Формирование и развитие оптового продовольственного рынка в республике Мордовия
p> 2.2.Формирование элементов инфраструктуры ОПР

Внутренняя организационная структура оптового продовольственного рынка формируется под влиянием двух основных факторов: избранной организационно- правовой формы функционирования оптового рынка; особенности формирования на рынке инфраструктуры, обслуживающей оптовые торги.

Инфраструктура ОПР – это совокупность субъектов материального, технологического, организационного, информационного, правового, социального характера, обеспечивающих бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность производственного процесса.

Наличие разветвленной инфраструктуры ОПР способствует расширению спектра разнообразных услуг. Услуги могут предоставляться специализированными организациями, аккредитованными на рынке или собственными структурными подразделениями рынка.

Услуги ОПР можно классифицировать на:

- услуги общего характера;

- услуги, предоставляемые структурными подразделениями рынка;

- услуги, предоставляемые специализированными предприятиями.

Классификация эта чисто условная – многие услуги специализированных предприятий могут выполняться структурными подразделениями и наоборот.

Предполагается, что первые две группы услуг осуществляют хозрасчетные структурные подразделения ОПР. Третью группу услуг осуществляют независимые, специализирующиеся на тех или иных услугах организации, аккредитованные на ОПР.

Услуги общего характера

1. Ориентирование покупателей и других пользователей: а) бюро информации; б) план расположения торговых секций, холодильных установок, служебных, бытовых помещений (стенд, проспект, буклет); в) указатели.

2. Режим, принципы работы рынка (стенд, проспект, буклет).

3. Техническая характеристика погрузочно-разгрузочных комплексов
(стенд, проспект, буклет).

4. Правила санитарно-эпидемиологического контроля (стенд, проспект, буклет).

5. Маркетинговый центр. Информационно-аналитические услуги (мониторинг цен, товаров, ежемесячные аналитические обзоры, проспекты и электронное табло т.д.);

6. Бизнес-центр (телефон, факс, другие средства связи и бизнес- услуги).

7. . Юридический центр.

8.Учебный центр. Обучение пользованием холодильными установками, торговым оборудованием, подготовкой специалистов различного профиля для работы на ОПР;

9. Тепло-, электро-, водоснабжение и канализация.

10. Услуги по дезинфекции помещений и уничтожению грызунов.

11.Противопожарная безопасность.

12.Охрана безопасность комплекса ОПР, включая производственные, складские и другие помещения, автостоянки и т.д.;

14.Въезд - выезд через терминалы.

14.Мойка машин на въезде.

15.Медпункт.

16.Аптека.

17.Кафе, бар.

18.Магазин по обслуживанию физических лиц.

19.Гостиница.

Услуги, предоставляемые структурными подразделениями рынка.

1. Складирование и хранение товара (в том числе в холодильных установках).

2. Предпродажная обработка (сортировка, расфасовка, маркировка).

3. Тара и упаковка.

4. Предоставление льда.

5. Предоставление витрин в аренду и другого товарного оборудования.

6. Предоставление помещений в аренду.

7. Предоставление технологического, весового и подъемно-транспортного оборудования в аренду или для разового использования.

8. Уборка помещений и территории рынка, вывоз и утилизация отходов.

Услуги, предоставляемые специализированными предприятиями, аккредитованными на рынке.

1. Услуги банковских учреждений (системы взаиморасчетов).

2. Услуги страховой компании.

3. Услуги транспортных организаций.

4. Таможенные услуги.

5. Охранные услуги.

6. Санитарно-эпидемиологический контроль (обязателен для всех торгующих объектов рынка).

7. Стандартизация и сертификация (обязателен для всех торгующих объектов рынка).

Говоря об услугах рынка, необходимо остановиться на некоторых элементах его инфраструктуры.

Банковские услуги.

Расчет за товары, приобретенные на оптовом рынке, осуществляется при посредстве банковских учреждений, обслуживающих оптовый рынок.

ОПР - это по сути финансовый центр, и работать здесь для любого банка очень прибыльно и престижно.

Например, на Волгоградском ОПР дневной оборот составляет 10 млрд. рублей, и ежедневно торгуют 220 оптовиков, которые аккредитованы на рынке, это, как правило, солидные организации. Кроме того, при большом дефиците оборотных средств оптовики так или иначе будут брать кредиты, которые, кстати, обеспечены товарными запасами на складах ОПР, а это практически
100%-ая возвратность кредита. Если же на ОПР будут осуществляться экспортно- импортные сделки, то у банка появится возможность открывать валютные счета, и т.д.

Банк выполняет следующие обязательные услуги:

1.Открывает счета участников торгов.

2. Производит взаиморасчеты продавцов и покупателей.

3. Открывает кредитные линии для пользователей ОПР.

4. Предоставляет банковские гарантии.

5. Организует кассово-расчетные центры в торговых павильонах оптового рынка.

6.Организует строительство и оборудование банковских помещений.

7. Обеспечивает охрану собственных помещений и имущества.

8. Открывает кредитную линию для развития ОПР.

Услуги страховой компании

Торговля скоропортящейся продукцией наиболее рисковый вид деятельности. Оптовики подвержены нескольким видам риска:

- невостребованность продуктов питания в случае низкого качества и брака;

- риски неисполнения договоров поставки, купли-продажи, аренды;

- риски усиления конкуренции, в случае появления на ОПР большого количества оптовиков, торгующих однотипной продукцией;

- риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

- риски потери имущества, в результате стихийного бедствия, кражи, аварийных ситуаций, во время транспортировки, складирования, неправомерных действий местных органов власти.

Снизить уровень перечисленных рисков в первую очередь можно с помощью страхования отдельных видов имущества оптовиков, страхования сделок и других видов страхования.

Для покупателей эффективна форма обязательного страхования покупателей. При этом создается финансовый фонд и инструмент, при котором ущерб, нанесенный третьей стороной, компенсируется страховой компанией.
Например, если покупатель во время пребывания на рынке понес материальный ущерб за счет кражи, порчи транспортного средства или нанес непреднамеренно вред зданиям или сооружениям, то убытки потерпевшей стороны выполняются за счет страховой компании.

Разработан “Временный порядок организации страхового сопровождения деятельности ОПР” , которое предусматривает включение страхования в комплекс услуг для участников ОПР и защиту имущественных интересов организаторов ОПР через страховую компанию.

Таможенные услуги

ОПР предполагает поддержание большого ассортимента продукции, в том числе и продукции, поступающей по импорту.

Скоропортящаяся продукция по импорту в течение всего года предполагает необходимость быстрого процесса растаможивания продукции для скорейшей ее реализации.

В этой связи, сама концепция торгового города, каковым является оптовый продовольственный рынок, предполагает наличие на его территории всего спектра услуг, где важнейшее место занимают таможенные посты и таможенные терминалы.

Опыт работы Волгоградского рынка показывает, что работа таможенного терминала является крайне эффективной и удобной не только для пользователей оптового рынка, но экономически привлекательна и для таможенных служб.

Охранные услуги

Учитывая опыт зарубежных стран, безопасность функционирования ОПР - важнейшая услуга, стабилизирующая работу всех экономических субъектов, дислоцированных на территории рынка.

Стратегическая значимость оптового рынка как объекта предопределяет и особое требование, включающее: криминальное, пожарную, санитарную, эпидемиологическую безопасность.

Статус оптового рынка определяет необходимость участия соответствующих государственных служб. Для обеспечения комплекса мер по функционированию
ОПР в стабильном режиме дирекция совместно с соответствующими подразделениями администраций городов аккредитуют на объекте милицию, санитарные, ветеринарные службы. Кроме того, на оптовом рынке могут работать по договору привлеченные по согласованию с местными властями специальные подразделения как государственные, так и имеющие лицензионное право осуществлять охрану. Очень важно учитывая значимость ОПР как регионального центра распределения продовольствия, весь спектр безопасности функционирования рынка осуществлять в контакте с местными органами власти.

Транспортно-экспедиционные услуги

Одной из причин низкой конкурентоспобособности товаров, произведенных в России и других странах СНГ, являются большие затраты на транспортно- экспедиционное обеспечение торговых сделок, величина которых в два-три раза превышает уровень развитых стран. Это объясняется как технологическими недостатками самих транспортных средств, так и глубоким организационным кризисом, сложившимся в транспортной отрасли.

Раньше основными показателями работы транспортных организаций являлись объемы перевозок и грузооборот, сейчас оценка работы транспортных организаций изменилась. Качество транспортных услуг подразумевает следующее: а) ее покупательскую способность, то есть тариф, стоимость; б) надежность перевозки, то есть время (сроки), сохранность партии и потребительские свойства товара при транспортировке.

Потребность в услугах транспорта на ОПР должна быть удовлетворена быстро, а иногда немедленно, так как мы имеем дело с скоропортящейся продукцией. Во многих случаях, неудовлетворенная в соответствующее время потребность становится ненужной для потребителя, то есть спрос имеет преходящий характер.

На ОПР высокоразвитых стран транспортные услуги в основном оказывают специализированные транспортные предприятия в сочетании с использованием собственного автотранспорта оптовиков. При этом обеспечивается высокая культура использования автотранспортных средств. Большинство грузов перевозят в закрытых автофургонах и трейлерах (грузоподъемность от 4 до 20 т), что предотвращает порчу грузов в пути, обеспечивает их сохранность и не загрязняет окружающую среду.

Так как состояние наших автотранспортных организаций неудовлетворительное, администрации “Мордовоптторга” есть смысл, после решения первоочередных задач, создать свое небольшое автотранспортное подразделение, которое занималось бы не только многотоннажными междугородними перевозками, но и имело бы парк автомобилей грузоподъемностью до 4 т ( например, “Газелей”), которые бы обслуживали клиентов ОПР, исходя из критериев качества, указанных выше.

Услуги, предоставляемые структурными подразделениями рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать