В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.
Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевая задача экономического развития принимают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производства создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.
Государственные и отраслевые, и общегосударственные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производственных товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Задача использования ресурсов решается в рамках производственных компаний на основе стратегии планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных программ, проведения научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в приоритетных направлениях НТР.
В рыночной политике большое значение имеют два социальных элемента: индивид (individual) и фирма (firm). Индивиды владеют ресурсами и потребляют продукцию. В то время как фирмы потребляют ресурсы и производят продукцию. Рыночный механизм прямо связан с взаимодействием цены, количества, предложения и спроса на ресурсы и продукцию. Трудовые ресурсы обеспечиваются отдельными дополнительными хозяйствами, если фирма предлагает адекватную оплату в определенном интервале. Фирма устанавливает заработную плату на основе количества трудовых ресурсов, имеющихся в наличие для замены рабочих мест. Ресурсы распределяются в результате постоянного воздействия домашних хозяйств и фирм. А также взаимодействия различных фирм, например, когда ресурсы – входы одной фирмы являются продукцией – входом другой фирмы. Ключевые факторы рыночной экономики включают суверенитет потребителя (consumer sovereignty) и свободу предприятий действовать на рынке. Пока оба элемента свободны в применении решений, взаимодействие спроса и предложения обеспечивает надлежащее распределение ресурсов.
Рыночная экономика показала высокую степень эффективности в большинстве
промышленно развитых стран, особенно в США. Однако даже здесь совершенно
рыночной экономики не существует из-за трех факторов: крупных корпораций
(laige corporations), профсоюзов (labor unions) и правительства
(government). Крупная корпорация может отчасти снизить давление рынка,
регулируя его закупками ресурсов или сбытом продукции. Благодаря большому
размеру фирмы и относительной незначительности каждого отдельного
акционера. Существует довольно большой разрыв между правом собственности и
контролем за принятием решений, которые могут строго или нестрого
мотивироваться рынком. Рост активности в сфере предпринимательства бросил
вызов некоторым установкам крупных фирм и добавил определенный динамизм в
экономику.
Профсоюзы ответили на давление, которое оказывали владельцы и
руководители бизнеса на рынок труда. В частности, они много добились в
отношении заработной платы, дополнительных льгот и выплат, условий труда и
сохранение рабочих мест на рынке труда. Многие профсоюзы контролируют
поступление на работу и ограничивают свободу рабочих в смене профессии в
ответ на изменения спроса и предложения. Политика правительства продолжает
формировать экономику США. Фискально-денежная политика оказывает прямое
воздействие на занятость, производство и потребление товаров и услуг.
(например, военный сектор экономики) и на рост денежной массы в обращении
Государство также вмешивается в свободный товаропоток между странами при
помощи протекционистских механизмов.
В условиях, когда цены на продукты и ресурсы устанавливаются конкурирующими покупателями и продавцами на соответствующих рынках. Каким образом в чисто рыночной экономике решается вопрос о том, какие виды товаров и в каком количестве следует производить? Зная, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод, что производиться будут лишь те товары, производство которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускаться не будут.
Получение отраслью экономической прибыли свидетельствует о том, что эта отрасль представляет, и служит сигналом к ее расширению. Убытки означают, что отрасль неблагополучна, и ведут к сокращению ее товара. Расширение и сокращение производства – это самоограничивающие процессы. Расширение отрасли увеличивает объем рыночного предложения по сравнению с величиной рыночного спроса, а цена продукта при этом снижается до уровня, при котором исчезает экономическая прибыль. По мере сокращения производства отрасли уменьшается рыночное предложение по сравнению с рыночным спросом; возникающее в результате повышение цен продукта ликвидирует убытки и снова обеспечивает отрасли промышленную прибыль, т.е. наблюдается инфляция спроса.
В конкурентной рыночной экономике существует суверенитет потребителя.
Угроза убытков и соблазн получать прибыль заставляют потребителя и
поставщиков ресурсов руководствоваться в своей деятельности требованиями
потребителей.
Конкуренция вынуждает фирмы применять требующую наименьших издержек, а поэтому и экономически самую эффективную, наиболее производительную технологию.
Рыночная система играет двойственную роль в распределении между
домохозяйствами национального продукта. Цены, которые каждое домохозяйство
получает за поставляемые им количества и виды ресурсов, определяют и часть
национального продукта, поступающую в распоряжение каждого домохозяйства.
При существующих вкусах потребителей цены на продукты играют решающую роль
в формировании структуры денежных расходов потребителей. В рамках денежного
дохода каждого домохозяйства потребительские предприятия и относительные
цены товаров определяют распределение национального дохода.
Капиталистическую систему характеризуют частная собственность на ресурсы и свободы индивидов заниматься ими самими избранным видом экономической деятельности в качестве средства повышения своего материального благосостояния.
Личная выгода служит движущей силой такой экономической системы, а
конкуренция выполняет в ней роль регулирующего и контролирующего механизма.
Капиталистическое производство не организуется на основе правительственного
плана, а видит в рыночной системе орудие организации и обеспечения
эффективности периода индивидуальных решений, определяющих, что следует
производить, а также способы производства и распределения продукта.
Правительство играет второстепенную роль и относительно пассивную роль в
экономике.
Специализация и переход технологии, основанные на широком использовании средств производства, представляют собой черты, свойственные всем современным экономическим системам. Деньги, функционирующие в качестве средств обращения, разрешают трудности, связанные с бартерной торговлей, и тем самым позволяют осуществлять более глубокую специализацию как внутри страны, так и международном плане.
Общее представление о функционировании рыночной системы может дать кругооборот дохода.
Денежный доход
РЫНОК (заработная плата, рента, процент)
РЕСУРСОВ
Издержки
Земля, труд, капитал,
Ресурс предпринима- тельская способность
ДОМОХО-
ПРЕДПРИТИЯ ЗЯЙСТВА
Товары Товары и услуги и услуги
Выручка Потребительские от продаж расходы
РЫНОК
ПРОДУКТОВ
Цены, уплачиваемые за использование земли, труда, капитала и предпринимательской способности, устанавливаются на ресурсном рынке, показано в верхней части диаграммы. Здесь предприятия выступают в роли предъявителей спроса, а домохозяйства – в роли агентов предложения. Цены на готовые изделия и услуги формируются на рынке продуктов, показанном в нижней части диаграммы. Здесь уже домохозяйства в качестве предъявителей спроса, а предприятия в роли агентов предложения
Эта упрощенная модель фиксирует продуктивные и ресурсные рынки и демонстрирует важнейшие потоки «доходы – расходы» и потоки «ресурсы – продукция», образующие кровеносную систему рыночной экономики.
5.1. ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ РЫНОЧНОГО
МЕХАНИЗМА
В своем воздействии на политическую систему рынок многогранен и противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль.
Позитивная роль рыночного механизма. Конкурентный рынок выполняет распределительную и стимулирующую функции. Он способствует эффективному распределению ресурсов, направляет их в производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Он стимулирует разработку и внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самым стихийно обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность.
Конкурентный рынок регулирует отраслевую структуру , стимулирует технический прогресс, обеспечивает ресурсоснабжение.
Через спрос — двигатель рыночной экономики конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю. Создает материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. Рынок через общественную значимость производства и товаров, реализует ВНП, освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.
Основанные на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы. Однако возможности рыночного механизма не безграничны.