ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле

ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле

смотреть на рефераты похожие на "ГАТТ/ВТО и его роль в международной торговле"

Министерство науки и высшего образования РК.

Университет “Кайнар”

Кафедра “Мировая экономика”

Факультет “Международная экономика”

Дипломная работа

На тему: ”ГАТТ/ВТО и его роль в развитии международной торговли”

Специальность 0714 “Международная экономика”


Студент:

Юдин Н. В.
Научный руководитель, к. э. н.
Искакова А. К.
Допускается к защите
Заведующий кафедрой
“Мировая экономика” к. э. н., профессор
Темиргалиев Б. Б.

Алматы 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………….стр. 3

Глава 1. Формирование многосторонней системы международной торговли.

1.1. История развития ГАТТ ……………………………………. стр. 6

1.2. Основные принципы функционирования ГАТТ ..………….стр. 12

Глава 2. Основы реформирования системы многосторонних торговых отношений.

2.1. Итоги деятельности ГАТТ …………………………………..стр. 24

2.2. Создание ВТО ………………………………………………..стр. 34

Глава 3. Перспективы вступления Казахстана в ВТО.

3.1. Глобализация экономики Казахстана ……………………….стр. 38

3.2. Процесс вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО……………...стр. 51

3.3. Проблемы вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО…………...стр. 56

Заключение………………………………………………………...стр. 62

Список использованной литературы……………………………..стр. 65

ВВЕДЕНИЕ

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в Казахстане с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово- экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности Казахстана, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной, прежде всего на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование Казахстана от участия в этом процессе способно лишь усугубить его и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение Казахстана к системе ГАТТ.

Именно этой проблеме посвящена настоящая работа. Основные цели работы
- общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ГАТТ, характеристика проблем и перспектив Казахстана в связи с его вступлением в ГАТТ/ВТО.

Хотя сегодня стоит вопрос о вступлении Казахстана во Всемирную
Торговую Организацию (ВТО) заменившую с 1 января 1995 года Генеральное
Соглашение по тарифам и торговле, переговорный процесс, в который вступила наша страна, в большей мере затрагивает традиционную проблематику ГАТТ, поскольку в соответствии с положением Заключительного Акта “уругвайского” раунда страны, которые принимали участие в переговорах, но на момент подписания Заключительного Акта (15 апреля 1994 года) не являлись членами
ГАТТ, для вступления в ВТО должны пройти процедуру вступления в ГАТТ.
Поэтому в рамках настоящей работы, состоящей из трех глав, введения и заключения, во-первых, рассматривается собственно Генеральное Соглашение по тарифам и торговле. Так, первый параграф Главы 1 посвящен истории возникновения ГАТТ и основным тенденциям его развития. Во втором параграфе анализируются основополагающие принципы ГАТТ, на базе которых строится многосторонняя система международной торговли.

Принимая во внимание тот факт, что, вступив в силу в январе 1948 года,
Генеральное Соглашение за время своего существования претерпело существенные изменения, отражающие его динамичное развитие, во-первых, как многостороннего торгового договора, и, во-вторых, как механизма регулирования международных торговых отношений, особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о результатах деятельности ГАТТ (Глава 2.
Параграф 2.1.), важнейшим среди которых является создание принципиально новой международной организации - ВТО (Глава 2. Параграф 2.2.).

Глава 3 непосредственно связана с проблемой присоединения Казахстана к системе ГАТТ/ВТО. Очевидно, что при решении вопроса о вступлении в ВТО недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой организации других стран. В связи с этим первый параграф Главы 3 посвящен перспективам вступления Казахстана в ВТО. Механизм вступления в систему
ГАТТ/ВТО, а также прогресс Казахстана в этом направлении составляют основное содержание второго параграфа. Глава 3 завершается параграфом, в котором подробно рассматриваются проблемы, требующие решения в контексте вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО.

В процессе написания настоящей работы была использована различная литература, посвященная проблемам функционирования системы ГАТТ/ВТО, а также вопросам, связанным с присоединением Казахстана к этой системе.
Прежде всего, следует отметить работу А.И.Магомедовой и Е.З.Хасановой
“ГАТТ: правовая природа и структура”, опубликованную в издательстве Санкт-
Петербургского государственного университета в 1992 году. Наряду с вопросами, вошедшими в название монографии, в работе подробно рассмотрены тенденции развития ГАТТ и проблема приобретения им статуса международной организации.

В работе кандидата экономических наук Чернышева С.В. “Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ”, вышедшей в
1991 году в издательстве Всесоюзного Научно-исследовательского
Конъюнктурного Института МВЭС РФ дан постатейный анализ положений ГАТТ, а также приведены комментарии западных специалистов.

Наряду с монографиями в настоящей дипломной работе были использованы материалы периодических изданий. В частности, статьи, опубликованные в журналах “Континент”, “МЭ и МО”, “Международная жизнь”, “США: экономика, политика, идеология” и газете “Деловая неделя” за период с 1996 по 2002 годы, а также их электронные издания.

Полный список использованной литературы приведен в конце работы.

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОСТОРОННЕЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

1.1. История развития ГАТТ.

Для того чтобы в полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговых отношений, а также оценить достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.

“Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям, значительно усугубив мировой экономический кризис. Так, в условиях приближающегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и стабилизации экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг
59,1%. За этим последовало значительное повышение ставок в тарифах большинства западных стран, что имело пагубные последствия для мировой экономики: за 1929-1932 годы объем мировой торговли сократился почти на
60%.[1]

Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе
(США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.

Серьезные и порой небезуспешные попытки международного регулирования торговых отношений предпринимались еще до второй мировой войны. В качестве примеров можно назвать Конвенции об упрощении таможенных формальностей
(Женева, 1923 год), о Международном Торговом Арбитраже (1924 год), об охране промышленной собственности и другие.[2] Однако они не были системными и не всегда доводились до конца.

Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание универсальной Международной Торговой Организации (МТО), которая наряду с
МВФ и Всемирным банком должна была стать третьим “столпом” в создавшейся системе. В функции МТО входило бы регулирование на многостороннем уровне социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались на конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской конференции
(август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так называемой
Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том числе
США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия, другие, менее развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных экономических связей. Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли (в сумме на 10 млрд. Долларов).[3] Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политических статей Гаванской хартии, содержавших правила по взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок получил название Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и на временной основе (до завершения процесса ратификации Устава МТО будущими странами-членами) вошел в силу в январе 1948 года.

Первоначально текст Соглашения состоял из трех разделов. Раздел I, состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения о режиме наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации) и списки взаимных уступок. Раздел II был посвящен торговой политике и представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли. Раздел
III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободной торговли и о применении Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был дополнен
Разделом IV “Торговля и развитие”, который был внесен в Соглашение по требованию развивающихся стран.

В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого раунда тарифных переговоров, проводившихся в рамках обсуждения Устава МТО, и временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских проблемах и статусе не стоял на повестке дня. Несмотря на то, что
Генеральное Соглашение содержало в себе основные положения, во многом схожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного вопросам торговой политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме того, Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении урегулирования разногласий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать