Восстановление покупательной способности тарифной заработной платы работников средней, а затем высокой и высшей квалификации — таким представляется следующий важнейший ориентир при решении задачи гальванизации воспроизводственной функции заработной платы. Постановка этого вопроса связана с тем, что ранее практиковавшаяся в нашей стране модель и модель рыночная существенно различаются по роли тарифной системы в организации заработной платы.
В рыночной модели тарифные ставки и должностные оклады представляют собой формы проявления цены рабочей силы. Именно за тарифную ставку (оклад) работник и выполняет свои трудовые обязанности; доля тарифной заработной платы в заработке достигает 95— 100%. В ранее действовавшей у нас модели тарифная оплата играла совершенно иную роль - не столько оплаты за выполнение трудовых обязанностей, сколько гарантированной работнику части заработка при далекой от совершенства организации производства.
Переход в организации заработной платы на рыночные принципы, требует того, чтобы тарифные ставки полностью обеспечивали воспроизводство рабочей силы, а для этого их нужно сначала довести (а смысле покупательной способности) хотя бы до прежнего уровня. В социалистической модели экономики тарифные ставки рабочих средней квалификации (третьего—четвертого разряда) при работе в нормальных условиях труда и при нормальной интенсивности составляли 72—78% потребительской корзины в 140 руб.. соответственно были на 25—35% выше минимальной заработной платы. Тарифные ставки рабочих высшей квалификации (пятого—восьмого разрядов) составляли 85—110% указанной стоимости потребительской корзины, соответственно на 50— 100% превышая минимум заработной платы.
Реконструкция потенциала тарифной системы мыслима лишь в масштабах
экономики в целом, а значит, может быть обеспечена только на основе
централизованных решений, совместно принятых работодателями и работниками
(через своих представителей). Тут требуется целенаправленное и опирающееся
на механизм социального партнерства регулирование изменения размеров выплат
по квалификационным группам в увязке с динамикой минимальной заработной
платы. При этом правительством могли бы быть разработаны рекомендательные
уровни тарифных ставок при одновременном установлении допустимого
«коридора» отклонений от них в большую или меньшую сторону.
Другой назревший шаг в восстановлении покупательной способности тарифной части оплаты труда — переход к регулированию её доли в составе заработка работника во внебюджетном секторе экономики. Данное требование к организации заработной платы может достаточно эффективно реализовываться в различного рода территориальных соглашениях.
Особо значимо восстановление покупательной способности тарифной оплаты для работников бюджетного сектора экономики (за исключением категории государственных служащих, то есть работников государственных органов власти, у которых проблема восстановления покупательной способности заработной платы остро не стоит). Специфика организации оплаты труда работников предприятий и учреждений этого сектора экономики такова, что заработок здесь в основном стоит из тарифной оплаты, которая:
а) изначально намного ниже, чем на предприятиях внебюджетного сектора;
б) обесценивается инфляцией ей гораздо значительнее, чем это происходи во внебюджетном секторе.
При этом большинство бюджетников не могут ответить на падение покупательной способности своего заработка снижением трудовой отдачи; наоборот, нагрузка таких категорий работников, как, например, врачи, учителя и воспитатели детских садов резко возросла, ибо они вынуждены выполнять работу уволившихся коллег, а нередко и искать дополнительные доходные источники чтобы обеспечить жизнь себе и своим семьям (вторичная занятость работников бюджетной сферы достигает 50—60% и выше). В связи с этим приходится признать «ползучий» процесс разрушения всей бюджетной сферы, порождающий деградацию экономики в целом.
Второе из рассматриваемых направлений — содействие государства выполнению заработной платой своей стимулирующей функции. Последняя состоит:
А) в обеспечении необходимой работодателю трудовой отдачи от наемного работника;
Б) в создании определенного стереотипа поведения работников в процессе реализации ими в производственной деятельности своих физических и духовных способностей.
Иными словами, заработная плата в ее стимулирующей функции экономически вынуждает работника к эффективности труда, достаточной для того, чтобы не только покрыть расходы работодателя на оплату наемного труда, но и принести ему определенную прибыль — базу его налоговых выплат на общегосударственные нужды и источник расширения его производства.
В этой связи важно принять во внимание следующие обстоятельства. В рыночной экономике различаются два уровня взаимодействия работников и работодателей:
. на рынке труда, где, как уже отмечалось, выявляется цена рабочей силы
(определяются ставки заработной платы) и заключается коллективный договор
(соглашение);
. внутри предприятия по поводу использования рабочей силы в процессе производства.
Здесь,исходя из ее цены и из необходимых для работодателя, соответственно востребуемых от работника, результатов труда последнего устанавливается взаимосвязь между этими результатами и заработком. Итог взаимодействия в данном аспекте — установление для работников тех или иных систем оплаты, фиксирующих для конкретных рабочих мест, групп, профессий (должностей) и видов деятельности четкие зависимости между оплатой труда и его результатами.
Третье направление состоит в усилении госрегулирования макроэкономических
процессов, прежде всего соотносительной динамики денежной заработной платы
и цен. Анализируя данную линию, важно принять во внимание, что в
большинстве стран с развитой рыночной экономикой при росте цен имеют место
расширение объемов производства и увеличение реальных доходов населения
(реальной заработной платы, реальных пособий, пенсий и т.п.). Денежные
доходы, денежная (номинальная) заработная плата, номинальные пенсии,
пособия и другие социальные выплаты растут в этой связи быстрее, нежели
цены.
Далее, согласно примерам в законодательстве ряда государств, даже при
малейшем (в пределах десятых долей процента) изменении цен включается
механизм индексации заработной платы и других форм доходов населения.
Авторы соответствующих актов, очевидно, исходят из того, что в противном
случае снижение покупательского спроса неизбежно приведет к нереализации
части произведенных товаров и неполучению производителями ожидаемой
прибыли. Да и сами товаропроизводители индексируют денежную заработную
плату и денежные доходы вовсе не в силу своей озабоченности снижением
реальных доходов основной массы населения. Они идут на это, дабы не
пострадали в конечном счете их собственные интересы, понимая, что
индексация денежных доходов является экономической необходимостью,
средством преодоления негативного влияния инфляции на экономику в целом, на
доходы и работников, и работодателей. И именно потому, что пропорция между
динамикой цен и динамикой заработной платы — феномен макроэкономический, ее
госрегулирование, как правило, осуществляется в законодательном порядке. А
вот в настоящее время попытки ввести законодательное регулирование
процессов индексации заработной платы, к сожалению, успехом не увенчались:
в настоящее время предприятия внебюджетного сектора осуществляют эту
индексацию самостоятельно и самыми различными способами.
При разработке нндексационного механизма важно вычленить следующие аспекты
проблемы: как часто стоит проводить индексации и что должно быть их базой.
В мировой практике их частота обычно увязывается с достижением
определенного порога роста цен, причём в развитых странах этот порог
устанавливается на довольно низком уровне: 0,2%, О 1.0. 2.0%. Индексация —
не следствие инфляции, а инструмент её остановки, и чем оперативнее он
задействуется, тем легче против нее бороться. При небольшой инфляции
частные работодатели легче находят средства на ее нейтрализацию, они либо
снижают затраты, либо уменьшают долю своей прибыли. В любом случае их
действия сразу сказываются на экономических процессах — в плане роста
эффективности работы предприятий или перераспределения дохода. Коль скоро
же порог инфляции высок, частным предпринимателям затруднительно принять
ответствующие меры; в результате компенсация если и происходит, то далеко
не полная, а отсюда и сужение покупательского спроса населения и падение
объемов производимой продукции. Низкие индексационные пороги облегчают
ситуацию и в бюджетном секторе. При прочих равных условиях рост цен ведет к
росту отчислений в бюджет — по линии НДС и налоге на прибыль — тех, у кого
выросли цены, то есть большинства предприятий. Если проведена индексация
заработной платы, отчисления увеличиваются и по линии подоходного налога, а
же во внебюджетные фонды. Это и создаёт условия для осуществления
индексации в бюджетном секторе экономики. При высоких индексационных
порогах затруднения, возникающие во внебюджетном секторе, сокращают
поступления в бюджет и во внебюджетные фонды. Если же для покрытия
инфляции в бюджетном секторе приходится прибегать к эмиссии, то чем она
менее масштабна, тем экономике, разумеется, легче к ней приспособиться.
Прояснение вопроса о базе индексации предполагает прежде всего выявление целей последней. Во-первых, рост цен вызывает падение покупательского спроса далеко не всех слоев населения: он затрагивает в первую очередь тех, у кого доходы ограничены. Во-вторых, для экономики опасно не всякое, а лишь массовое падение покупательского спроса, причем прежде всего на товары повседневной необходимости. Поддержке индексацией подлежит, естественно, именно тот покупательский спрос, который существен с точки зрения жизнеобеспечения населения и экономики. Не случайно мировая практика не знает феномена индексации доходов независимо от их уровня. Социальные слои с низкими доходами нуждаются в индексации в большей мере, чем страны с доходами средними и высокими, а людям высшей доходной группы, покупательский спрос которых от уровня цен практически не зависит. компенсация их роста, естественно, вообще не нужна.
Взаимосвязь доходов и макроэкономических показателей.
В макроэкономическом аспекте важно также соблюдение оптимальной структуры валового внутреннего продукта в смысле пропорции его распадения на часть, используемую для оплаты труда и связанных с ней социальных выплат, и часть, распределяемую между работодателем и государством. Известны данные о значительном снижении доли оплаты труда наемных работников в ВВП, причем логично ожидать от работодателей попыток еще в большей мере сократить ее удельный вес в последующие периоды. В этой связи важно подчеркнуть, что государство не в состоянии нормативно задать какое-либо соотношение, определяющее долю оплаты труда в созданном валовом доходе, чистом продукте или в объеме произведенной продукции (в отличие от показателя соотношения темпов роста цен и заработной платы) - слишком много факторов здесь сказывается, включая применяемые средства производства, отраслевую принадлежность предприятий, динамику цен, уровень оплаты труда. Однако соотношение, о котором идет речь, вполне поддастся регулированию в рамках коллективных договоров предприятий, а также — в определенных пределах — в рамках отраслевых соглашений работодателей с профсоюзами (с помощью установления в этих соглашениях конкретных долей оплаты труда в произведенном продукте).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9