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Для решения вопроса об установлении цен необходима информация, которую следует тщательно подвергнуть изучению и анализу. Отдельные данные еще не могут служить информацией, они являются лишь исходным материалом для анализа, в результате которого можно получить необходимую информацию.
Прежде всего фирма должна определить, какую и в каком объеме необходимо собирать информацию. Недостаток информации также как и ее чрезмерность затрудняют решение проблемы.
Обычно информацию собирают по следующим основным направлениям: рынок товара, тип конкуренции, конкуренты, правительственная политика, а также объемные и качественные показатели по производству конкретного товара.
Изучая рынок товара, фирма должна определить потенциальные возможности производства его как на собственных предприятиях, так и на предприятиях конкурентов на обозримую перспективу.
Условный перечень необходимой информации, можно представить по следующим
основным разделам: о товаре и рынке, конкуренции и правительственной
политике, производстве и затратах, выручке от продажи товаров и прибыли.
Информация о товаре и рынке, требования, предъявляемые к товару
покупателями. Новизна и качество товара. Емкость рынка, его сегменты.
Конкуренты. Перспективы роста объема производства товара и его продажи.
Возможности повышения качества товара и его модификации. Динамика цены и ее
восприятие покупателями. Перспектива конъюнктуры на ближайшие несколько лет
и на отдаленную перспективу.
Информация о конкуренции и правительственной политике. Конкурирующие
товары, их доля на рынке. Цены на товары, возможные изменения цен.
Конкурирующие фирмы, их доля на рынке, финансовое положение, данные о
прибылях и убытках. Влияние правительственной политики на рынок.
Информация о производстве и затратах, выручка от продажи товаров и прибыли.
Объемы производства и складских запасов. Соотношение между выручкой,
затратами и прибылью на фирме и у конкурентов. Влияние объемов производства
и запасов на прибыль.
Приведенная схема перечня необходимой информации является условной, и она
должна конкретизироваться в зависимости от вида товара, структуры рынка
и других факторов.
4. СТРАТЕГИЯ ЦЕН В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ
4.1. Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы
В какой бы рыночной позиции ни находилась фирма, она не может позволить себе одного — устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8