Экономическое макропланирование
p> В модели воспроизводится взаимосвязь бюджета и внебюджетных фондов посредством включения позиции "поступления из бюджета" в статьи внебюджетных фондов. Следует отметить, что в модельных расчетах данная позиция является балансирующей между расходной и доходной частями внебюджетных фондов. Такая методика расчетов предполагает бездефицитность внебюджетных фондов.

В отличие от доходов, возможности прогнозирования государственных расходов на основе обычных экономических соотношений гораздо более ограниченны. Это является следствием политической природы принятия решения по поводу государственных расходов. Методика прогнозирования бюджетных расходов в рамках модели предполагала решение следующих вопросов: классификация расходов, обеспечивающая связь финансовых потоков между бюджетом и остальными секторами, методика прогноза этих расходов.

Требуемая для модельных расчетов классификация бюджетных расходов представлена как сумма текущих и капитальных расходов (рис.2). В свою очередь текущие расходы складываются из текущего государственного потребления (заработная плата, товары и услуги), субсидий, трансфертов, расходов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. К капитальным расходам бюджета относятся капитальные трансферты сектору нефинансовых предприятий, инвестиции госсектора.

В силу политической природы бюджетных расходов их прогнозирование осуществляется на основе экзогенно заданных реальных темпов роста.
Следует отметить, что основная сложность прогнозирования расходов бюджета состоит в формировании его отчетной информационной базы в требуемой классификации. Это потребовало обращения не к агрегированному бюджету, а к его детализированному виду.

Дефицит бюджета рассчитывается как разница доходов и расходов бюджета. Финансирование дефицита бюджета определяется на основе экзогенно задаваемой структуры: внешние источники, внутреннее банковское финансирование, внутреннее небанковское финансирование. Влияние статей бюджета на основные макропоказатели отражено в модели посредством расчета располагаемого секторами дохода и его взаимосвязей.

|Статьи бюджета |

|1. Текущие расходы |

|1.1. Текущее |
|государственное |
|потребление |

|1.1.1. Заработная |
|плата |

|1.1.2. Товары и |
|услуги |

|1.2. Субсидии |
|предприятиям |

|1.3. Рублевое покрытие|
|за перечисление |
|средств в валютные |
|фонды |

|1.4. Трансфертные |
|платежи населению |

|1.4.1. Стипендии |

|1.4.2. Средства в фонд|
|социальной защиты |

|1.4.3. Социальные |
|пособия в натуре |

|1.4.4. Прочие |

|1.5. Расходы по |
|обслуживанию |
|внутреннего долга |

|1.6. Выплаты процентов |
|по внешнему долгу |

Доходы и расходы населения. Данный блок является в целом производным от показателей предыдущих блоков. В нем отражается влияние налогов с населения на располагаемый доход и далее — на конечное потребление домашних хозяйств и инвестиции населения.

В блоке национального дохода и продукта рассчитывается материально- вещественная структура ВВП, финансовая структура, а также сбережения как в целом по экономике Беларуси, так и в разрезе секторов. В блоке реализуются основные балансовые соотношения макроэкономики. Очевидно, что основная часть показателей балансовых соотношений рассчитывается в предыдущих блоках, в этом же определяются лишь балансирующие элементы, по динамике которых можно судить о реалистичности полученных ранее прогнозных показателей. В блоке также отражается влияние прямых налогов с юридических лиц на величину чистой балансовой прибыли и, как следствие, на инвестиции за счет средств предприятий.

В блоке платежного баланса реализовано балансовое соотношение: сальдо счета внешних текущих операций должно компенсироваться за счет либо притока капитала, либо снижения уровня резервов. В качестве балансирующего элемента в соотношении выступает показатель внешних займов. Все остальные показатели указанного балансового соотношения рассчитываются автономно на основе экзогенно задаваемых темпов роста, описывающих динамику внешней конъюнктуры. Исключение составляют экспорт и импорт товаров. Физический индекс роста импорта товаров прогнозируется на основе коэффициента эластичности от ВВП. Импорт товаров в долларовом выражении определяется на основе физического индекса роста импорта и индекса цен на импорт. Экспорт товаров является производным от рассчитанных ранее внешнеторгового сальдо и импорта товаров. Назначение блока заключается не только в том, чтобы отразить взаимодействие секторов экономики, но и в том, чтобы оценить реалистичность прогноза на основе балансирующего показателя "внешние займы".

Блок кредитно-денежного сектора. Реализация данного блока решает, каковы должны быть кредиты секторам, чтобы последние находились в рамках своих бюджетных ограничений. Решение данной задачи требует прогнозирования спроса на денежные активы со стороны секторов. В модели эта задача решается с использованием коэффициентов эластичности: депозиты населения - от реальной ставки процента; депозиты предприятий - от ВВП. Потоки кредитов секторам определяются как балансирующие элементы соотношении, отражающих бюджетные ограничения секторов. Следует отметить, что в этих балансовых соотношениях используются показатели, рассчитанные в предыдущих блоках. В блоке реализуется также соотношение, отражающее баланс банковской системы: изменение совокупной денежной массы совпадает с изменением чистых иностранных активов и чистых внутренних кредитов.

Программное и информационное обеспечение модели

Программное обеспечение модели реализовано средствами ЕХСЕL в диалоговом режиме. Этот выбор обусловлен возможностью обеспечения обработки информации в табличной форме, а также оперативной корректировки формул в случае изменения постановки задач.

Определенные особенности имеет информационное обеспечение модели.
Комплексность модели предполагает привлечение информации из различных счетов экономики - счет национального дохода, бюджетные счета, счет платежного баланса, кредитно-денежные счета. Все они, как правило, сформированы на различной методологической основе, что приводит к расхождениям в отчетных значениях одного и того же показателя. Например, в 1995 г. наибольшие расхождения между бюджетными и национальными счетами отмечались по показателю "пенсии, пособия, стипендии" - до 15% и наименьшие - по показателю "текущее государственное потребление" - 1%.
Расхождения по показателю "сальдо экспорта-импорта" из счета платежного баланса и национального счета в этом же году составили 7%. Расхождения одного и того же показателя из бюджетных и национальных счетов, на наш взгляд, определяются различными принципами их формирования: национальные счета формируются по принципу наращивания, счета государственного сектора - на наличной основе. Расхождения показателей из различных счетов, сформированных в рамках единого принципа (пример с показателем сальдо экспорта-импорта), обусловлены переводом показателей из одних единиц измерения в другие по агрегированному курсу.

Таким образом, при разработке информационного обеспечения модели мы столкнулись с противоречием: с одной стороны, имеет место несогласованность счетов показателей, хотя последние в рамках каждого счета сбалансированы; с другой стороны, основой удовлетворительной работы модели является согласованность различных счетов отчетных данных.
Данное противоречие было разрешено путем установления иерархии счетов.
Опыт работы модели Всемирного банка убеждает, что высший приоритет целесообразно присвоить денежно-кредитным счетам в силу их надежности и своевременности представления. Бюджетные счета занимают в этой иерархии второе место, далее следует платежный баланс и, наконец, счета национального дохода. При формировании модельной информации из двух конфликтующих счетов выбирается показатель того счета, приоритет которого выше. Такая процедура согласования требует некоторой корректировки отчетной информационной базы, критерием которой служит максимальность приближения к отчетной информации более приоритетных счетов. Это предопределяет расхождения по группе отдельных показателей модельной информационной базы и отчетной информации.

Отметим, что обеспечение модели полностью ориентировано на информацию, представленную в официальной отчетности Национального банка,
Министерства финансов, Министерства статистики Республики Беларусь.
Исключение составляет лишь классификация бюджетных счетов. Требуемая для работы модели структура бюджета и внебюджетных фондов приведена выше. В рамках информационного обеспечения модели совместно с работниками
Министерства финансов была разработана методика перехода от первичной информации детализированного бюджета к требуемой классификации.

Результаты практической апробации модели

С целью оценки адекватности модели проведены расчеты на отчетный
1995 г. При этом входная информация модели определялась на основе отчета за 1995 г. Первая итерация расчетов дала существенные расхождения модельных и отчетных данных по показателям наиболее приоритетного кредитно-денежного счета: чистые кредиты государству, кредиты населению, кредиты предприятиям, т.е. именно по тем показателям, отчетность которых наиболее надежна. Расхождения же модельных и отчетных показателей других счетов оказались незначительными. Ситуация повторилась и по данным 1996 г. В контексте изложенного, а также на основании данных качественного анализа мы полагаем, что в экономике Беларуси имеются не отражаемые в официальной отчетности потоки между нефинансовыми предприятиями и населением, характеризующие интенсивность перекачки финансовых средств предприятий в сектор населения в виде капитальных трансфертов. По модельным оценкам, интенсивность такого потока в 1995 г. составляла около 550 млн. долл. США, в 1996 г. - около 1000 млн. Частично разницу модельных и отчетных значений в разрезе сектора домашних хозяйств можно объяснить влиянием такого ранее неучтенного нами фактора, как склонность населения хранить сбережения в виде валюты на руках. Модельные расчеты позволяют оценить уровень прироста подобных сбережений в 1995 г. в размере 55 млн. долл., в 1996 г. - 75 млн. долл. В модификации первоначального варианта модели в балансовых соотношениях, отражающих бюджетные ограничения секторов, были дополнительно учтены указанные потоки.

Сравнение отчетных данных и данных уточненного варианта модели свидетельствует о наиболее существенных расхождениях по счету платежного баланса: торговый баланс, внешние займы, изменение чистых иностранных активов. При этом максимальные расхождения не превышают 10%. По данным анализа, основные причины расхождения обусловлены допущениями модели о равномерной динамике изменения обменного курса в течение года и о совпадении чистых иностранных активов и резервных активов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать