ФПГ на рынке ценных бумаг в современной России
p> Все это приведет к усилению давления на федеральные инстанции в направлении создания благоприятных условий для маневрирования ресурсами между добывающей и обрабатывающей промышленностью, для приращения российских технологических цепочек по переработке отечественного сырья. Как выразился один из инициаторов создания ФПГ "Сибирский алюминий", "мы хотим от государства определенности: будет ли оно выпускать самолеты? Если да, мы будем разрабатывать на том же "Самеко" проекты производства алюминиевого листа. Будет выпускать легкие транспортные средства, железнодорожные, автомобильные - мы тоже будем участвовать" (Эксперт, 1996, N44, с.31).

3. Устойчивый рост при согласованном развитии сырьевых и обрабатывающих отраслей промышленности.

Этому сценарию отвечает такое регулирование рыночных механизмов
(налоговыми, таможенными и другими мерами), при котором повышение степени утилизации уже имеющихся мощностей приводит к увеличению внутренних сбережений. Меры по активизации инвестиций в реальный сектор экономики не ограничиваются макроэкономической стабилизацией и снижением привлекательности государственных ценных бумаг. Важную роль будет играть государственная поддержка усилий по совершенствованию структуры акционерного капитала. Речь, в частности, может идти о широком использовании уже заявленного механизма конверсии налоговых долгов предприятий в их акции с последующей продажей этих акций стратегическим собственникам.

При данном сценарии стимулируется становление в российской экономике диверсифицированных ФПГ, охватывающих предприятия ТЭКа и ВПК, а также крупных межрегиональных ФПГ. Для этого могут использоваться остающиеся в государственной собственности пакеты акций, связанные государственные заказы и гарантии.

Формирование межрегиональных ФПГ расширяет набор каналов для циркуляции элит. Рекрутирование в такие группы региональных лидеров бизнеса ослабит центробежные тенденции не только в сфере экономики.

Ассоциация ФПГ России

Ассоциация ФПГ России была учреждена как некоммерческая организация в январе 1996г. (зарегистрирована 04.04.96г.). В настоящее время Ассоциация объединяет более 50 ФПГ. Кроме того, ее членами являются ряд других организаций, представляющих корпоративные интересы.

Президент Ассоциации - бывший первый заместитель председателя правительства РФ О.Сосковец, являвшийся в течение ряда лет одним из наиболее влиятельных государственных деятелей. Среди вице-президентов -
В.Потанин (ОНЭКСИМбанк), М.Додонов (Менатеп). В состав совета Ассоциации, наряду с представителями ФПГ, входят депутат Госдумы Н.Гончар, первый заместитель председателя ЦБ А.Хандруев, заместитель министра экономики
В.Коссов, заместитель министра финансов В.Петров.

В соответствии с Уставом основными целями Ассоциации являются: защита прав и законных интересов своих участников, оказание им всесторонней помощи; выработка общих позиций финансово-промышленных групп и других объединений промышленных, финансовых и других организаций в реформировании экономики; консолидация усилий по созданию правовых и экономических условий для финансового и промышленного оздоровления российской экономики; представление и защита интересов финансово-промышленных и иных групп предприятий в органах власти; участие в разработке законодательных инициатив по принципиальным вопросам функционирования финансово-промышленных групп и иных групп в РФ.
Среди основных видов деятельности Ассоциации: разработка и содействие принятию законопроектов и иных правовых актов; осуществление сотрудничества с отечественными и зарубежными ассоциациями и другими объединениями; содействие повышению профессионального уровня руководителей и специалистов членов Ассоциации, организация стажировки специалистов внутри страны и за рубежом организация семинаров, симпозиумов, конференций, выставок с целью установления деловых контактов, расширения рынка сбыта, обмена опытом.

За прошедшее после учреждения время Ассоциацией установлены многочисленные связи с зарубежными партнерами, международными организациями, включая ЮНИДО и ЮНКТАД. В России и за рубежом проведены ряд конференций и учебных программ.

В сотрудничестве с Ассоциацией будет реализовываться проект технической помощи российским ФПГ. Европейская комиссия в Брюсселе выделила под реализацию этого проекта 1,5 млн.экю в рамках программ Тасис.

В декабре 1996г. по инициативе совета Ассоциации был создан
Межотраслевой внебюджетный фонд НИОКР по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции. Денежные средства фонда формируются за счет добровольных отчислений в размере 1,5% от себестоимости реализуемой предприятиями и организациями продукции (работ, услуг), осуществляемых на договорной основе. Суммы начисленных в фонд средств включаются в себестоимость продукции, а финансируемые из Фонда НИОКР освобождаются от налога на добавленную стоимость.

По инициативе Ассоциации создан также "Финансово-промышленный страховой союз".

Ассоциацией были сформулированы предложения по внесению дополнений и изменений в Закон "О финансово-промышленных группах" и в проект Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, Ассоциация пока не стала центром консолидации интересов финансово-промышленного капитала и выработки им комплексных предложений по оздоровлению российской экономики, органом, выстраивающим систему цивилизованных партнерских отношений между государством и ФПГ.

Реальное влияние Ассоциации на экономическую политику сдерживает не только отсутствие энтузиазма со стороны правительства РФ по поводу такого сотрудничества с Ассоциацией. Не менее, а может быть, более важные причины
- несходство, а зачастую и противоположность основных текущих задач отдельных ФПГ (экспансия, противодействие ей), различия в их стратегической зрелости, общая невнятность и вялость правительственной промышленной политики.

В нынешних условиях основной объединяющий финансово-промышленный капитал интерес - завершение приватизационного процесса. Консолидация позиций в отношении более конкретных вопросов экономической политики пока труднодостижима. Кроме того, основной мотив в условиях раздела и передела собственности - приобретение недооцененных активов. А здесь оперативная хватка значительно важнее стратегической изощренности.

Пока какая-то прорисовка стратегий развития наблюдается главным образом в группах с четкой отраслевой конфигурацией и более или менее устойчивой структурой собственности и контроля. (При этом вовсе необязательна минимизация государственного участия. Напротив, жесткая фиксация его формы и доли чаще придает устремлениям предприятия осмысленность и долгосрочность.) Долгосрочные же замыслы подавляющего большинства диверсифицированных ФПГ расплывчаты или, по крайней мере, не афишируются.

Повышения роли Ассоциации ФПГ можно ожидать после определенного стратегического вызревания и размежевания самих ФПГ, уточнения общественных приоритетов в сфере модернизации экономики. В таких условиях возрастет потребность в том, что бы Ассоциация стала, во-первых, органом выяснения отношений между группами, чьи стратегические замыслы по-разному вписываются в общественные приоритеты, во-вторых, выразителем межгруппового компромисса.

Схематические портреты двух российских ФПГ

1. "Интеррос" - ФПГ общенационального масштаба

ФПГ "Интеррос" является частью финансово-промышленного конгломерата во главе с ОНЭКСИМбанком. Конгломерат этот еще до последних приобретений
("Связьинвест", "Норильский никель") оценивался экспертами как крупнейший в стране, в частности, с заметным отрывом опережающий конгломераты, возглавляемые Менатепом и Альфа-банком (Эксперт, 1996, N46).

ФПГ "Интеррос" была создана в соответствии с Указом Президента РФ (N2023 от 28 октября 1994г.) и первый раз прошла государственную регистрацию
12.01.95г. Ее учредителями и участниками стали 23 предприятия и организации, как государственные, так и частные, из 7 регионов России.
Среди них банки (ОНЭКСИМбанк и МФК), промышленные и транспортные предприятия (РАО "Норильский никель", АО "Фосфорит", АО "Новокузнецкий алюминиевый завод", АО "Кузнецкий металлургический комбинат", ГП
"Октябрьская железная дорога" и др.), финансовые и аудиторские компании (АО
"ИНРОС Капитал", НПФ "Интеррос-Достоинство", ТОО "Росэкспертиза").

Центральная компания ФПГ - АО "Интеррос", образованная с уставным капиталом 6,5 млрд.рублей (уставный капитал ОНЭКСИМбанка на момент создания
ФПГ составлял 25 млрд.рублей). Доли учредителей ФПГ в ней составляли от
12.92% ("ИНРОС Капитал") до 0.307% (АО "Разнотрейд", НПФ "Интеррос-
Достоинство" и ТОО "Росэкспертиза").

Почти половину участников группы составляли внешнеторговые компании (ВАО
"Экспорт-хлеб", ВАО "Союзплодимпорт", АО "Роснефтеимпекс", АО "Совинторг" и др.). Они, по-видимому, играли особую роль при ее создании, поскольку одновременно являлись крупными акционерами ОНЭКСИМбанка и МФК.

Их инициатива к интеграции рождалась еще во времена квотирования внешнеторговых операций. В этих условиях создание ФПГ было мощной заявкой на приоритетное предоставление квот ее участникам. Указом Президента (N2023 от 28 октября 1994г.) правительству РФ среди мер поддержки группы, в частности, поручалась регистрация специализированной внешнеэкономической организации "Интерросимпекс" в качестве спецэкспортера стратегически важных сырьевых товаров по всей номенклатуре товаров, закрепленных за участниками этой группы.

Вместе с тем, цели создания ФПГ "Интеррос" были не только лоббистскими.
Разрыв многих хозяйственных связей, дефицит оборотных средств и инвестиций в основной капитал привели к ослаблению экспортных производств. При таком положении обособленных усилий внешнеторговых компаний было явно недостаточно даже для сохранения позиций, а тем более для экспансии на внешних рынках. Требовалась систематическая работа по укреплению и выращиванию экспортных производств.

С другой стороны, дефицит доверия к независимым торговцам - сдерживающий фактор сотрудничества с ними производителей. Самостоятельное же выполнение последними экспортно-импортных операций обычно сопровождается потерями, повышенными расходами, снижающими рентабельность экспорта.

Для выхода из создавшегося положения требовалось найти организационную форму объединения усилий кредитно-финансовых учреждений, производителей и экспортеров, обеспечивающую их долгосрочную кооперацию. Такой формой, по замыслу ее инициаторов, призвана была стать финансово-промышленная группа
"Интеррос".

О принципах подбора промышленных участников группы достаточно определенно высказываются сами ее высшие руководители.

С.Батчиков (первый генеральный директор центральной компании) и Ю.Петров в 1995г. аргументировали привлекательность РАО "Норильский никель" следующим обстоятельством. В отличие, например, от РАО Газпром он не обязан поставлять по символическим ценам продукцию внутреннему потребителю или, допустим, Украине, уже задолжавшей миллиарды долларов. В отличие, скажем, от РАО ЕЭС России, он не должен работать на неплатежеспособных потребителей. В отличие от предприятий нефтедобычи экспорт его продукции не лимитирован мощностями трубопроводов... В отличие от угольщиков "Норильский никель" выпускает достаточно дорогой товар, на цену которого слабо влияет повышение железнодорожных тарифов. В отличие от машиностроителей он производит конкурентоспособную продукцию. И, может быть, главное: приватизационная судьба "Норильского никеля" оказалась на редкость счастливой в том смысле, что в ходе акционирования концерн удалось сохранить как единый производственный организм (Российский экономический журнал, 1995, N7, с. 14).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать