Где Ут.з. – уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ – товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);
Т/Ободн – однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);
Т/Об – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
Т – количество дней в анализируемом периоде.
Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватает этого запаса. Анализ уровня товарных запасов отражен в таблице 3.4.
Как видно из таблицы 3.4:
- уровень товарных запасов в 2004 году по хлебобулочным изделиям упал на 8,43
- по кондитерским – упал на 8,34
- по бакалейным – на 8,76
- по молочным и жировым – на 5,9
- по мясным – на 0,38
- безалкогольным – на 9,24
- консервам – вырос на 61,98
- в целом – упал на 54,06
Таблица 3.4
Анализ уровня товарных запасов
Группы товаров
Товарооборот, тыс. руб.
Средние товарные запасы, тыс. руб.
Уровень товарных запасов, %
Динамика уровня, %
2003
2004
2003
2004
2003
2004
Хлебобулочные
492,845
504,433
0,7
0,6
51,84
43,42
-8,43
Кондитерские
528,049
540,464
1
0,9
69,12
60,78
-8,34
Бакалейные
598,455
612,526
2
1,9
121,98
113,22
-8,76
Молочные и жировые
704,065
720,619
0,7
0,6
36,29
30,39
-5,90
Мясные
668,862
684,588
0,3
0,3
16,37
16,00
-0,38
Безалкогольные
422,439
432,371
0,4
0,3
34,56
25,33
-9,24
Консервы
105,61
108,093
0,7
0,9
241,93
303,91
61,98
Итого
3520,324
3603,093
5,8
5,5
60,14
6,08
-54,06
Классификация запасов по товарным группам позволяет охарактеризовать их состав, служит основой для анализа степени обеспечения ими товарооборота.
Из продовольственных товаров магазина «Кинескоп» выделены товарные группы: хлебобулочные товары, кондитерские товары, бакалейные товары, молочные и жировые товары, мясные товары, безалкогольные товары, алкогольные товары, консервы мясные, рыбные, овощные. Почти все товары предназначены для нужд текущей реализации в ближайшем периоде, они постоянно обновляются регулярно, пополняются и расходуются.
3.2. Диагностика запасов предприятия методами корреляционно- регрессионного анализа
В рамках данного параграфа проводим корреляционно- регрессионный анализ применительно к ООО «Кинескоп» на примере товара - булочки.
Данные о цене товара и товарных запасов в среднем за сутки в одном из географических сегментов рынка приведены в таблице 3.5
Таблица 3.5
Данные о цене и объеме проданных товаров в среднем за сутки в 2004 году в ООО «Кинескоп»
Цена товара, тыс. руб. (х)
3,00
3,05
3,10
3,15
3,20
3,25
3,30
3,35
3,40
3,45
3,50
Товарные запасы
(у)
48
46
41
39
36
31
27
26
24
26
22
Необходимо:
1) проанализировать существующую зависимость между товарными запасами и уровнем его цены;
2) определить тесноту связи между ценой и товарными запасами.
На основании данных таблицы графически изобразим зависимость товарных запасов и ценой товара на рисунке 3.1.
Рис. 3.1. Графическая взаимосвязь между ценой товара и товарными запасами
Рисунок 3.1 показывает, что для зависимости между ценой продажи товара и объемами продажи может быть использовано уравнение прямой линии:
у(х) = а0 + а1 х, (3.8)
Для расчета значений а0 и а1 составим вспомогательную таблицу 3.6
Таблица 3.6
Вспомогательная таблица для расчета значений а0 и а1
№ п/п
Цена единицы товара, тыс. руб. (х)
Товарные запасы
(у)
ху
х2
у2
у(х)
1
3,0
48
144
9
2304
47,5
2
3,05
46
140
9,3
2116
44,1
3
3,1
41
127
9,6
1681
40,7
4
3,15
39
123
9,9
1521
37,3
5
3,2
36
115
10,2
1296
33,9
6
3,25
31
101
1,5
961
30,5
7
3,3
27
89,1
10,8
729
27,1
8
3,35
26
87,1
11,2
676
23,7
9
3,4
24
81,6
11,5
576
20,3
10
3,45
26
89,7
11,9
676
16,9
11
3,5
22
77
12.2
484
13,5
итого
35,75
366
1175
116,4
13020
среднее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11