Экономическое макропланирование

Экономическое макропланирование

смотреть на рефераты похожие на "Экономическое макропланирование"

ПЛАН

1.ПРИМЕНЕНИЕ МАКРОМОДЕЛЕЙ В ИСЛЕДОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ

2

2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАМИРОВАНИЕ И НДЕКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

13

3.ИЗ ПРАКТИКИ ФРАНЦУЗКОГО ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

17

4.ЛИТЕРАТУРА 21

Тема 1

С.Ф. Миксюк

Применение макромоделей в исследовании и прогнозировании экономики

Белорусский экономический журнал. №2, 1998

Переживаемый Республикой Беларусь кризис требует принятия комплексных мер, направленных на его преодоление и системное реформирование экономики. Инструментом такого согласования показателей экономической политики может служить макроэкономическая модель.

В странах с развитой рыночной экономикой большинство среднесрочных макроэкономических моделей базируется на регрессионных методах, которые по своей сути предполагают некоторую неизменность динамики технологических факторов, результатов институциональной деятельности и экономического поведения в сравнении с базовым периодом. Представляется очевидной проблематичность подобного инструментария для моделирования экономики переходного периода, отличающегося нестабильностью экономических процессов. Более того, применение стохастических моделей в переходной экономике затруднено переводом статистики Беларуси на принятую в международной практике систему национальных счетов и в этой связи наличием слишком узкой информационной базы. Последнее делает объясняющую способность модели весьма ограниченной. Необходимо также иметь в виду, что в переходный период не могут быть использованы положения теории рыночной экономики без внесения в нее корректив.
Применительно к модели это касается, прежде всего, выбора факторов, объясняющих поведение экономических показателей.

Указанные выше причины привели нас к мысли о том, что для переходной экономики следует разработать не стохастическую, а детерминированную модель. В неприемлемости стохастической модели для наших условий убеждает также имеющийся у автора отрицательный опыт разработки регрессионных зависимостей показателей внешней торговли. Что касается детерминированных моделей, то основным их недостатком является жесткий характер. Однако он может быть устранен с помощью аппарата имитации с различными сценариями, отражающими альтернативные варианты правительственной политики.

Изложенное выше позволяет заключить, что в условиях переходного периода использование разработанного в странах с развитой рыночной экономикой модельного аппарата является невозможным. То же относится и к моделям централизованной экономики, разработанным в странах бывшего
СССР. Все это предопределило необходимость собственных модельных разработок. Следует отметить, что в республике имеются стандартные модельные разработки Всемирного банка и МВФ, выполненные для стран с переходной экономикой, однако попытки их практического освоения оказались неудачными. Во-первых, потому, что информационное обеспечение этих моделей не учитывает особенностей статистической отчетности
Беларуси. Во-вторых, модели ориентированы на решение внешних для нашей экономики специфических задач.

В этой связи с 1994 г. в НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь началась разработка собственной среднесрочной макроэкономической модели.
Основная цель первого этапа работы — создание комплексной макромодели, позволяющей осуществить прогноз взаимосвязанных потоков материально- вещественных и денежно-финансовых ресурсов в экономике республики. По аналогии с моделью Всемирного банка в основу модели был положен методологический принцип потока финансовых средств, согласно которому доходы одного сектора служат расходами другого. При этом в модели выделены четыре внутренних сектора экономики - домашние хозяйства, нефинансовые предприятия, сектор государственного управления, банковский сектор, а также внешний сектор. В 1996 г. первая версия комплексной модели среднесрочного прогнозирования (на период до 3 лет) прошла практическую апробацию (Миксюк С.Ф. Разработка и использование комплексной макромодели прогнозирования экономики Беларуси в условиях ее рыночной переориентации // Вопросы прогнозирования развития отраслей и сфер народного хозяйства. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1997. — Ред.).
Модель состояла из трех взаимоувязанных блоков: совокупного спроса и предложения, платежного баланса, кредитно-денежного. Она включала 80 уравнений и по своему характеру являлась высокоагрегированной.
Результаты практической апробации модели дают основание сделать следующие выводы.

Модель позволяет осуществлять прогноз не противоречащих друг другу счетов как в разрезе секторов экономики, так и по экономике в целом.
Малая размерность модели, с одной стороны, обеспечивает аналитическую наглядность получаемых результатов, что позволяет оперативно работать с моделью и проводить многовариантные расчеты в ограниченные временные сроки. С другой стороны, высокоагрегированность модели сопряжена с большим количеством допущений, что делает прогноз в значительной степени условным.

С учетом этого в 1996 г. модель получила дальнейшее развитие в направлении детализации показателей налогово-бюджетного сектора. Это потребовало переклассификации статей бюджета и внебюджетных фондов в соответствии с классификацией СНС, отслеживания взаимосвязей государственного, местных бюджетов, внебюджетных фондов, представления доходной части бюджета и внебюджетных фондов в требуемой классификации.

Концепция общей структуры модели

Конечной целью построения модели является разработка инструмента, который позволил бы в зависимости от проводимой экономической политики и развития экономической конъюнктуры осуществлять прогноз комплекса не противоречащих друг другу счетов основных секторов экономики.

Создание модели, способствующей решению данной задачи, требует, с одной стороны, адекватного воспроизведения взаимосвязей макропоказателей; с другой стороны, — введения в модель группы государственных регуляторов (налоги, бюджетные статьи расходов, ставка процента, индекс реальной денежной массы) и адекватного отражения их влияния на макропоказатели. Первое требование в модели удовлетворяется посредством реализации методологии потока финансовых средств (там же).
Что касается второго требования, то его достижение обеспечивается за счет отражения взаимосвязей показателей в методологии СНС, а также за счет отражения прямого влияния регуляторов на поведение экономических субъектов на основе коэффициентов эластичности.

Использование в модели принципа методологии потока финансовых средств автоматически предполагает прогнозирование в разрезе секторов экономики и отслеживание движения потоков между секторами. Каждый сектор имеет информационную базу для прогнозирования финансовых и нефинансовых потоков: сектор госуправления - государственная финансовая статистика; домашние хозяйства - баланс доходов и расходов населения; банковский сектор - денежно-кредитный обзор; внешний сектор - платежный баланс; в целом по экономике - счет национального дохода и продукта. Исключение составляет лишь сектор нефинансовых предприятий, для прогнозирования показателей которого информационная база отсутствует. Поэтому в рамках модели доходы и расходы данного сектора определяются как балансирующие элементы между соответствующими показателями национального дохода и показателями секторов государственного управления и домашних хозяйств.

На рис.1 представлена блок-схема макромодели среднесрочного прогнозирования.
|Блок |Эндогенные переменные |
|производства и |Материальные затраты |
|издержек в |Налогооблагаемые базы: выручка от реализации, |
|текущих ценах |прибыль, затраты на производство продукции, |
| |амортизация основных фондов |
| |Рентабельность |
| |Капвложения за счет собственных средств предприятия|

|Блок |Эндогенные переменные |
|доходов и |Доходы бюджета и внебюджетных фондов |
|расходов |Дефицит бюджета |
|государства |Сбережения и валовые накопления сектора |
| |государственного управления |
| |Социальные выплаты: среднемесячная стипендия одного|
| |студента, среднемесячная пенсия одного пенсионера, |
| |среднемесячное пособие одного безработного |

|Блок |Эндогенные переменные |
|доходов и |Доходы населения |
|расходов |Текущие потребительские расходы |
|населения |Сбережения населения |
| |Валовое накопление населения |
| |Капвложения за счет средств населения |
| |Среднемесячная зарплата одного занятого |

|Блок |Эндогенные переменные |
|национального |Валовой выпуск и валовой внутренний продукт в |
|дохода и |рыночных ценах |
|продукта |Сбережения и валовое накопление сектора |
| |нефинансовых предприятий |
| |Воспроизводственная структура ВВП в разрезе |
| |секторов |
| |Финансовая структура ВВП |

|Блок |Эндогенные переменные |
|платежного |Показатели текущего счета: сальдо торгового |
|баланса |баланса, сальдо нефакторных услуг, сальдо дохода, |
| |сальдо текущих трансфертов |
| |Внешний заем |
| |Внешний долг на конец периода |

|Блок |Эндогенные переменные |
|кредитно-денежн|Чистые внутренние активы в разрезе секторов |
|ого сектора |Широкие деньги в разрезе секторов |


Рис. 1 Блок-схема модели среднесрочного прогнозирования
Блок производства и издержек. В данном блоке рассчитываются со стороны предложения номинальный и реальный ВВП, валовой выпуск по факторной стоимости на основе экспертно заданных темпов роста производства отраслей и индексов цен на продукцию этих отраслей. Работа блока представлена следующими отраслями: промышленность, сельское хозяйство, прочие отрасли материального производства, нематериальные услуги. В данном блоке рассчитываются все налогооблагаемые базы, необходимые для работы очередного блока: выручка от реализации, оплата труда, материальные затраты, амортизация, прибыль от реализации, балансовая прибыль. В блоке отражается влияние динамики ставки косвенных налогов на динамику объема продаж и, как следствие, на величину выручки от реализации.

Налогово-бюджетный блок. Поступления в бюджет и внебюджетные фонды рассчитываются путем умножения величины налогооблагаемых баз на экзогенно задаваемую ставку фактического изъятия. При выборе условно расчетных баз налогообложения мы исходили из следующих соображений: а) условно расчетная база, принятая в модельных расчетах, должна быть максимально приближена к базе, устанавливаемой в законодательном порядке; б) при невозможности установления подобного соответствия приоритет отдается базе, которая в наибольшей степени отражает сферу производства; в) в методологии модельных расчетов не должно быть противоречия при определении налогооблагаемой базы: если показатель является результирующим, он не может выступать в качестве налогооблагаемой базы, поскольку рассчитывается в первом блоке модели.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать