На выполнение этой задачи работает вся инфраструктура, созданная администрацией ОПР и всеми заинтересованными субъектами, работающими на рынке.
Просторные, высокотехнологичные склады. включающие в себя холодильное, подъемно-транспортное, весовое, упаковочное оборудование, тарное хозяйство создаст наиболее оптимальный режим складирования и хранения продуктов питания.
Так как через ОПР в основном проходит скоропортящаяся продукция, наличие разнотемпературного холодильного оборудования является обязательным.
Например, на базовом Волгоградском ОПР этот вопрос решился так – уникальный холодильник на 5,5 тыс. т, стоимостью около 3 млн. долл. США площадью 2,2 га был передан в доверительное управление на 49 лет. В его состав входят:
- 10 камер с регулируемой температурой от - 5 0 до - 25 0С;
- 2 камеры глубокой заморозки до – 300 с, объемом 200 м3;
- установка по производству чешуйчатого льда, производительностью
300 кг/сут;
- 2 склада консервов, объемом 700 м3 и т.д.
Также на Волгоградском ОПР имеются складские хранилища в 33 тыс. т, в том числе 6 тыс. т – охлаждаемые.
Как известно из зарубежной практики, на многих ОПР имеются высокотехнологичные склады, основанные на использованные на использовании компьютеров. Например, система автоматического складирования и выдачи товаров (САС) или «автоматизированные склады» предусматривают использование управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают товар на склад или в холодильник и извлекает их от туда по команде. Компьютер также выдает информацию о местонахождении каждого наименования товара. Эти системы не только исключают ручной труд, но и позволяют экономить складские площади, ускорять складские операции и улучшать контроль за материально-техническими запасами.
Новые требования, предъявляемые к складированию, хранению, транспортировке и торговле продуктами питания, определяют боле серьезные отношения к таре и упаковке.
Тарное хозяйство - один из крупнейших потребителей материальных ресурсов. По имеющимся данным, в странах с развитой рыночной экономикой затраты на тару ( при высоком уровне повторного ее использования и утилизации) составляют около 3% национального дохода, а в стоимости отдельных видов товара - 15%.
На Западе понимают, что производством тары и упаковки нельзя заниматься от случая к случаю, ибо они обеспечивают количественную и качественную сохранность продукции, ее продвижение к потребителям на внутренних и внешних рынках.
Поэтому, установка упаковочного оборудования на ОПР ( и производство упакованных продуктов питания) также является обязательным и необходимым элементом инфраструктуры рынка.
Сортировка продуктов питания, а затем упаковка или расфасовка их, в принципе, являются уже предпродажной обработкой товара.
Эти виды услуг должны предоставляться не эксклюзивно, а на постоянной договорной основе между администрацией рынка и сельхозпроизводителем или оптовиком. Так как мировой опыт показывает, что именно ОПР внесли существенный вклад в унификацию и стандартизацию упаковки.
Продукция в стандартной таре и упаковке облегчит также все работы, связанные со складированием, хранением, транспортировкой грузов.
Обязательным элементом инфраструктуры ОПР является также парк подъемно- транспортного оборудования, которые максимально облегчат ручной труд, применяемый в складском хозяйстве. Хотя в последнее время на российский рынок подъемно-транспортного оборудования вышли немецкие «Бош», «Штил», финская «Рокли», японские «Камацу», «Тойота», чешская «Деста», все же для российских предприятий по соотношению качество – цена боле предпочтительной является болгарская техника, которая отличается надежностью в эксплуатации, высокими техническими показателями, отвечающими требованиям таких стандартов, как немецкого ДИН, болгарского БДС, российского ГОСТа, а также сравнительно низкой ценой.
Услуги по уборке, вывозу и утилизации отходов
Говоря о таре и упаковке, нужно обратить внимание на оборотную сторону
этого вопроса - на услуги ОПР по уборке, вывозу и ( что немаловажно)
утилизации отходов. Так как ОПР во многих регионах уже стал, а в других
регионах скоро станет центром оптовой торговли, на его территории будет
скапливаться огромное количество мусора, в том числе отходов пластмассы
(ПВХ).
ПВХ содержит винилхлорид - сильное канцерогенное вещество. ПВХ является одним из источников диоксинов - самого опасного из известных сегодня ядов. Поскольку диоксины - устойчивые соединения с периодом полураспада около 10 лет, то они накапливаются в почве, растениях, тканях животных и человека, угрожая ему генетическим вырождением. Поступления этого супертоксиканта в окружающую среду происходит, в основном, при обычном сжигании промышленных отходов и бытового мусора.
Диоксиновая опасность признана сегодня в мире глобальной экологической проблемой. Санитарными органами установлены ограничения по применению пластиков. Ограничено использование, например, полиэтиленовых пакетов для фасовки бакалейных товаров ( муки, макаронных изделий, сахарного песка и др.), хотя это требование сегодня практически не выполнимо. Санитарные правила не позволяют повторное использование пластиковых упаковок - в них может выделяться винилхлорид. Не рекомендуется хранить растительное масло и другие продукты питания в пластиковых бутылках, лучше для этого использовать стеклянную тару.
На Западе давно ведутся работы по созданию пластиков, способных под воздействием окружающей среды разлагаться и исчезать, но результаты пока ничтожны.
Выход, в утилизации использованных пластиков. Однако в России эта работа практически не ведется. Тогда как территория страны буквально усеяна отходами из пластика. А ведь они представляют собой ценный вторичный сырьевой ресурс. при утилизации 1 т полиэтилена можно получить 860 кг новых полиэтиленовых изделий. Причем использование 1 т вторичного полиэтилена экономит 5 т нефти. В Англии, скажем, стоимость 1 т вторичного полиэтилена еще в 1971 году составляла 233 доллара, а общая стоимость пластмасс, содержащихся в отходах, достигала 348 млн. долларов.
Думается, что проблема утилизации отходов должна начать решаться по инициативе администрации ОПР. Потому что: 1. ОПР является продовольственным центром региона, через которое проходит огромное количество продуктов питания, соответственно, большое количество отходов; 2.Решение этой проблемы хоть и требует больших материальных затрат, зато в последствии это окупится и будет приносить хорошую прибыль; 3.ОПР -стратегически государственный объект № 1, на котором представлены государственные службы, контролирующие качество продуктов питания, осуществляющие санитарно- эпидемиологический, ветеринарный контроль - поэтому ОПР является инструментом воздействия на здоровое общество.
Юридические услуги. В условиях отсутствия Федерального закона об оптовых рынках и другой нормативно-правовой базы, роль юридической службы на ОПР многократно возрастает.
Есть смысл в юридическом центре Мордовоптторга ОПР выделить две группы
специалистов. Первая группа занималась бы подготовкой законодательной и
нормативной базы ОПР, где учитывалась бы динамика развития, международные
стандарты в техническом и технологическом оснащении, а также необходимые
статьи, придающие рынку статус государственного объекта особой важности
(большие запасы продовольствия) с постоянной пропиской на этом объекте
соответствующих контрольных, правоохранительных и других служб.
Вторая группа занималась бы предоставлением услуг оптовикам и другим субъектам, работающим на ОПР.
Подробнее остановимся на каждом из направлений деятельности юридического центра ОПР.
Основополагающим нормативным документом, в котором заложены основные принципы функционирования ОПР, права и обязанности каждого участника процесса торговли являются Правила торговли на ОПР. “... Правила являются документом, регламентирующим проведение оптовых торгов на ОПР, ... включают необходимый набор общих требований к ведению оптовых торгов, который может дополняться и изменяться по мере необходимости...” . Федеральные власти разрабатывают общие правила, которые в дальнейшем дорабатываются местными органами власти и утверждаются в соответствии с распоряжением мэра.
Например, в Волгограде, в разработке этих Правил принимали участие администрации города и области, контролирующие организации, оптовые и розничные предприятия, банки и страховые компании. В целом эта работа проводилась более 6 месяцев. Оптовый рынок часто образно называют торговым городом: также как в любом городе, здесь происходит целый комплекс взаимосвязанных явлений. Разработанные правовые нормы позволяют сосуществовать в единой системе государственным институтам и коммерческим организациям.
Чтобы выполнить все положения Правил торговли и регламента работы, дирекция оптового рынка разрабатывает систему договоров между администрацией рынка и субъектами рынка (оптовиками, банками, страховой кампанией, уборочной службой, санитарной инспекцией и т.д.) и систему внутренних нормативных актов, приказов, распоряжений, в которых каждое положение детализируется и определяется мера ответственности. Причем правовые нормы, заложенные в этих документах, должны несколько опережать время, смотреть в будущее. Например, при заключении договора аренды, между администрацией рынка и арендаторами, необходимо учитывать не только экономический аспект (величина арендной платы, прибыльность, рентабельность), но и мотивационный, поведенческий аспект. Поэтому, срок представления объекта в аренду должен быть длительным, чтобы арендатор почувствовал себя не временщиком, а хозяином на оптовом рынке и имел желание вложить свои деньги в арендованный объект.
Часть экономических субъектов, например, оптовые покупатели, не вступают с оптовым рынком в договорные отношения, но их поведение на рынке также строго регламентируется системой нормативных актов, утвержденных областной, городской администрацией, дирекцией рынка.
Совместно с администрацией области или города разрабатывается блок вопросов, связанных с деятельностью ОПР и утверждает целый комплекс документов. Это позволяет применять административные воздействия к нарушителям (несоблюдение частоты, неправильное использование въездного терминала и т.д.).
Весь этот блок вопросов входит в обязанности первой рабочей группы юридического центра ОПР.
ОПР является местом взаимодействия субъектов гражданского права, каковыми являются продавец и покупатель.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11