Экономические системы и их историческое развитие
p> Социально-экономическая дифференциация по размерам личной собственности и уровню получаемых доходов, разделяется, не устранилась. Однако классовые признаки играли не более чем второстепенную роль. Популярные рассуждения о
«новом классе» спровоцированные М. Джиласом (см. Djilas M. The New Class:
An Analysis of the Communist System. London: Tames and Hudson 1957), а поддержанные Восленским, 1985 г., и в нашей стране С. Андреевым в 1988 г., следует считать метафорой, с помощью которой обозначается властная элита, организованная посредством наменклатурной системы. Ключевые позиции в ней занимают политическая и военная элиты, а хозяйственная и культурная элиты – подчиненное место.

Несмотря на сложность своего состава, советская властная элита, при всех перепитиях невидимой борьбы, являла собой артикулированную общность групповых интересов. Остальная часть общества была достаточно аморфна, атомизирована, обращена в совокупность статистических групп. В противовес колсалидированной элите ее вполне справедливо именовали «массами». В составе «масс» были обозначены пунктирные линии, отделяющие так называемый новый средний класс. Его костяк образовывали специалисты с высшим образование. Дипломы освобождали их от тяжелого физического труда, обеспечивали сносный доход и определенный престиж занятий. Советская система, выступив в период своей зрелости, предоставляла многим квалифицированным работникам отдельное жилье, минимальный набор предметов потребления длительного пользования, относительные возможности для профессионального и культурного роста. Отделение «образованных» от «простых людей» воспроизводилось весьма отчетливо, хотя различия между ними по уровню жизненных стандартов были минимальными или просто отсутствовали, проявляясь скорее в условиях труда и опыте жизни.

Советское общество демонстрировало достаточно высокие возможности для вертикальной социальной мобильности: выходцы из рядовых рабочих нередко
«доростали» до генеральных директоров крупных объединений. Но в то же время нельзя назвать «открытым».

Идеи всеобщности труда воплощались в стремление не просто к полной, но и к максимальной законности, когда работу имели не только те, кто хотел трудиться, но и те, кто этого вовсе не желает.

При этом индивидуальная оплата труда в среднем не покрывала стоимости средств хорошей жизни стандартной семьи. А альтернативные источники доходов были сведены к минимуму. В результате доля занятых женщин в народном хозяйстве СССР была чрезвычайно высока, значительна и доля работающих пенсионеров.

В первую очередь поощрялась именно промышленная занятость, невзирая на специфику местных традиций и национальных культур. Стимулировались концентрация и централизация хозяйственной деятельности, доходившие до гигантомании не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, сфере услуг, науке, культуре. Доля малых предприятий в СССР была в десятки раз меньше, чем в развитых странах.

С 1930 г., когда закрылись ворота последней биржи труда, официальная безработица считалась ликвидированной. Это не означало отсутствия скрытой безработицы, связанной с невозможностью найти работу по специальности. Тем более, что при кажущемся дефиците трудовых ресурсов, на предприятиях существовали скрытые излишки рабочей силы (оцененные в 10-15% занятых).
Люди числились в штате и получали зарплату при отсутствии реальной производительной потребности в их трудовых услугах. Существовала и фикционная безработица, вызванная необходимостью смены места работы. По оценкам западных экспертов в СССР в 70-80 г.г. 2,5% (см.: Никифорова А.
Уровень безработицы: как его считать? // Вопросы экономики. – 1993. - №12.
– с.75.). Хотя частые переходы с места на место не поощрялись, а территориальная необходимость рабочей силы успешно тормозилась фактическим отсутствием рынка жилья, паспортным режимом и пропиской.

В сфере занятости проводилась политика по сдерживанию ее нереферентных форм посредством регулирования вторичной, неполной и самостоятельной занятости: вводились ограничения и запреты на совместительство, а также на широкий круг видов индивидуальной трудовой деятельности. К 80-ым годам количество занятых в качестве совместителей и в режиме неполного рабочего времени не выходило за пределы 1-2% (в материальном производстве менее 1%).
(См.: Краева Н.М. Резервы повышения трудовой активности населения (проблемы вторичной занятости). – М.: Экономика, 1983 – с. 41, 76). В качестве идеала
( успешно реализуемого на практике) выступала полная (штатная) занятость работника в одном единственном месте. Именно такая форма занятости обеспечивала наиболее эффективный контроль за трудовой деятельностью и уровнем получаемых доходов.

Государственное регулирование условий труда и его оплаты осуществлялось с помощью единой системы норм, зафиксированной в кодексе законов о труде.

Огосударствление собственности и регламентация условий хозяйственной деятельности выбивали почву у частного предпринимательства.

Значит ли это, что СССР превратился в «хозяйство без предпринимателя»?
Нет, т.е. индустриальное общество немыслимо без организационно- хозяйственных инноваций, как немыслимо оно без экономического роста. Можно разделить несколько специфичных хозяйственных членов, реально исполняющих
«предпринимательскую функцию».

1. Экспериментаторы. Небольшая часть хозяйственных руководителей, которые с санкцией властных органов осуществляют более или менее решительные нововведения.

1. Основная группа хозяйственных руководителей, которую составляют

«вынужденные» предприниматели. Директивные планы, хронически не обеспеченные материальными и людскими ресурсами, заставляли директоров и ведущих специалистов всячески изворачиваться, действовать в обход формальным указаниям.

2. «Теневик». Его деятельность была связана с госсектором, косвенно и прямо зависела от государственных ресурсов.

3. И наиболее «признанный член» – частники

В итоге в советскую эпоху сформировался целый ряд групп полупредпринимателей, которые выполняя необходимую для любого современного хозяйства инновационную функцию, не могли считаться предпринимателями в полном смысле слова.

Основополагающую роль в хозяйственной сфере в принципе должна была бы играть мобилизация материальных интересов. Однако в советской хозяйственной организации принудительные и символические (идеалистические) способы контроля успешно теснили собственно утилитаристские ориентации. Особое место в ней занимало внеэкономическое принуждение. В первые годы советской власти утверждалась политика милитаризации труда, прикрепление работников к предприятиям и к месту жительства, принудительное привлечение к труду под маркой борьбы с «тунеядством». В своем чистом виде внеэкономическое принуждение к труду вылилось в невиданную по масштабам организацию труда заключенных и армейских подразделений. Армия и тюрьма стали важнейшими дисциплинирующими институтами, подготавливающими малоквалифицированное контингенты населения к труду в промышленности и строительстве.

К принудительным механизмам всячески пытались подключить источники морального стимулирования, однако они работали с переменным успехом.
Неопределенные надежды людей на скорое изменение использовались весьма успешно. Нередко удавалось задействовать и мотивы соревновательности. Не отбрасывались и возможности ограниченного материального стимулирования.

Распределение материального вознаграждения опиралось в конечном счета на два основных принципа: дифференциацию по формальным статусам
(должностям, званиям, категориям учреждения) и уравниловку по трудовому вкладу. Обращает на себя внимание характерная для корпоративного устройства широкая распространенность сопутствующих льгот (привилегий), в том числе надежных вознаграждений, привязанных не к количеству и качеству, но к самому месту работы. Эти корпоративные льготы охватывали самые разные стороны жизнеобеспечения работников – получение ведомственного жилья и продовольственных заказов, пользование детскими садами и специальным медицинским обслуживанием, возможности загранпоездок и отдыха в санаториях, предоставление материальной помощи и возможность приобретения продукции собственного предприятия. Льготы были закреплены за штатными работниками и дифференцированы по должностным статусам.

Весь стой государственной жизни был ориентирован на производство.
Города возводились как «спальные районы» при производственных узлах.
Основные научные сил в сосредотачивались в отраслевых институтах. Культура и искусство были перегружены производственной тематикой.

Хозяйство и общество советского типа не оставались неименными в течении семи десятилетий. В их развитии можно выделить, по крайней мере, два крупных этапа, разделом оказалась «Хрущевская оттепель» 1950-х годов. Для первого этапа характерны: значительная централизация властных полномочий в центре и достаточно жестокие административные иерархии; существенно ограниченная самостоятельность отдельных политических, хозяйственных и культурных корпораций: частная дотация, периодические чистки кадров, обеспечивавшие высокую социальную мобильность в верхних слоях общества; удержание низших слоев в подчинении угрозой карательных мер; административное прикрепление рабочих рук к предпринимателям. Учредителям.
Существенных различий в стиле жизни не наблюдалось. Это не только свидетельствовало о бедности и уравнительности, но может быть, даже в большей степени, было результатом полувестного единообразия, дополнявшего строй полувестной дисциплиной. Не допускалось поступление
«неотфильтрованной» информации как извне, так и изнутри страны, это облегчало задачи идеологического манипулирования, рационализации проектов предлагаемого будущего устройства, а также формирования образов врагов, мешающих реализации этих проектов. Отсутствия обратной связи между массами и властями с необходимостью компенсировалось внутренним шпионажем за собственными гражданами.

Второй этап характеризуется общим размещением иерархических порядков.
Бюрократизация эшелонов власти приносила им желанную стабильность.
Вертикальная социальная мобильность принимала более умеренные и более зарегулированные формы. Возросло значение образовательных аттестатов и дипломов. Обладая символической властью зависело все менее от личных и профессиональных качеств, но в большей степени от принадлежности корпорации определенного ранга (крупный завод, передовой совхоз). На втором этапе организационная структура в целом стала более гибкой, а власть – более фрагментарной. Собственность государства постепенно переходила в руки отраслевых корпораций, крупнейших предприятий, отвоевавших у «центра» все больше фактических распределительных функций. Торговля за ресурсы принимала все более открытый характер. Процветали «черные» и «серые» рынки.
Улучшилось положение групп, причастных к распределительным процессам в сферах торговли, снабжения, транспорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать