3. Устойчивый рост при согласованном развитии сырьевых и обрабатывающих отраслей промышленности.
Этому сценарию отвечает такое регулирование рыночных механизмов
(налоговыми, таможенными и другими мерами), при котором повышение степени
утилизации уже имеющихся мощностей приводит к увеличению внутренних
сбережений. Меры по активизации инвестиций в реальный сектор экономики не
ограничиваются макроэкономической стабилизацией и снижением
привлекательности государственных ценных бумаг. Важную роль будет играть
государственная поддержка усилий по совершенствованию структуры
акционерного капитала. Речь, в частности, может идти о широком
использовании уже заявленного механизма конверсии налоговых долгов
предприятий в их акции с последующей продажей этих акций стратегическим
собственникам.
При данном сценарии стимулируется становление в российской экономике диверсифицированных ФПГ, охватывающих предприятия ТЭКа и ВПК, а также крупных межрегиональных ФПГ. Для этого могут использоваться остающиеся в государственной собственности пакеты акций, связанные государственные заказы и гарантии.
Формирование межрегиональных ФПГ расширяет набор каналов для циркуляции элит. Рекрутирование в такие группы региональных лидеров бизнеса ослабит центробежные тенденции не только в сфере экономики.
Ассоциация ФПГ России
Ассоциация ФПГ России была учреждена как некоммерческая организация в январе 1996г. (зарегистрирована 04.04.96г.). В настоящее время Ассоциация объединяет более 50 ФПГ. Кроме того, ее членами являются ряд других организаций, представляющих корпоративные интересы.
Президент Ассоциации - бывший первый заместитель председателя
правительства РФ О.Сосковец, являвшийся в течение ряда лет одним из
наиболее влиятельных государственных деятелей. Среди вице-президентов -
В.Потанин (ОНЭКСИМбанк), М.Додонов (Менатеп). В состав совета Ассоциации,
наряду с представителями ФПГ, входят депутат Госдумы Н.Гончар, первый
заместитель председателя ЦБ А.Хандруев, заместитель министра экономики
В.Коссов, заместитель министра финансов В.Петров.
В соответствии с Уставом основными целями Ассоциации являются:
защита прав и законных интересов своих участников, оказание им всесторонней
помощи;
выработка общих позиций финансово-промышленных групп и других объединений
промышленных, финансовых и других организаций в реформировании экономики;
консолидация усилий по созданию правовых и экономических условий для
финансового и промышленного оздоровления российской экономики;
представление и защита интересов финансово-промышленных и иных групп
предприятий в органах власти;
участие в разработке законодательных инициатив по принципиальным вопросам
функционирования финансово-промышленных групп и иных групп в РФ.
Среди основных видов деятельности Ассоциации:
разработка и содействие принятию законопроектов и иных правовых актов;
осуществление сотрудничества с отечественными и зарубежными ассоциациями и
другими объединениями;
содействие повышению профессионального уровня руководителей и специалистов
членов Ассоциации, организация стажировки специалистов внутри страны и за
рубежом
организация семинаров, симпозиумов, конференций, выставок с целью
установления деловых контактов, расширения рынка сбыта, обмена опытом.
За прошедшее после учреждения время Ассоциацией установлены многочисленные связи с зарубежными партнерами, международными организациями, включая ЮНИДО и ЮНКТАД. В России и за рубежом проведены ряд конференций и учебных программ.
В сотрудничестве с Ассоциацией будет реализовываться проект технической помощи российским ФПГ. Европейская комиссия в Брюсселе выделила под реализацию этого проекта 1,5 млн.экю в рамках программ Тасис.
В декабре 1996г. по инициативе совета Ассоциации был создан
Межотраслевой внебюджетный фонд НИОКР по разработке и освоению новых видов
наукоемкой продукции. Денежные средства фонда формируются за счет
добровольных отчислений в размере 1,5% от себестоимости реализуемой
предприятиями и организациями продукции (работ, услуг), осуществляемых на
договорной основе. Суммы начисленных в фонд средств включаются в
себестоимость продукции, а финансируемые из Фонда НИОКР освобождаются от
налога на добавленную стоимость.
По инициативе Ассоциации создан также "Финансово-промышленный страховой союз".
Ассоциацией были сформулированы предложения по внесению дополнений и изменений в Закон "О финансово-промышленных группах" и в проект Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, Ассоциация пока не стала центром консолидации интересов финансово-промышленного капитала и выработки им комплексных предложений по оздоровлению российской экономики, органом, выстраивающим систему цивилизованных партнерских отношений между государством и ФПГ.
Реальное влияние Ассоциации на экономическую политику сдерживает не
только отсутствие энтузиазма со стороны правительства РФ по поводу такого
сотрудничества с Ассоциацией. Не менее, а может быть, более важные причины
- несходство, а зачастую и противоположность основных текущих задач
отдельных ФПГ (экспансия, противодействие ей), различия в их стратегической
зрелости, общая невнятность и вялость правительственной промышленной
политики.
В нынешних условиях основной объединяющий финансово-промышленный капитал интерес - завершение приватизационного процесса. Консолидация позиций в отношении более конкретных вопросов экономической политики пока труднодостижима. Кроме того, основной мотив в условиях раздела и передела собственности - приобретение недооцененных активов. А здесь оперативная хватка значительно важнее стратегической изощренности.
Пока какая-то прорисовка стратегий развития наблюдается главным образом в группах с четкой отраслевой конфигурацией и более или менее устойчивой структурой собственности и контроля. (При этом вовсе необязательна минимизация государственного участия. Напротив, жесткая фиксация его формы и доли чаще придает устремлениям предприятия осмысленность и долгосрочность.) Долгосрочные же замыслы подавляющего большинства диверсифицированных ФПГ расплывчаты или, по крайней мере, не афишируются.
Повышения роли Ассоциации ФПГ можно ожидать после определенного стратегического вызревания и размежевания самих ФПГ, уточнения общественных приоритетов в сфере модернизации экономики. В таких условиях возрастет потребность в том, что бы Ассоциация стала, во-первых, органом выяснения отношений между группами, чьи стратегические замыслы по-разному вписываются в общественные приоритеты, во-вторых, выразителем межгруппового компромисса.
Схематические портреты двух российских ФПГ
1. "Интеррос" - ФПГ общенационального масштаба
ФПГ "Интеррос" является частью финансово-промышленного конгломерата во
главе с ОНЭКСИМбанком. Конгломерат этот еще до последних приобретений
("Связьинвест", "Норильский никель") оценивался экспертами как крупнейший в
стране, в частности, с заметным отрывом опережающий конгломераты,
возглавляемые Менатепом и Альфа-банком (Эксперт, 1996, N46).
ФПГ "Интеррос" была создана в соответствии с Указом Президента РФ (N2023
от 28 октября 1994г.) и первый раз прошла государственную регистрацию
12.01.95г. Ее учредителями и участниками стали 23 предприятия и
организации, как государственные, так и частные, из 7 регионов России.
Среди них банки (ОНЭКСИМбанк и МФК), промышленные и транспортные
предприятия (РАО "Норильский никель", АО "Фосфорит", АО "Новокузнецкий
алюминиевый завод", АО "Кузнецкий металлургический комбинат", ГП
"Октябрьская железная дорога" и др.), финансовые и аудиторские компании (АО
"ИНРОС Капитал", НПФ "Интеррос-Достоинство", ТОО "Росэкспертиза").
Центральная компания ФПГ - АО "Интеррос", образованная с уставным
капиталом 6,5 млрд.рублей (уставный капитал ОНЭКСИМбанка на момент создания
ФПГ составлял 25 млрд.рублей). Доли учредителей ФПГ в ней составляли от
12.92% ("ИНРОС Капитал") до 0.307% (АО "Разнотрейд", НПФ "Интеррос-
Достоинство" и ТОО "Росэкспертиза").
Почти половину участников группы составляли внешнеторговые компании (ВАО
"Экспорт-хлеб", ВАО "Союзплодимпорт", АО "Роснефтеимпекс", АО "Совинторг" и
др.). Они, по-видимому, играли особую роль при ее создании, поскольку
одновременно являлись крупными акционерами ОНЭКСИМбанка и МФК.
Их инициатива к интеграции рождалась еще во времена квотирования внешнеторговых операций. В этих условиях создание ФПГ было мощной заявкой на приоритетное предоставление квот ее участникам. Указом Президента (N2023 от 28 октября 1994г.) правительству РФ среди мер поддержки группы, в частности, поручалась регистрация специализированной внешнеэкономической организации "Интерросимпекс" в качестве спецэкспортера стратегически важных сырьевых товаров по всей номенклатуре товаров, закрепленных за участниками этой группы.
Вместе с тем, цели создания ФПГ "Интеррос" были не только лоббистскими.
Разрыв многих хозяйственных связей, дефицит оборотных средств и инвестиций
в основной капитал привели к ослаблению экспортных производств. При таком
положении обособленных усилий внешнеторговых компаний было явно
недостаточно даже для сохранения позиций, а тем более для экспансии на
внешних рынках. Требовалась систематическая работа по укреплению и
выращиванию экспортных производств.
С другой стороны, дефицит доверия к независимым торговцам - сдерживающий фактор сотрудничества с ними производителей. Самостоятельное же выполнение последними экспортно-импортных операций обычно сопровождается потерями, повышенными расходами, снижающими рентабельность экспорта.
Для выхода из создавшегося положения требовалось найти организационную
форму объединения усилий кредитно-финансовых учреждений, производителей и
экспортеров, обеспечивающую их долгосрочную кооперацию. Такой формой, по
замыслу ее инициаторов, призвана была стать финансово-промышленная группа
"Интеррос".
О принципах подбора промышленных участников группы достаточно определенно высказываются сами ее высшие руководители.
С.Батчиков (первый генеральный директор центральной компании) и Ю.Петров в 1995г. аргументировали привлекательность РАО "Норильский никель" следующим обстоятельством. В отличие, например, от РАО Газпром он не обязан поставлять по символическим ценам продукцию внутреннему потребителю или, допустим, Украине, уже задолжавшей миллиарды долларов. В отличие, скажем, от РАО ЕЭС России, он не должен работать на неплатежеспособных потребителей. В отличие от предприятий нефтедобычи экспорт его продукции не лимитирован мощностями трубопроводов... В отличие от угольщиков "Норильский никель" выпускает достаточно дорогой товар, на цену которого слабо влияет повышение железнодорожных тарифов. В отличие от машиностроителей он производит конкурентоспособную продукцию. И, может быть, главное: приватизационная судьба "Норильского никеля" оказалась на редкость счастливой в том смысле, что в ходе акционирования концерн удалось сохранить как единый производственный организм (Российский экономический журнал, 1995, N7, с. 14).