Особое место в вопросе вступления Казахстана в ВТО занимает согласование подходов стран - участниц Таможенного союза. На сегодняшний день все государства, входящие в союз, уже приступили к этой работе, однако нельзя не отметить тот факт, что они находятся на разных этапах вступления в ВТО.
На заседании правительства РК был представлен план мероприятий по
вступлению РК во Всемирную торговую организацию. Он предусматривает
следующее: разработку мер по защите внутреннего рынка, определение условий
по доступу на рынок республики иностранных товаров и услуг, принятие новых
законов в соответствии с соглашениями ВТО, внесение изменений и дополнений
в действующее законодательство для приведения его в соответствие с
международными нормами и правилами, проведение переговоров по вступлению в
ВТО.
Кроме того, во время работы заседания был утвержден новый состав
Межведомственной комиссии, рабочим органом было определено Агентство по
стратегическому планированию и реформам РК. На Межведомственную комиссию
была возложена очень ответственная роль - определить стратегию и тактику
переговоров, обсудить политические и экономические аспекты вступления в
ВТО, а также согласовать в рамках Таможенного союза темпы вступления в
организацию.
По итогам же обсуждения на заседании, а также с учетом замечаний и
предложений будут приняты соответствующие постановления правительства
РК.[32]
Конечно же, множество вопросов посвящено тарифам, таможенному режиму и намерениям правительства твердо следовать процессам либерализации торговли, включая ликвидацию нетарифных мер применительно как к импорту, так и экспорту товаров.
Другие вопросы касаются отношений Республики Казахстан с другими странами СНГ, выполнения Казахстаном положений Соглашения по интеллектуальной собственности, равно как и политики в области сферы обслуживания.
На первый взгляд этот список может испугать, но лучше подойти к его
рассмотрению с ясным пониманием того, что требуется для ответов на эти
вопросы. Кроме того, важно подчеркнуть, что Секретариат Всемирной торговой
организации готов оказать необходимую техническую и организационную помощь
Казахстану. Об этом сообщил генеральный директор ВТО Майк Мур на встрече с
министром экономики и торговли РК Мажитом Есенбаевым, которая состоялась в
Женеве в рамках очередного раунда двухсторонних переговоров по условиям
вступления республики в эту международную организацию.[33]
По информации МИД РК, контрпартнерами по переговорам выступили
Европейский союз и 12 стран-членов рабочей группы по вступлению Казахстана
в ВТО: Япония, Канада, Австралия, Швейцария, Польша, Болгария, Пакистан,
Латвия, Грузия, Бразилия, Куба и Мексика.[34]
“Переговоры были сосредоточены на предметном обсуждении условий доступа на казахстанские рынки товаров и услуг, мер поддержки отечественного сельского хозяйства”, говорится в сообщении.
При этом подчеркивается в информации МИД РК, казахстанская делегация
“закрепила ранее достигнутые договоренности” и “получила заверения в
поддержке вхождения Казахстана в ВТО”.
Главным итогом работы казахстанской делегации в Женеве, подчеркивается в сообщении, стала “открывшаяся перспектива перевода переговорного процесса на практические рельсы с последующим активным вовлечением в него всех основных партнеров по переговорам”. Следующий тур двусторонних переговоров по вступлению Казахстана в ВТО состоится в апреле текущего года. [35]
В рамках возможностей ВТО техническое содействие странам, подавшим
заявки, имеет приоритетное значение”.[36] Это могут быть курсы обучения или
семинары в данном государстве или предоставление экспертной помощи в
области проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО.
Программа подготовки дает возможность государственным служащим проходить в
ВТО курс интенсивного обучения.
Таким образом, путь Казахстана в ГАТТ/ВТО связан с длительным и
нелегким процессом разработки условий участия России в мировой торговле.
Прежде всего, следует отметить, что система ГАТТ/ВТО создавалась
десятилетиями. Сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой
отдельные страны приспосабливались последовательно и постепенно. Перед
Казахстаном же стоит задача внедрения всей совокупности системы ГАТТ/ВТО в
течение короткого промежутка в несколько лет.
3.3. Проблемы вступления Казахстана в ГАТТ/ВТО.
Интеграция стала необратимым процессом, и желание многих стран
вступить в ВТО объективно соответствует мировой тенденции глобализации.
Основная цель ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования
тарифными методами с последовательным снижением уровня импортных пошлин,
устранением различных нетарифных и иных препятствий в международном обмене
товарами и услугами. Однако не всегда и не всем вхождение в ВТО приносит
процветание, поэтому желающим необходимо определиться с тем насколько
ожидаемый эффект перевесит негативные последствия членства в организации.
И здесь показателен пример Китая, который более полутора десятка лет
готовился к вступлению в эту многостороннюю торговую систему. Итоги этих
лет впечатляющи: по производству электроэнергии, цветных металлов, сахара,
химических волокон и удобрений Китай вошел в число крупнейших
производителей, а по абсолютным показателям производства зерна, хлопка,
растительного масла, цемента, пряжи занял первое место в мире. По объемам
торговли - девятое. Причем более 85% экспорта страны приходится на
промышленную продукцию, товары первичной переработки составляют лишь
13%.[37]
Вместе с тем, Китай методично добивался уступок ВТО в различных сферах
взаимоотношений. Но даже такой длительный подготовительный период не
гарантирует Поднебесной безоблачного будущего. Так, по мнению многих
экспертов, присоединение Китая к ВТО приведет к тому, что в ближайшее
пятилетие в стране ежегодно около 1,5 млн. фермеров будут терять работу
(хотя согласованные размеры субсидий на сельское хозяйство составят 8,5%
ВВП). Снижение тарифов поставит под угрозу сотни тысяч рабочих мест в
автомобильной промышленности. Высокие таможенные пошлины на импорт (в
частности, на многие американские товары они превышают 25%) позволяют
сегодня поддерживать конкурентоспособность такой высокотехнологичной
продукции как компьютеры. Однако лидеры Китая полагают, что вхождение в ВТО
оживит слабеющий экспорт (доля китайских товаров на мировых рынках
возрастет как минимум вдвое - до 7%), привлечет дополнительные инвестиции,
и это позволит компенсировать возможные потери.
Безусловно, вступление Казахстана в ВТО также имеет свои плюсы и минусы. Сторонники вхождения утверждают, что в этом случае у казахстанских предприятий появятся стимулы для повышения эффективности производства, возможности защиты от антидемпинговых исков. К примеру, пакет соглашений этой организации включает в себя такие положения как генеральное соглашение по тарифам и торговле, соглашения по сельскому хозяйству, текстильным изделиям и одежде, антидемпинговым процедурам, защитным мерам, договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и т.д. Эти соглашения и открытость экономики будут способствовать развитию внутреннего рынка новых технологий, что, в свою очередь, позволит отечественному производству стать конкурентоспособным на мировом рынке.
Вместе с тем, анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко растет экспорт услуг.[38] В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в импорте - готовая продукция и услуги.
В первом полугодии 2001 г. при увеличении объема внешнеторгового
оборота на 19,5% к соответствующему периоду прошлого года темпы роста
импорта превысили темпы роста экспорта почти в 8 раз, что ведет к снижению
положительного сальдо внешнеторгового оборота. Так, если в январе - июне
2000 г. оно сложилось в размере $2019,7 млн., то за аналогичный период
текущего года составило всего $1263,9 млн. Торговое сальдо со странами СНГ
оказалось отрицательным и составило -409,5 млн. долл., тогда как в
аналогичном периоде прошлого года -22,8 млн. долл., увеличившись, таким
образом, почти в 18 раз![39]
Поэтому противники вхождения в ВТО считают, что это несет угрозу экономической безопасности страны и предлагают сначала создать эффективную экономику. Несомненно, вступление Казахстана в ВТО при крайне низкой доли экспорта готовой продукции и услуг сильно ударит по неконкурентоспособным отраслям и предприятиям. Очевидно, что в первую очередь это негативно отразится на пищевой промышленности, машиностроении. Поток импорта раздавит, в частности, только становящееся на ноги производство нефтегазового оборудования. Отмена таможенных пошлин приведет и к сокращению доходов от транзита товаров.
По мнению ряда экспертов, глобализация (а, ВТО, несомненно, является одним из эффективных ее инструментов) превращает конкуренцию из средства оздоровления слабых в средство их уничтожения, поскольку лишает неразвитые страны не просто доходов - самой возможности развития. Опыт показывает, что вступление в ВТО открывает внутренний рынок этих стран, прежде всего товарам, закрывая его, таким образом, для инвестиций (именно этим и объясняется факт замедления развития стран после вступления их в эту организацию).
В этой связи туманной остается перспектива встраивания отечественных
предприятий в транснациональные технологические цепочки. Во-первых,
предприятия, технологический уровень которых соответствует потребностям
ТНК, уже включены в их состав и вступление Казахстана в ВТО практически
никак на них не отразится. Во-вторых, так или иначе, войдя в состав ТНК,
эти предприятия так и не ощутили бурного притока инноваций и инвестиций.
Потери же казахстанских экспортеров от антидемпинговых расследований
(в частности, по экспорту урана, антидемпинговым санкциям США по
казахстанской горячекатаной стали) по сравнению с общим объемом экспорта не
настолько велики, чтобы стать одним из приоритетов государственной
политики: в этом отношении стране значительно проще и выгоднее сократить
(например, вдвое) невозвращение экспортной выручки.
Как уже отмечалось, вхождение в ВТО требует длительного
подготовительного периода. История же независимого Казахстана показывает,
что наши попытки (как, впрочем, и России) получить уступки аналогичные
китайским по разным причинам не удаются. А бороться есть за что. Так,
уровень импортного тарифа после присоединения к ВТО должен способствовать
конкурентоспособности отечественных товаров. Поэтому большинство стран
перед вступлением ужесточают защиту собственных рынков: после вступления в
Организацию повысить импортные тарифы уже невозможно. Казахстан поступает
наоборот.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10