Соглашения устанавливает, что в отношении таможенных пошлин и формальностей страны-участницы будут применять режим наибольшего благоприятствования.
Статья II в общей форме говорит о том, что страны-участницы должны согласовывать списки тарифных уступок.
Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединятся к ГАТТ, на него распространяются все существующие тарифные льготы. Поэтому вступающее в ГАТТ государство должно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа. Затем эти тарифные уступки консолидируются в списке тарифных уступок, который становится частью Генерального соглашения.
Статья V провозглашает свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.
За время существования ГАТТ статьи, касающиеся таможенно-тарифных
вопросов, значительно расширились за счет многочисленных поправок и
дополнений. Наиболее важные изменения связаны с включением новых статей
XXXVI и XXXVII, в которых признается право развивающихся стран повышать
таможенные пошлины для защиты своей экономики, а также фиксируется
обязательство развитых государств снижать пошлины на товары развивающихся
государств. Сессия ГАТТ на уровне министров (ноябрь 1982 года)
рекомендовала всем странам-участницам принять меры для скорейшего
применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров для
тарифных и статистических целей.[8]
Антидемпинговые и компенсационные пошлины. Статья VI ГАТТ определяет
демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что товары одной страны
поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости этих
товаров. Соглашения о толковании этой статьи (а также статей XVI, XXIII,
посвященных субсидиям) были подписаны в ходе “токийского” раунда ГАТТ
(Кодекс о субсидиях и Антидемпинговый Кодекс). Смысл рассматриваемой статьи
заключается в создании юридических оснований для принятия странами-
участницами защитных мер против “нечестной практики” компаний или
правительств стран экспортеров. При этом еще в период разработки
Генерального Соглашения было достигнуто понимание, что Статья VI ГАТТ
относится только к ценовому демпингу. В целях устранения демпинга, который
“причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности
Договаривающейся Стороны,[9]” любая страна-участница, осуществив
предварительное расследование факта демпинга, может налагать на любой
поступающий в порядке демпинга товар антидемпинговую пошлину в размере, не
превышающем демпинговую разницу. Последняя определяется как разница между
демпинговой ценой товара и его “нормальной ценой”, которая рассчитывается в
соответствии с положениями Антидемпингового Кодекса. Обычно это цена, по
которой аналогичный товар продается в стране-экспортере. Термин
“аналогичный товар” трактуется как “продукт, подобный во всех отношениях
рассматриваемому продукту, а в случае отсутствия такового, другой продукт,
свойства которого имеют близкое сходство со свойствами рассматриваемого
продукта, хотя и не подобны им во всех отношениях”.[10]
В соответствии со Статьей VI ГАТТ компенсационная пошлина может налагаться на импортируемые товары в размере, эквивалентном дотации или субсидии, которая представлена прямо или косвенно на производство или экспорт этих товаров в стране происхождения или экспорта, причем в случае явного применения экспортных субсидий Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам разрешает вводить компенсационные пошлины без доказательств наличия или угрозы материального ущерба.
Статья VI запрещает квалифицировать освобождение от пошлин или сборов аналогичных товаров, когда они предназначены для потребления в стране происхождения или экспорта, как субсидирование, а, следовательно, и взимать по этим причинам рассматриваемые пошлины.
Таможенная оценка. Статья VII касается оценки товаров для взимания таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех стран-участниц принципы определения таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товара должна основываться на его фактической стоимости и не может определяться на базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественного происхождения. Под фактической стоимостью понимается цена, по которой этот или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и в таком месте, которое определяется законами страны импортера.
В результате “токийского” раунда ГАТТ появилось Соглашение о применении Статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке). Его положения широко применяются в международной торговле. Принцип таможенной оценки, положенный в основу этого Соглашения, заключается в использовании так называемой цены сделки. Цена сделки - это цена, которая реально уплачена за импортируемый товар. В эту цену может включаться ряд дополнительных расходов покупателя (комиссионные, брокерские, расходы на лицензионное вознаграждение, стоимость упаковки, оплата услуг, предоставляемых экспортером). В случае невозможности определения цены сделки для таможенных целей могут последовательно применяться четыре других способа: 1) цена идентичного товара; 2) цена аналогичного товара; 3) цена за единицу идентичного или аналогичного товара, везенного в то же время; 4) расчетная цена товара.
Статья IX Соглашения указывает на необходимость использования курса валют, опубликованного компетентными органами страны-импортера, который должен, насколько это, возможно, реально отражать соотношение паритетов валют по текущим коммерческим операциям.
Количественные ограничения. В соответствии со Статьей XI ГАТТ общим правилом является отказ от применения “любых запретов или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов”.[11] Это общее правило, однако, сопровождается целым рядом исключений и оговорок, разрешающих применение количественных ограничений: 1) в случае ограничения экспорта в целях предотвращения нехватки продовольствия; 2) в случае ограничений в связи с применением стандартов и правил о классификации, сортировке и реализации товаров, обращающихся в международной торговле; 3) в случае ограничений на импорт любого сельскохозяйственного товара или продукта рыболовства, необходимых для проведения правительственных мероприятий по корректировке положения на соответствующих рынках отечественных товаров (в целях устранения перепроизводства); 4) в случае ограничений в целях равновесия платежного баланса.[12]
Важным является положение ГАТТ, закрепленное в Статье XIII, которое устанавливает недискриминационное применение количественных ограничений, то есть в отношении количественных ограничений применяется режим наибольшего благоприятствования.
Субсидии. ГАТТ в принципе отвергает практику субсидирования, как производства, так и экспорта. Хотя в Соглашении не содержится прямого запрета на применение субсидий, оно увязывается с определенными требованиями.
Во-первых, каждая страна-участница обязана письменно уведомлять о
любых субсидиях, которые оказывают воздействие на масштабы торговли прямо
(субсидирование экспорта) или косвенно (субсидирование производства), а
также консультироваться по вопросам применения субсидий, если того требуют
другие участники Соглашения. Во-вторых, страны не должны применять субсидии
на экспорт сырьевых товаров таким образом, чтобы в результате их применения
страна получила необоснованно высокую долю на мировом рынке данного товара.
Как и в ряде других статей ГАТТ для оценки величины обоснованной доли
используются данные за предшествующий период, а также принимаются во
внимание такие факторы, как повышение производительности, улучшение
качественных характеристик.
В ходе переговоров “токийского” раунда ГАТТ было разработано
Соглашение о толковании и применении статей VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс о
субсидиях), часть II которого целиком посвящена субсидиям. В частности,
конкретизированы критерии, дающие основания договаривающимся сторонам
требовать отмены субсидий, применяемых одной из них, более подробно
разработана процедура консультаций, урегулирования споров и применения,
ответных мер в случае, когда доказано, что субсидия не соответствует
положениям Статьи XVI. К числу запрещенных субсидий Кодексом, в частности,
отнесены: прямые правительственные субсидии фирме или отрасли
промышленности, зависящей от экспортных заказов; программы удержания валюты
или любая аналогичная практика, которая предусматривает надбавки (премии)
за экспорт; обеспеченные или санкционированные правительством льготные
транспортные или фрахтовые расходы; предоставление правительством на
льготных условиях (по сравнению с производством на внутренний рынок)
товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт; различные
виды льгот при налогообложении; предоставление экспортных кредитов по
заниженным ставкам.
Несмотря на то, что за неправомочное применение субсидий ГАТТ предусматривает определенные санкции, вопросы субсидирования являются наиболее острыми в переговорной практике участников Соглашения.
Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров. Статья XIX
ГАТТ устанавливает правила использования “защитных мер” при импорте
отдельных товаров. Она предусматривает, что “если в результате
непредвиденных обстоятельств и выполнения, взятых на себя какой-либо
Договаривающейся Стороной обязательств, включая тарифные уступки, какой-
либо товар импортируется на территорию этой Договаривающейся Стороны в
таких возросших количествах и при таких условиях, что они причиняют или
угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных
или непосредственно конкурирующих с ним товаров, Договаривающаяся Сторона
имеет право в отношении этого товара приостановить обязательство полностью
или частично, или аннулировать уступку, или внести в нее изменения в такой
степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для предотвращения
или устранения ущерба”.[13] Реализация права стран-участниц на чрезвычайные
меры в отношении импорта отдельных товаров должна осуществляться на основе
принципа наибольшего благоприятствования.
Общие исключения. Статьи XX и XXI ГАТТ образуют группу исключений
общего для всех стран-участниц характера. Применяя их страны должны
соблюдать два условия: во-первых, такие меры должны применяться на
недискриминационной основе, и, во-вторых, они не должны иметь характер
скрытых ограничений торговли. При соблюдении этих условий ничто в
Соглашении не должно трактоваться как препятствие принятию или
осуществлению какой-либо страной-участницей мер: необходимых для защиты
общественной морали; необходимых для охраны жизни и здоровья человека,
животных и растений; относящихся к импорту или экспорту золота и серебра;
необходимых для обеспечения соблюдения законов и постановлений (не
находящихся в противоречии с положениями ГАТТ), в том числе о выполнении
таможенного законодательства, законодательства о торговых монополиях, об
охране патентов, торговых марок и авторских прав; относящихся к товарам,
производимым трудом лиц, находящихся в заключение; принимаемых для охраны
национальных сокровищ художественной, исторической или археологической
ценности; относящихся к предотвращению истощения природных ресурсов, если
подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего
производства и потребления; связанных с ограничением экспорта отечественных
материалов, необходимого для обеспечения этими материалами отечественной
обрабатывающей промышленности; существенных для приобретения или
распределения товаров, дефицитных для отдельных районов или повсеместно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10