Инфляция в странах с переходной экономикой

Косвенным показателем инфляции могут служить: рост номинальной ставки процентов; прирост денежной массы в процентах; темпы прироста денежной массы и динамика спроса на деньги, наличие и резервы золотых и валютных резервов, соотношение валютных резервов и денежной базы служат индикаторами раннего предупреждения, характеризующими степень устойчивости и ожидаемую динамику цен.


1.3 Причины инфляции


Основные различия при подходе к теории инфляции заключаются в определении ее причин, в качестве которых выдвигаются превышение денежной массы над товарной, эмиссия, несоответствие темпов роста производительности труда и заработной платы, дефицит бюджета, избыточные инвестиции, чрезмерный рост заработной платы и издержек производства и др.

Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Вообще, корни такого явления, как инфляция, кроются в ошибках проводимой государственной политики. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин и проявляется она не только в повышении цен.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Так, например, инфляционный процесс в России усиливали падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. Внутренние причины  чаще всего скрываются в неверной финансовой политике государства.

Важнейшими причинами инфляционного роста цен являются:

1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов. Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и, следовательно,  к росту цен.

2. При финансировании инвестиций, осуществляемых подобным образом. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополия имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "Гонки цен", а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров и связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.

4. Рост “открытости" экономики страны, втягивание ее в мировые хозяйственные связи, вызывает опасность "импортируемой" инфляции. Так, к примеру, скачок цен на энергоносители вызывает рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке - на другие товары. В условиях неизменного курса валюты, страна каждый раз испытывает воздействие "внешнего" повышения цен на импортируемые товары. Вместе с тем, возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены.

5.  "Инфляционные ожидания". Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции. Так население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. Население запасается товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию. Многие западные экономисты и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление - важнейшая задача антиинфляционной политики.


1.4 Инфляция спроса и издержек

 

Инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неденежных факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов  переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая инфляцию.

В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают виды инфляции:

1.      Инфляция спроса

2.      Инфляция издержек

3.      Структурная инфляция

4.      Импортируемая инфляция.

В рамках этих концепций рассматривают различные причины инфляции, вызванные  различными денежными факторами.

1)                Инфляция спроса. По Дж. М. Кейнсу, теория инфляции, вызванная избыточным спросом, исходит из необходимости управлении совокупным спросом. Согласно этой концепции, «спрос создает денежную массу». Проводя анализ доходов и расходов экономических субъектов (государства, предпринимателей, трудящихся), этот исследователь доказал, что стимулирование увеличения спроса со стороны государства и предпринимателей влечет за собой рост производства и занятости.

Инфляция спроса – это результат увеличение совокупного спроса, из–за которого кривая совокупного спроса сдвигается вправо с одновременным повышением уровня всех цен. В такой ситуации экономика будет работать как бы выше уровня полного использования (полной занятости) всех производственных ресурсов. Но поскольку реально это невозможно, то возникает ситуация кратковременного (поначалу) завышения оценки обществом товаров и услуг, произведенных из имеющихся ресурсов.


         В дальнейшем ситуация будет развиваться следующим образом:


Рис.1. Возникновение инфляции спроса.


Инфляция спроса имеет место лишь в том случае, когда денежные расходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх из положения СС в положение СС1 (рис.1). Соответственно, наблюдается и рост цен, положение которых в конечном итоге зафиксируется на уровне УЦ2 .

Итак, можно сделать вывод, что инфляция спроса это - явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса и вызывается следующими денежными факторами:

- Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения. Данный фактор был характерен для экономики СССР, когда более 50% ВВП направлялось на военные цели, однако инфляция носила скрытый характер;

- Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот центрального банка.

-Кредитная экспансия банков.

-Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом. Второй канал связан с колебаниями валютных курсов.

-Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительные денежный эквивалент.

2) Инфляция издержек. Теория  «инфляции издержек» вытекает из теории «инфляции спроса» Кейнса, считавшего «истинной» инфляцией — инфляцию издержек производства. Основу этой теории составляет «инфляционная спираль» — заработная плата, цены. Она объясняет рост цен ростом издержек производства, причем, по мнению Кейнса, инфляцию вызывают лишь издержки, связанные с ростом заработной платы. Рост заработной платы и доходов населения не должен опережать роста производительности труда в экономической системе.

Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

-Лидерство в ценах. Крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентируются на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.

-Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961-1973 г.г. составлял 2,3%, то в 1974-1980 г.г.­ 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были и для других промышленно развитых стран. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.

-Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом  производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства.

-Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать