Таким образом, увеличение большинства цен в промышленности России представляет собой не инфляцию издержек в чистом виде, а эффект распространения на реальный сектор ценовых импульсов инфляции спроса.
Иная ситуация наблюдается на предприятиях второй группы, спрос на продукцию которых не только не сократился в ходе рыночной трансформации, но в ряде случаев даже возрос. Ввиду того, что спрос на их продукцию относительно неэластичен и увеличение цен на нее обычно не приводит к уменьшению выручки, такие предприятия могут выступать в качестве источника инфляции издержек. Однако таких процессов не наблюдается, что обусловлено значительной вовлеченностью этих предприятий в процессы взаимного кредитования.
Возможности данных предприятий увеличивать цены на свою продукцию ограничены нехваткой у потребителей ликвидных денежных средств. В результате повышение цен происходит в несколько иной форме, чем в рыночной экономике: в поступающих к предприятиям платежах увеличивается доля низколиквидных платежных инструментов.
Таким образом, в трансформируемой экономике можно выделить три структурных элемента инфляции: спросовая инфляция в потребительском секторе, открытая инфляция в реальном секторе, вызванная изменением потребительских цен и скрытая форма инфляции издержек в виде прироста задолженности предприятий.
Спецификой инфляции в переходной экономике являются две особые формы реализации инфляции издержек. Первая отражает рост цен в реальном секторе под воздействием факторов спроса и может рассматриваться как квазиинфляция издержек. Вторая порождается на производствах, чья продукция является “дефицитной” на внутреннем рынке, и проявляется в скрытой форме: увеличении в обращении низколиквидных платежных средств, что выступает превращенной формой инфляции издержек, т.е. рост задолженности предприятий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Инфляция в трансформируемой экономике России – сложное социально-экономическое явление. В этой связи нельзя с уверенностью утверждать, что оно вызывается только лишь монетарными или исключительно затратными факторами. В конечном итоге эти группы факторов оказываются взаимосвязанными. Рост денежной массы, обусловленный необходимостью покрытия бюджетного дефицита, а также возросшей потребностью хозяйствующих субъектов в деньгах (вследствие выросших цен), вызывает повышение уровня инфляции и ускорение ее темпов. Быстрое обесценение денег приводит к переориентации предприятий и отдельных граждан на расчет наличными средствами. Рост же удельного веса высоколиквидных активов в денежной массе, как известно из практики, подпитывает инфляцию.
В то же время растущие издержки производства в условиях финансового ограничения для предприятий приводят к росту взаимозадолженностей между ними. Возникает кризис неплатежей и увеличение количества низколиквидных платежных средств в сфере обращения. Сфера обращения принимает безденежный характер. Этот факт позволяет некоторым специалистам говорить о снижении в трансформируемой экономике значения монетарных факторов инфляции. Это представляется не совсем верным. Поскольку кризис неплатежей означает уклонение от уплаты налогов, недопоступления в бюджет и как следствие, появление бюджетного дефицита – первопричины инфляции. Неплатежи придают инфляции скрытый характер, т.к. сопровождаются ростом цен, с которыми заинтересованным сторонам приходится считаться из-за безысходности.
Возрастает потребность в деньгах, и если правительство идет навстречу и включает печатный станок, то вновь уровень инфляции увеличивается вследствие роста денежной массы.
Возможен и другой вариант развития инфляции. При повышающейся внутренней задолженности государства, сохранении высоких процентных ставок, отсутствии доверия к национальной валюте спрос на деньги не растет, а уменьшается. Но тогда при прочих равных условиях повышается скорость денежного обращения, что больше усиливает инфляцию.
Таким образом, нельзя говорить о приоритетности тех или иных факторов в развитии инфляционного процесса в экономике России.
2.3 Антиинфляционная политика в России
Антиинфляционная политика экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на подавление инфляции. Для этого же сначала необходимо выстроить “дерево целей” для сдерживания ее основных факторов.
Общеэкономические меры.
Необходимо завершить начатые реформы предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем в целях формирования цивилизованной рыночной инфраструктуры.
Но реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем невозможно без подъема национального производства. Поэтому первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. Россия должна, во что бы то ни стало выбраться из “ловушки ликвидности”, о которой говорил Кейнс. Мировая практика показывает, что возможно добиться максимального привлечения капиталов из частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.
“Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России” предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1,5 до 5%. Но жесткий контроль за ее исполнением отсутствовал и за 6 лет не заработала ни одна схема по поддержке инвестиций и НТП.
Важную роль в регулировании инвестиций должны сыграть комиссии по инвестиционным конкурсам, рассматривающие проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%).
Потенциальным источником инвестиций остается репатриация капиталов, переведенных за рубеж по нелегальным и легальным каналам.
Традиционно делается ставка на иностранные инвестиции. Но здесь Россия не может рассчитывать на их большой приток, т.к. во-первых, мало реально свободных капиталов ,во-вторых инвесторы обеспокоены социально-экономической обстановкой в стране и заняли выжидательные позиции, и в-третьих интересуют прямые вложения капиталов, а иностранные инвесторы предпочитают портфельные инвестиции.
Сдерживание финансовых факторов инфляции.
Ключевое место в антиинфляционном регулировании должно занимать оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм бюджетного кризиса в России. Последний проявляется в неисполнении бюджета, секвестировании расходов незащищенных статей бюджета ради “пожарных” мер по выплате пенсий и заработной платы, нецелевом использовании бюджетных средств (предвыборная “черная касса”), слабом контроле за исполнением бюджета. С 1995г.в Росси преобладала политика по покрытию бюджетного дефицита, но за счет выпуска не денег, а государственных ценных бумаг, которые размещались как среди резидентов, так и среди нерезидентов. Это привело к тому, что Россия кроме внутреннего долга по ГКО приобрела и внешний.
Поскольку чрезмерный внешний и внутренний долг выступают факторами инфляции при отсутствии возможности для их погашения, то необходимо не только устанавливать, но и соблюдать его лимит.
После финансового кризиса 1998г. возникла необходимость к возврату к эмиссии денег в целях покрытия бюджетного дефицита. Поэтому встает необходимость соблюдения лимитов денежной эмиссии и установления возврата кредитов, выдаваемых государству ЦБ.
Неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита должна стать
разумная налоговая политика. Последняя должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. В российской же налоговой системе сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющих уклониться от уплаты налогов.
Специфической для России мерой антиинфляционного регулирования является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. В этой связи актуальной задачей является нормализация денежных расчетов путем ликвидации задолженности предприятий друг другу и бюджету. При помощи государства предстоит урегулировать задолженность путем клиринговых многосторонних зачетов.
Регулирование денежных факторов инфляции.
В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами, поэтому диспропорции в экономике приобретают денежную форму.
Поэтому одним из элементов антиинфляционной политики является регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.
Однако в России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы.. Для удовлетворения потребностей хозяйства в деньгах появились тысячи неофициальных эмиссионных центров, выпускающих денежные суррогаты.
Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии, очистить денежный оборот от суррогатов сомнительного юридического происхождения и рассчитывать денежный оборот с учетом реальных потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В стране велика доля наличных средств в обращении (30-40% против 5-10% на Западе). Снижению потребностей оборота в наличных деньгах может способствовать развитие различных платежных карточек, совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы через банкоматы.
В антиинфляционных мерах большая роль принадлежит также регулированию скорости обращения денежной единицы, т.к. ее увеличение равносильно дополнительной денежной эмиссии при прочих равных условиях.
Оздоровление банковской системы.
Важным направлением антиинфляционной политики является санация и реструктуризация банковской системы. С 1998г. деятельность крупных банков была парализована вследствие “замораживания” 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО. Это в свою очередь привело к кризису неплатежей в банковской системе, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и валютные средства. Все средства хлынули на валютный рынок.
Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые структуры, В итоге многие банки стали оказались банкротами, количество их сократилось в 2 раза.
Для восстановления платежеспособности банков ЦБ принял меры. В их числе проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательных резервов, стабилизационные кредиты, создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.
Требует особого внимания регулирование и контроль ЦБ РФ за деятельностью других звеньев банковской системы в целях ее ориентации на обслуживание реального сектора экономики.
Регулирование цен и заработной платы.
Эта мера – составная часть многофакторной политики по преодолению инфляции. Шоковая либерализация цен в 1992г. раскрутила инфляционную спираль заработной платы и цен. Предприятия- монополисты предпочитают увеличивать цены, а не расширять производство. Лишь с 1997г. наметился позитивный сдвиг в этом направлении. Под давлением государства произошло добровольно-принудительное снижение тарифов и ограничение роста естественных монополий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10