7. сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.
Недостатки матричных структур:
1. трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения);
2. необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов, выделяемых подразделениям и программам или проектам;
3. высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, работающих в группах, необходимость их обучения;
4. частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ;
5. возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях, из-за оторванности сотрудников, участвующих в проекте или программе, от своих подразделений.
Многомерная организационная структура
Любая организация представляет собой целеустремленную систему. В такой системе существует функциональное разделение труда между ее индивидами (или элементами) целеустремленность которых связана с выбором целей, или желательных исходов, и средств ( линий поведения ). Та или иная линия поведения предусматривает использование определенных ресурсов ( входных величин ) для производства товаров и предоставления услуг ( выходные величины ), которые для потребителя должны иметь большую ценность, чем используемые ресурсы. Потребляемые ресурсы включают рабочую силу, материалы, энергию, производственные мощности и денежные средства. Это в равной мере относится к государственным и частным организациям.
Традиционно организационная структура охватывает два вида
взаимоотношений: ответственность ( кто за что отвечает ) и подчинение ( кто
перед кем отчитывается). Организация с такой структурой может быть
представлена в виде дерева, при этом обязанности изображаются
прямоугольниками , относительное расположение которых показывает уровень
полномочий, а линии, соединяющие эти прямоугольники, - распределение
полномочий. Однако такое представление организационной структуры не
содержит никакой информации относительно того, ценой каких затрат и с
помощью средств организации удалось добиться тех или иных результатов.
Вместе с тем более информативное описание организационной структуры,
которое может явиться основой для более гибких способов структурирования
организации, может быть получено на основе матриц типа затраты - выпуск или
типа средства - цели. Проиллюстрируем это на примере типичной частной
корпорации, производящей некоторую продукцию.
Многомерная организационная структура не порождает трудностей, свойственных матричной организации. В многомерной организации персонал функционального подразделения, результаты деятельности которого покупает руководитель программ, относится к нему как к внешнему клиенту и подотчетен только руководителю функционального подразделения. Однако, при оценке деятельности своих подчиненных руководитель функционального подразделения, естественно, должен использовать оценки качества их работы, данные руководителем программы. Положение лица, возглавлявшего группу функционального подразделения, которая выполняет работу в интересах программы, во многом напоминает положение руководителя проекта в строительной и консультативной фирме; у него нет неопределенности относительно того, кто является хозяином, но ему приходится иметь с ним дело, как с клиентом.
Преимущества многомерной организационной структуры
Многомерная организационная структура позволяет повысить гибкость организации и ее способность реагировать на изменение внутренних и внешних условий. Это достигается путем разбиения организации на подразделения, жизнеспособность которых за- висит от их умения производить по конкурентоспособным ценам товары, пользующиеся спросом, и предоставлять услуги, в которых нуждаются потребителя. Такая структура порождает рынок внутри организации независимо от того является ли она частной или государственной, коммерческой или некоммерческой (бесприбыльной), и повышает ее способность реагировать на потребности как внутренних, так и внешних потребителей. Поскольку структурные подразделения "многомерной" относительно независимы друг от друга, их можно расширять, сокращать, ликвидировать или изменять каким-либо способом. Показателем эффективности работы каждого подразделения не зависит от аналогичных показателей любого другого подразделения, что облегчает исполнительному органу оценку и контроль за деятельностью подразделений. Даже работа исполнительного органа может быть оценена автономно во всех аспектах его деятельности.
Многомерная структура препятствует развитию бюрократии благодаря тому, что функциональные подразделения или программы не могут стать жертвой обслуживающих подразделений, процедуры которых порой превращаются в самоцель и становятся препятствием к достижению целей, намеченных организацией. Потребители внутри и вне организации контролируют внутренних поставщиков продукции и услуг; поставщики же никогда не контролируют потребителей. Такая организация ориентирована на цели, а не на средства, в то время как для бюрократии характерно подчинение целей средствам.
Недостатки многомерной организационной структуры
Однако многомерная организационная структура хотя и лишена некоторых существенных недостатков, присущих организациям обычного типа, тем не менее не может уст ранить все недостатки полностью. Сама по себе такая структурная организация не гарантирует содержательной и интересной работы на нижних уровнях, но она облегчает применение новых идей, способствующих ее совершенствованию.
Введение на предприятии многомерной организационной структуры не является единственным способом повышения гибкости организации и ее чувствительности к изменениям условий, однако серьезное изучение такой позволяет " повысить гибкость " представлений людей о возможностях организаций. Именно это обстоятельство должно способствовать появлению новых, еще более совершенных организационных структур.
3. Механизмы трансформации организационных структур предприятия
Организационно-правовая форма предприятия оказывает влияние на его организационную структуру, еще точнее, является "внешней" стороной этой структуры.
Это связано с необходимостью учета при формировании организационной структуры:
1) юридических требований, налагаемых организационно-правовой формой'(например, вытекающих из того, что высшим органом управления акционерного общества является собрание акционеров, а руководит текущей деятельностью совет директоров);
2) разрешенных для этой организационно-правовой формы источников
финансирования (средства учредителей, акционерный капитал и т. д.,
например, кооперативам запрещено выпускать акции и их обслуживать
(проводить эмиссию ценных бумаг, вести реестр акционеров и т.д.);
3) степенью имущественной ответственности за результаты финансово- хозяйственной деятельности (полная ответственность учредителей или ограниченная ответственность в размерах долевого или паевого взноса) и, соответственно, необходимостью личного участия учредителей в деятельности предприятия, в том числе в интересах контроля этой деятельности;
4) возможностей использования упрощенных форм статистической отчетности и др., что может позволить не создавать на предприятии соответствующих подразделений.
Если планы трансформации организационных структур предприятия связаны с изменением структуры его имущества, администрация может:
1. учредить дочернее предприятие на базе подразделения;
2. выделить подразделение в самостоятельное предприятие;
3. сдать в аренду имущество, использовавшееся подразделением;
4. передать имущество, использовавшееся подразделением безвозмездно;
5. продать имущество, использовавшееся подразделением;
6. передать часть имущества, использовавшееся подразделением в зачет обязательств предприятия перед кредиторами;
7. вступить в стратегическое партнерство, связанное с перераспределением капитала.
Первые два варианта в явном виде связаны с образованием на базе прежних
подразделений предприятия самостоятельных предприятий. 3-6 варианты
предполагают, что второй стороной сделки может быть любое лицо, в том числе
(кроме 6 варианта) и персонал подразделения. 7 вариант предполагает участие
нескольких юридических лиц.
3.1 Разукрупнение предприятия путем учреждения дочерних предприятий
На приводимой ниже схеме показана процедура учреждения дочернего предприятия в "общем" виде.
[pic]
Рис. 8. Разукрупнение предприятия путем учреждения дочернего.
В случае низкой степени производственно-технологической зависимости реструктуризируемого предприятия от вычленяемого и отсутствия у первого интереса участвовать в прибылях, в дальнейшем доля предприятия-учредителя она может быть выкуплена трудовым коллективом, управляющими, иными физическими и юридическими лицами.
3.2 Реструктуризация путем выделения предприятий
Выделение - одна из форм трансформации предприятия. Процедуры его осуществления отражены в Гражданском кодексе и Федеральном законе "Об акционерных обществах". В соответствии с этими документами "под выделением предприятия из состава реструктуризируемого понимается создание юридического лица с передачей ему части прав и обязанностей реорганизуемого предприятия без прекращения последнего".
При использовании данного механизма созданная фирма будет лишена основных льгот малых предприятий, даже если окажется, что не менее 75 % ее собственников будут являться физическими лицами и малыми предприятиями.
Особенностью выделения по сравнению с учреждением является то, что предприятие, созданное в процессе выделения: независимо по собственности от реструктуризируемого, но зависимо от владельцев последнего. В силу этого оно может контролироваться в интересах реструктуризируемого предприятия.
3.3 Аренда имущества предприятия
Под арендой (имущественным наймом) имущества Гражданский Кодекс РФ подразумевает "предоставление имущества во временное владение и пользование или во временное владение. При этом плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования арендованного имущества, являются собственностью лица, получившего имущество в аренду".
Основными условиями арендных отношений, фиксируемыми в договоре аренды, являются:
- наименование, количество и стоимость передаваемых в аренду элементов имущества;
- порядок и сроки передачи, а также ответственность арендодателя за состояние передаваемого имущества;
- величина арендной платы, с учетом начисленного и реального износа основных средств;
- сроки платежей и ответственность арендатора в случае их нарушения;